План-конспект занятия на тему: Рукоделие — это волшебная страна!


Муниципальное учреждение дополнительного образования -
Центр внешкольной работы
Г. Маркса Саратовской области
План-конспект занятия
Тема занятия: «Рукоделие – это волшебная страна!»
Составитель: педагог
дополнительного образования I квалификационной категории
Гриценко Галина Анатольевна
Тема занятия: «Рукоделие – это волшебная страна!»
Цель занятия: формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры, развитие и сохранение интереса у детей к старинному женскому рукоделию, развитие творческих и индивидуальных способностей, приобретение практических навыков ручного труда, использование их в жизни.
Задачи занятия:
-образовательные: сообщение познавательных сведений; продемонстрировать знания и умения обучающихся, закрепление первичных навыков вязания на спицах; дать представление о художественном разнообразии способов украшения изделий; научить оформлять изделия;
-развивающие: развивать творческие способности детей, склонность к тонкой и точной работе, упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, фантазию, эстетический вкус, воображение, память, сообразительность;-воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, чувство коллективизма, желание принимать участие в коллективном творчестве, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам, аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.
Тип и вид занятия: комплексное: сообщение познавательных сведений, повторение и закрепление имеющихся знаний, применение знаний, умений и навыков на практике, урок-упражнение.
Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.
Методы занятия: словесные, наглядные, практические; занятие с использованием фантазии, занятие-сказка, занятие-путешествие, метод игры. Оборудование: нитки для вязания, необходимый набор инструментов для вязания, готовое изделие (шапочка), необходимое для работы, вязаные изделия.
План занятия:
1.Организационный момент:
- приветствие;
- подготовка учащихся к работе на занятие;
- настрой на работу.
2. Основная часть:
- сообщение познавательных сведений.
- повторение пройденного материала, необходимого для работы.
3. Практическая часть:
- практическая работа: выполнение занимательного задания - украшение вязаной шапочки;
- физминутка для глаз и рук.
4. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент: приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к занятию, правила поведения на занятие, подготовка необходимого материала для работы.
2. Основная часть:
- сообщение познавательных сведений.
Здравствуйте, девочки и гости!
Наше занятие, сегодня, будет не простое – волшебное. Тема нашего занятия: «Рукоделие – это волшебная страна!». А почему? Сейчас разберемся. Мы отправимся в сказочную, волшебную страну, где живет вязаная шапочка. Она добрая, хорошая, у нее много друзей: носочки, варежки, шарфики, перчатки, салфеточки и т. д. Скоро у нее праздник. Она приглашает к себе в гости своих друзей. На этом празднике она хочет быть красивой, поэтому просит нас помочь ей, в выборе украшений, чтобы мы сделали для нее что-нибудь необычное. Девочки, поможем шапочке? Это наша главная задача.
А сейчас внимательно послушайте меня, постарайтесь запомнить самое интересное.
Мебель, посуда, ткани, одежда - все это не только служит нам, но влияет на наше настроение, на наш вкус. Поэтому все мы хотим украсить свой дом красивыми вещами. Одним из способов украшения вещей является вязание, как по волшебству волшебной палочки мы сможем обыкновенные вещи сделать сказочно красивыми, украсив их различными атрибутами.
О вязании известно многое. Этот вид рукоделия всегда служил людям, приносил добро в трудную минуту. Например, в годы Великой Отечественной войны в тылу врага женщины вязали теплые вещи для солдат и отправляли посылки на фронт. Этим самым они не только согревали их, но и поднимали боевой дух и стремление к победе.
Вязание – это не только древнейший вид декоративно-прикладного искусства, который существует более трёх тысяч лет, но и вид рукоделия. Рукоделие - это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться. А знаете ли вы поговорки о труде?
- «Труд человека кормит, а лень портит»;
- «Умелые руки не знают скуки»;
- «Землю красит солнце, а человека труд»;
- «Долог день до вечера, если делать нечего»;
- «Наши пряли, а ваши спали»;
- «Без труда не вынуть рыбку из пруда»;
- «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
А как же появились и распространились художественные промыслы по нашей земле? Про то слушаем сказку.
