Сообщение по теме: Развитие познавательной активности как необходимого средства повышения качества образования


Доклад по теме: « Развитие познавательной активности как необходимого средства повышения качества образования»
Гелетюк М.А.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - формирование познавательной активности у учащихся. Познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Развитие познавательной продуктивной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу ее развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации - общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения.
Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Однако для различных учащихся, характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе - это динамический, изменяющийся показатель. Рассмотрим уровни познавательной активности.
Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу, не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, друзей. Обычно не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам. Их активность постепенно тает. В итоге им не предлагаются задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не задаются неожиданные и каверзные вопросы на «понимание».
Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) занятия или необычными приемами преподавания. Такие учащиеся охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Внимание таких учащихся удерживается только вопросами, которые задают сами учащиеся группы. Как и для учащихся с нулевым уровнем активности, для этих учащихся важную роль играет эмоциональная поддержка. Следовательно, эмоционально-интеллектуальную атмосферу необходимо поддерживать на протяжении всего занятия.
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, систематически выполняют самостоятельные работы, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на таких учащихся он и опирается при изучении новой темы. Главное учебное достоинство этих учащихся - стабильность. Но если изучаемый материал достаточно прост, если педагог занят с более слабыми учащимися, такие учащиеся начинают скучать на занятии. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно-активным уровнем можно назвать все проблемные частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на занятиях. Этапы занятий с проблемным заданием, включают несколько общих моментов:
а) постановка проблемного задания: вопрос, задача, ситуация;
б) анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи;
в)  поиск способа решения проблемы;
г)  проверка результата.
Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным учащимся открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Помочь в этом могут приемы, стимулирующие творческую деятельность в целом и специальные творческие уроки. Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности. Творчество невозможно без развития образного мышления, воображения. Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение.
В качестве творческого тренинга можно предлагать нестандартный способ решения проблемной ситуации, творческий подход в выполнении задания. В ходе работы педагог может сделать вывод преобладании в группе того или иного уровня творческого воображения. В результате подобной работы педагог имеет представление о том, над каким видом творческого воображения можно поработать в будущем.
Очень важно, чтобы организация занятий была направлена на развитие личностных качеств и познавательной активности самих учащихся, способствовала формированию у них основных умений, потребности к самостоятельному выполнению заданий, восприятию и осмыслению новых технологий обучения.
Для активизации творческой работы учеников на занятиях необходимо активно использовать новые методы обучения: ситуационный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, а также познавательные игры. В ходе занятий учащиеся получают задания, способствующие вовлечению их в активную познавательную, творческую деятельность.
Источниками познавательной активности могут быть:
-  содержание учебного материала,
-  процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,
-  резервы личности учащегося и педагога;
Формами проявления познавательной активности на занятии являются:
-  самостоятельность,
-  индивидуальное творчество;
Условиями формирования познавательной активности являются:
-  максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,
-  ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
-    эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать стимулом к своей будущей учебной деятельности. Процесс познания направлен не только на углубление знаний, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу.
Таким образом, благодаря достаточному уровню познавательной активности, уровень качества образования будет соответствовать должному, а подготовка обучающихся более качественной, так как эффективность обучения зависит от уровня познавательной активности личности в процессе обучения, без развития его познавательного интереса эта задача не только трудна, но практически не возможна. 
Литература:
1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1999г.
2. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 128с.
3. Щукина Г. И. Педагогическая проблемы формирования   познавательного     интереса    учащихся. - М.: Педагогика, 1998. - 203с.