Доклад на тему: “Использование информационно- коммуникационных технологий как средство познавательной активности обучающихся на уроках башкирского языка”

Ахметзянова Земфира Ягфаровна

Учитель башкирского языка

МБОУ ООШ д. Красный Клин


Доклад на тему:
“Использование информационно-

коммуникационных технологий как средство

познавательной активности обучающихся

на уроках башкирского языка и литературы”





























Использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
как средство познавательной активности обучающихся на
уроках башкирского языка и литературы
Учитель идущий в ногу со временем, сегодня психологически и
технически готов использовать ИКТ в преподавании. Включение ИКТ
в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы
учебно- познавательной деятельности на уроках, сделать активной и
целенаправленной самостоятельную работу обучающихся, повысить
интерес к изучению родного языка, развивать творческий потенциал
учащихся. Обычный урок часто сводится к иллюстративному методу : делай как я (посмотри-повтори-запомни).

Компьютер может использоваться во всех этапах обучения: при
объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний,
при повторении ранее изученного, при контроле знаний, умений и
навыков.
Эффективность применения информационных технологий
на уроках башкирского языка не подлежит сомнению. В числе
преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию гибкость и вариативность.
Компьютер нам помогает повысить уровень преподавания,
обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации,
являясь, наконец, стимулом в обучении.
Основные направления использования нашими учителями
башкирского языка компьютерных технологий на уроке
1.Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
Создание и применение на уроке электронных презентаций
на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих
методических принципов для них.
В функции учителя электронная презентация представляет:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных
этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается
неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
интенсифицировать урок, исключив время для написания
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения.
использовать большое количество иллюстративного
материала;
материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения.
На уроки и внеклассные мероприятия делаем с учащимися
презентации, слайды. Некоторые из них вы сможете увидеть на экране.
1.Презентация Ахметзяновой А (8 класс) Пещера Шульганташ -
Капова пещера. Отмечен Дипломом Всероссийского дистанционного
конкурса «Планета увлечений» показ
2. Подготовили презентации на Совенок-2013 с Фазыловым А.
(“Права сказочных героев”), Ахметзяновой А (“ Образ лисы в
народных сказках”), Хасановой Г. (О творчестве З.Биишевой”) показ
2.Интерактивный демонстрационный материал (упражнения,опрные
схемы,игры)
Например , “В литературной гостиной” , “В гостях у башкирского языка” и
Игра “€I‰би‰тт‰ QунаQта” показ
3.Тренажер (электронные учебники) показ
4.Контроль умений и навыков учащихся
При помощи компьютера преподаватель сможет быстро и эффективно
провести этап актуализации пройденного материала. Для этого он
разрабатывает несколько простых, требующих односложных ответов
вопросов или заданий по творчеству писателей, либо конкретно по
произведению. Таким образом можно проверить степень усвоения
материала, домашнее задание, определить уровень первичного
восприятия произведения, степень подготовленности учащихся к уроку и
восприятию нового материала.
Например, следующими вопросами можно проверить, насколько
внимательно прочитали учащиеся биографию З.Биишевой
Тест
1. В каком районе работала будущая писательница после окончания
Оренбургского Башкирского педтехникума в 1929 году?
Белорецком.
Баймакском.
Мечетлинском.

2. Как называется первый рассказ писательницы, опубликованный в
журнале «Октябрь» в 1930 году?
«Среди ручейков».
«Три вечера».
«Утро в степи».

3. Как называется ее первая книга, вышедшая в 1942 году?
«Дружба».
«Мальчик-партизан».
«Живые буквы».

4. В каком году З.Биишева становится членом Союза писателей СССР?
1943 г.
1949 г.
1962г.

5. Как называется повесть в стихах, опубликованная в 1953 году?
«Гульямал».
«Конхылу».
«Гульниса».

6. В каком году выходит в свет роман «Униженные»?
1957 г.
1959 г.
1960 г.

7. Эпиграфом стихотворения «Весенняя песня» являются следующие
строки: «Писал я песни на груди холмов, чтоб сокровенные они познали
тайны». Кто автор этих строк?

Шаихзада Бабич.
Габдулла Тукай.
Мажит Гафури.

8.«...И для полного счастья мне нужно не так уж много. Звонко петь
от влюбленности в этот таинственный мир». Из какого произведения эти
строки?

«Весенняя песня».
«Песня зари».
«Пою».

9. «Люблю тебя и горюю всю жизнь,
Зачем родилась я так поздно?
Я бы воином рядом с тобою была
В бою, в испытании грозном». Кому посвящены эти строки?

Ахметзаки Валиди.
Салавату Юлаеву.
Шаихзаде Бабич.

Учащиеся могут отвечать на вопросы устно, письменно в тетрадях,
на компьютере, преподаватель же сможет быстро проверить и
оценить их работу Тестовый контроль и формирование умений и
навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее
и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и
незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса
удобен и прост для оценивания в современной системе обработки
информации.

5.Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

(Показываю Дипломы)

6.Работа с ресурсами Интернет ( Показываю сайты ,где можно

увидеть итоги)

7.Участие в дистанционных конкурсах ,олимпиадах

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения способствует
повышению интереса к башкирскому языку, созданию необходимого
эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную
творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой
личности , умения самостоятельно решать возникающие в реальной
жизни проблемы.
С помощью компьютера на уроках увеличивается объем тренировочных
упражнений, дифференцируются по степени трудности.
На уроках активно внедряем национально-региональный компонент,
который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах
родного края, народных традициях и языка разных национальностей,
живущих в Республике Башкортостан.(Показываю презентацию )
Систематическое использование информационных технологий на уроке
позволяют сделать следующие выводы:
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта
школь­ников и навыков самостоятельной работы по поиску информации;
разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа са­
мостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслежи­
вание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда
имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие
его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в
группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению
в целом), улучшение качества образования, активизация творческо­
го потенциала ученика и учителя, включение школьников и педаго­
гов в современное пространство информационного общества, са­
мореализация и саморазвитие личности ученика.
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров,
я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные
технологии не могут заменить учителя во время урока. Пробудить
эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель.
 
·