«Жила-была на свете сиротка. Звали ее Марьюшкой. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше ее не было. Шила Марьюшка шелками и бисером, вязала кружевные салфетки, скатерти и шали. Кому рубашку, кому рушник, а кому ажурную скатерть сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские, из далеких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними поехать, горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
- Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу о рукодельнице по всей земле понесли. И дошел тот слух до Кощея Бессмертного. Осерчал Кощей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кощей добрым молодцем, полетел через моря глубокие, через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал он в дверь, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые, кружевные салфетки да скатерти – одно другого краше.
- Бери, добрый молодец, что тебе по душе придется. Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. А я уж постараюсь.
Увидел Кощей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, что крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кощея Бессмертного нет! Стал он поначалу сиротинку уговаривать:
- Поедим ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных каменей. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где птицы поют райские, где растут яблоки золотые.
- Не проси меня, добрый молодец, - отвечает Марьюшка. - Не нужно мне твое богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым мое рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь вышивать и вязать не стану.
Не стерпел Кощей подобных слов:
- Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.
Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьется Жар-птица, А сам Кощей взвился Орлом черным! И упал Орел с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят ее от родных мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадет перо на землю, а ветер-баловник травой, да листьями принакроет, а все равно сияния их разноцветного притушить не может. Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы ее к концу подходят. Померла Жар-птица в когтях у Орла черного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Но не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы…»
Были эти перья народными промыслами. А одно перышко – это художественное вязание.
«Сказка-ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». Другими словами, сказки мы не просто читаем и отдыхаем, во время чтения, мы обязательно чему-то учимся у сказок, узнаём, что-то новое, поучительное. Вот и получается, что вязание вместе с другими промыслами, по народному преданию, произошло и распространилось по земле по волшебству Жар-птицы, поэтому и может творить чудеса.
И мы с вами, на наших занятиях, прокладываем свой путь по дорогам красоты и прекрасного, в мир искусства, который называется «Художественное вязание спицами».
В последние годы вязание во всем мире нашло широкое распространение, стало модным. Ручное вязание смело можно причислить к самым старинным видам рукоделия. Оно перестало быть чисто практическим ремеслом: чулки, шапки, кофты, а переросло в настоящее искусство. Учиться вязать это не только полезно, но и интересно.
Вязание - это занятие, которое успокаивает и доставляет удовольствие! Также это прекрасная возможность воплотить свои мечты в жизнь.
Вязание — это творческая работа, к тому же работа приятная и неутомительная. В процессе вязания проявляются способности человека, его вкус. Здесь творческий человек приближается в полном смысле этого слова к художнику. Есть образцы художественного вязания, которые по своему замыслу и художественному оформлению приближались к произведениям мастеров кисти. Процесс вязания способствует хорошему настроению. Ведь результат труда — красиво связанная вещь — приносит удовлетворение. Вещь, связанная своими руками, это не только предмет для гордости, она еще делает вас неповторимой и непохожей на других.
Вязание на спицах требует тщательного подхода и внимания, так как приемы и методы так же разнообразны и многочисленны, как и народы, живущие на планете. Практически каждый народ Земли внес свою лепту в развитие этого искусства. Даже африканские племена не остались в стороне, хотя, казалось бы, им заботиться о теплых вещах стоит в последнюю очередь. Тем не менее, африканские мотивы в вязании становятся все более популярными у современных дизайнеров трикотажа. И знаменитые индейские и мексиканские пончо, которые покорили сердца отечественных и западных модниц еще в середине ХХ в. И теплые, тяжелые, как кольчуга, свитера в скандинавском стиле. Перечислять можно много и долго, и если бы кто-то задался целью составить карту мира, взяв за основу вязание спицами, то наверняка такая карта была бы даже очень яркой.
Кстати, этот вид рукоделия доступен не только взрослым, но детям.
- повторение пройденного материала, необходимого для работы.
Но прежде чем отправиться в волшебную страну, давайте вспомним, что мы уже узнали нового на наших занятиях.
1.Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.
И в каждом деле соблюдать законы безопасности.
- Храните спицы в коробке или в специальном чехле.
- Осторожно обращаться со спицами, концы спиц не должны быть острыми, чтобы не кололи пальцы. Хорошо, если у спиц есть колпачки из резины.
- Запрещается брать спицы в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы.
