Программа Молодежного клуба Патриот




Образовательная программа
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ





Молодежный клуб «ПАТРИОТ»




Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 3 года











Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Семенова Ольга Владимировна











г. Аткарск
Саратовская область



2015 г.


Пояснительная записка

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения всегда была одной из актуальных задач государства и общества.
Для государства важно воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру народов, населяющих Россию. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Базовым вектором проекта Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «направленность на процессы интеграции различных институтов социализации в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и её новизна заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а также придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества».
Век инноваций и стремительного развития информационных технологий привел общество в состояние нравственного хаоса. Моральные ценности, накопленные, выстраданные народом, стали забываться, трансформироваться и, как следствие – наблюдается утрата семейных идеалов и нравственно-психологическая дисгармония в обществе. Особую тревогу, конечно же, вызывает здоровье подрастающего поколения, отсутствие эффективной концепции духовно-нравственного воспитания молодежи. В подобной ситуации возрождение духовности в современных условиях может быть связано с возвращением к историческим корням народа, его традициям. Для Российского государства они связаны с безграничной любовью и преданностью своему Отечеству. История государства Российского изобилует такими примерами – от Ильи Муромца и Александра Невского до Александра Суворова и маршала Г.К.Жукова. Дни важных сражений, войны и победы русского народа всегда должны быть в памяти людей, особенно это должны знать юноши, которые в будущем станут защитниками страны. Одно из направлений деятельности клуба «Патриот» - чествование дней воинской славы России.
Патриотизм – это система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Именно поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является создание условий для формирования устойчивой системы сохранения культурных ценностей и укрепления духовно-нравственного единства российского народа.

Практическая значимость программы

Для социализации обучающихся, чтобы дети быть готовы к взрослой жизни, им необходимо получить «базовый набор социальных компетенций».
С раннего возраста необходимо воспитывать в личности высокие морально-нравственные устои, понимание преобладания ценностей общественных, государственных над корпоративными и личными, прививать уважение к культурному наследию своего народа, готовность к самопожертвованию на благо Отечества, воспитывать любовь к малой родине, чувство гордости за свою страну.
Данная программа составлена на основе организации работы по патриотическому воспитанию подростков и молодежи в содружестве с общественными организациями и объединениями военно-патриотической направленности, с отделами ведомств МЧС и ОВД, а также с молодежными общественными организациями района.
Программа молодежного клуба включает в себя историко-патриотическое, военно-спортивное и духовно-нравственное воспитание, что позволит добиваться следующих результатов:
формирование у обучающихся чувства патриотизма как источника возрождения величия и могущества России;
активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России;
привлечение ветеранских организаций к работе с молодёжью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для сохранения преемственности боевых и трудовых традиций;
изучение и внедрение передового опыта в практику патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;
знакомство учащихся с профессиями, в которых могут реализовать свои знания, умения и навыки в сфере военной и государственной службы (пожарные, спасатели, правоохранительные органы, контрактная военная служба и др.);
проведение конкурсов, акций, мероприятий и выставок, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России;
привлечение социальных партнеров к работе с мо
·лодежью, взаимодействие и сотрудничество с другими молодежными, военно-патриотическими объединениями в рамках мероприятий военно-спортивной, героико-патриотической направленности, а также в рамках культурно-массовой работы.

В основе практики патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей. Такой подход к данному направлению работы позволяет полно сформировать качества, умения, навыки, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину России.
В ходе реализации программы создаются такие условия, при которых обучающиеся стремятся стать физически здоровыми, духовно и нравственно окрепшими, готовыми нести военную и государственную службу, развивать в будущем свою деятельность на благо Отечества, кроме того, морально подготовленные к следующему этапу своего психологического развития – вступлению во взрослую жизнь, т.к. ребята в возрасте 16-18 лет заканчивают учебные учреждения, выбирают свой жизненный путь, профессию, готовятся к службе в рядах российской армии, поступают в высшие учебные заведения, а в дальнейшем создают семьи.

Отличительные особенности программы

Одна из главных отличительных особенностей данной программы защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка подростков к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами. Региональный компонент в обучении вводится на основе преемственности поколений и уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории. В данном аспекте рассматривается включение в программу патриотического воспитания знакомство с историей и культурным развитием Аткарска и Аткарского района, знакомство с памятными и историческими местами, людьми, событиями, фактами.

Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности юного гражданина России, формированию чувства долга, верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите.
Задачи:

В рамках достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда поставленных задач:
Обучающие:
знакомство с лучшими традициями российского воинства, почитание дней воинской славы России;
знакомство со знаменательными битвами и сражениями в истории ВОВ;
знакомство с героическими профессиями, социализация подростков;

Развивающие:
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
обеспечение условий для самовыражения молодежи, их творческой активности;
формирование навыков публичных выступлений, умения выражать свою мысль, реализовать идею;

Воспитательные:
воспитание гражданственности и любви к Родине, к малой родине, к ее богатствам и истории;
духовно-нравственное воспитание детей и подростков;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому своего народа, землякам, уважения к ветеранам ВОВ.


Виды занятий: беседы, исследовательская работа, проектная деятельность, тренинги, проведение акций, круглых столов, дискуссий, расширенных заседаний, подготовка и проведение конкурсов и мероприятий, экскурсии и походы.
Форма обучения: рабочие встречи по группам проводятся 2 раза в неделю, общие заседания клуба проводятся 1 раз в месяц.

Форма аттестации

Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестаций: творческие работы, участие в конкурсах и соревнованиях, проведение общественно-значимых мероприятий (акции, расширенные заседания и т.д.), участие, организация и проведение мероприятий патриотического содержания и направленности, мониторинг развития нравственных качеств личности и ценностных приоритетов обучающихся, тестирование, ведение портфолио клуба, выпуски стенной газеты, клубной газеты, ведение сайта клуба (страницы в социальных сетях).
Оценочные материалы

Диагностики:
Тесты:
Сочинения

Нравственная самооценка
Этика поведения
Жизненные ценности
Нравственная мотивация
Общественная активность
Ценностные приоритеты
Карта интересов
и др.
Сражения ВОВ
Виды стрелкового оружия
Знаменитые земляки
Природа родного края
Правила туриста
Правила пожарной безопасности
и др.
С чего начинается Родина
Райский уголок большой России
Подвигу солдат ВОВ посвящается
Семейный альбом
и др.



Материально-техническое обеспечение программы

Элементы военной атрибутики: военно-полевая форма (камуфляж «белая березка», берет, личные), спортивный инвентарь, походный инвентарь (личный);
цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, микрофон, медиапроектор, CD и DVD-диски, фонограммы для мероприятий, презентации по темам, видеоматериалы, фильмы о ВОВ;
наглядные материалы, канцелярские принадлежности, методическая литература, специальная и художественная литература, публицистика.