Перспективное планирование работы по развитию связной речи в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР (по Нищевой)



СТАРШАЯ ГРУППА



Осень. Признаки осени.
Деревья осенью.
Перелетные птицы.
Огород. Овощи
Сад. Фрукты
Лес. Грибы ягоды.
Одежда.
Обувь.
Игрушки.
Продукты питания.
Посуда.
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)


Развитие связной речи и речевого общения



1.Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2.Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3.Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
4.Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
5.Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.



Зима. Зимующие птицы.
Дикие животные зимой.
Дом-е животные зимой.
Новогодние забавы.
Мебель.
Транспорт.
Профессии на транс-рте.
Детский сад. Профессии.
Ателье.
Стройка.
Наша армия.
II период (декабрь, январь, февраль)


Развитие связной речи и речевого общения



1.Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2.Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.
3. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
4.Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.


Комнатные растения.
Мамин праздник.
Рыбы.
Весна. Приметы весны.
Наш город.
Космос.
Откуда хлеб пришел?
Почта.
Наша страна.
День Победы
Лето. Цветы на лугу.
Насекомые. ПДД
III период (март, апрель, май)


Развитие связной речи и речевого общения



1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей: вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.
3. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких рассказов.
4. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать этом.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА


Осенние месяцы.
Деревья осенью.
Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.
Фрукты. Труд взрослых в садах.
Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.
Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету.
Поздняя осень. Грибы, ягоды
Домашние животные и их детеныши.
Дикие животные и их детеныши.
Осенние одежда, обувь, головные уборы.
Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы.
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)


Развитие связной речи и речевого общения


1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях , впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса , но и познавательного общения.
2.Совершенствование навыка
·ведения диалога , умения задавать вопросы , отвечать на них полно и кратко.
3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах , фруктах , ягодах , грибах , одежде , обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.
4 .Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану . Обучение пересказу с изменением времени и лица рассказчика.
5.Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.


Дикие животные зимой.
Мебель. Назначение мебели. Части мебели.
Посуда, виды посуды. Материал.
Новогодние забавы.
Транспорт. Виды транспорта. Профессии на тр
Профессии взрослых. Трудовые действия
Орудия труда. Инструменты
Животные жарких стран, повадки, детеныши.
Животные севера, повадки, детеныши.
Животный мир морей и океанов.
День Защитников Отечества.
II период (декабрь, январь, февраль)


Развитие связной речи и речевого общения


1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков . Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения ( внимательно слушать собеседника , задавать вопросы , строить высказывания кратко или распространенно) .
2.Совершенствование умения составлять описательные о предметах и объектах , рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
3.Формирование умения составлять рассказы из личного опыта , рассказывать о переживаниях , связанных с увиденным , прочитанным.
4.Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказа и знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.




Наша Родина – Россия.
Мамин праздник.
Москва столица России.
Наш родной город- Димитровград.
Весна. Растения и животные весной.
Мы читаем. С.Я.Маршак
Мы читаем. И. Чуковский
Мы читаем. С. В. Михалков
День Победы.
Мы читаем. А. Л. Барто
Мы читаем. А. С. Пушкин
Скоро в школу. Школьные принадлежности

III период (март, апрель, май)


Развитие связной речи и речевого общения


1.Повышение речевой коммуникационной культуры и речевых коммуникативных навыков.
2.Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах , рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
3.Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта , рассказывать о переживаниях , связанных с увиденным , прочитанным.
4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды , включая в повествование описание природы , окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
5. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.
6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и сказок по коллективно составленному плану . Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.



15