- Во время работы не вертитесь, поворачиваясь к соседу, опускайте спицы вниз или вкалывайте в клубок. Нельзя делать резких движений рукой со спицами в направлении рядом сидящего человека.
- Расстояние от глаз до работы должно быть 35-40 см.
- По окончанию работы в первую очередь убирают острые инструменты, а затем остальные. Закончив работу, уберите спицы в коробку или вколите в изделие (клубок).
Для ножниц есть закон простой: ты для начала их закрой.
И лезвиями от себя всегда клади, себя щадя.
Подруге захочешь ты их передать, колечки вперед не забудь ей подать.
2.Какие инструменты и материал используются при вязании на спицах?
При вязании на спицах используются:
- инструменты – спицы, ножницы, швейные иглы;
- материал – нитки (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные).
3.Что такое вязание?
- Вязание – это трикотажное полотно, находящееся в работе.
4.Определение петли, ее строение.
- Петля – это дуга из нитки вокруг спицы. Петля состоит из передней и задней стеночек.
5.Что составляет основу вязания (какие бывают петли)?
- Основу вязания составляют лицевые и изнаночные петли. Путем их комбинирования и сочетания с другими элементами вязания получаются различные виды вязок.
6.Что такое кромочные петли?
- Кромочные петли – это крайние петли, необходимые для получения ровных краев вязания. Применяются при вязании на двух спицах. Первая петля всегда снимается, а последняя вяжется изнаночной.
7.На скольких спицах бывает вязание?
- Вязание бывает на двух спицах (прямое и обратное) и на 4-х, 5-ти спицах (круговое вязание).
9.Какие бывают ряды?
- Ряды бывают лицевые (нечетные) и изнаночные (четные). Молодцы!
3. Практическая часть:
- практическая работа: выполнение занимательного задания - украшение вязаной шапочки.
Я хочу, чтобы каждый из вас стал, хоть на немного, волшебником. Ведь кто такой волшебник? Это человек, который творит полезные, чудесные и удивительные дела. Даже в сказках, чтоб совершить вдруг чудо, вовсе не всегда нужны волшебные слова и заклинания. Даже в сказках для самых замечательных чудес важнее доброе сердце, терпеливые руки и веселый характер. У вас все это есть? Прекрасно! А вот творить чудеса нужно в волшебной стране, где и живет наша шапочка.
На свете есть такая волшебная страна,
Хотя на школьных картах не значится она.
В ней есть долины сказок и чудо города.
Давайте вместе с вами отправимся туда.
Итак, давайте закроем глаза, сосчитаем до трех и мысленно отправимся в волшебную страну в гости к шапочке (дети закрывают глаза, педагог достает шапочку, спицы, нитки, ножницы, все необходимое для работы). Открываем глаза. Ну вот, мы оказались в творческой мастерской. Теперь вам предстоит научиться искусству волшебства и превратиться в настоящих мастериц.
Вот наша шапочка, она ждет от нас помощи. В нашей мастерской есть все необходимое для работы, чтобы изготовить украшения для шапочки. Вязаные вещи можно украшать различными способами.
Можно говорить много о художественном разнообразии способов украшения изделий: вышивка, народные красочные орнаменты, кисточки, помпоны, вязаные ленточки, полоски, шнурки, бахрома и т. д. Красота оформления зависит от фантазии, художественного вкуса мастерицы. Нашу шапочку мы будем украшать вязаными ленточками и помпонами. Сегодня мы начнем вязать ленточки. Берем необходимый материал и инструменты, приступаем к работе.
Обучающиеся выполняют практические задания по украшению шапочки.
- физминутка для глаз и рук.
- Упражнения для рук, двигательного аппарата: круговые вращения кистей рук, «Моя семья», «Замок», «Гости».
- Физминутка для глаз:
1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.
2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.
3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза
4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.
5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).
После физминутки продолжение практической работы.
4. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия.
В конце занятия подводятся итоги работы. Отметить хорошо работающих, общие замечания по занятию.
- Итак, девочки, как вы думаете, справились вы со своей задачей? А что вам больше всего понравилось на занятие?
Знают дети, знают взрослый и малыш:
На безногом табурете ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинуть воза, хоть впряги в него коня.
Не спасешься от мороза, если в печке нет огня.
Так и руки – без труда не годятся никуда.
Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.
До свидание! Всем удачи и хорошего настроения!