Статья «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся»


«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся»
Введение
Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Поэтому перед нами стоит сегодня задача сформировать поисковый стиль мышления нашего ученика, привить интерес к самостоятельному решению проблем, развить способность доказательного мышления. Одной из технологий, способной решить данные задачи, является технология проблемно - диалогического обучения.
Актуальность
В настоящее время российское образование волнует проблема повышения качества образования обучающихся. Одним из способов повышения качества образования, на мой взгляд, является использование метода проблемного обучения.
Проблема. В результате преподавания русского языка и литературы в 5 а классе в 2013- 2014 году столкнулась с такой проблемой, что качество знания составляет всего лишь 3.0 балла ( по школе 3.5).
Объектом изучения является использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.
Предметом изучения является Влияние технологии проблемного обучения на повышение качества знаний обучающихся 7а класса.

Цель: раскрытие возможностей технологии проблемного обучения на уроках русского языка как средства повышения качества знания.
Задачи исследования
Изучить сущность, опыт применения проблемного обучения, используя   методическую литературу.
Провести анализ и отбор наиболее приемлемых  методических приемов создания и решения проблемных ситуаций.
Определить структуру проблемного урока.
Апробировать механизмы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы.
Проанализировать, обобщить  результаты применения проблемных ситуаций в процессе образовательной деятельности.
Составить рекомендации по использованию методов и приёмов технологии проблемного обучения для повышения качества знания обучающихся.
Гипотеза проекта.  Если создавать проблемные ситуации на разных уроках и учить ребят решать проблемные задачи, то технология проблемного обучения будет способствовать повышению качества знания обучающихся.
Ожидаемые результаты: повышение качества знания по русскому языку.
Сроки реализации проекта – 2013- 2016 учебные годы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
1. Подготовительный: (2013 -2014 г) изучение научно-методической, психолого-педагогической, нормативной литературы; ознакомление с опытом работы по выбранной теме; изучение и отбор приемов создания и решения проблемных ситуаций, определение места в учебном процессе; определение результативности технологии.
2. Реализация проекта (внедрение): (2014-2015 г.) планирование и проведение уроков с использованием  технологии проблемного обучения; анализ эффективности на предмет внедрения технологии проблемного обучения; обобщение опыта работы.
3. Подведение результатов ( 2015-2016г.) выступление  на методическом объединении, педсовете.
Подготовительный этап.
На данном этапе я начала изучать литературу по данной теме. К проблемному обучению обращались многие психологи и педагоги (Скаткин М.Н., Лернер И.Я , Оконь В). Я отдаю предпочтение технологии проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и в любой ступени. Что же такое проблемно-диалогическое обучение? Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Как и любой развивающий урок, проблемно – диалогический урок имеет чёткую структуру. Но, в отличие от урока, построенного на основе системно - деятельностного подхода, проблемно – диалогический урок начинается с создания проблемной ситуации. Посмотрите на этапы (не читаю)
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
2. Реализация проекта
Организация экспериментального исследования.
Изучив теорию и проанализировав качество знания обучающихся 5–го а класса,
2013-2014-
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
3,2 3,05 3,2 3,1

стало ясно, что качество знания в этом классе ниже среднего по школе (3.5 б).
В результате я пришла к выводу, что для повышения качества знания по русскому языку и активизации познавательной деятельности обучающихся нужно применять современные образовательные технологии. Я остановилась на методе проблемного обучения. С 2014 год на своих уроках стала использовать проблемный метод обучения.
На слайде фрагмент урока изучения нового материала в 6 классе по теме «Однокоренные слова и формы слова».
Постановка учебной проблемы
Выдвижение гипотезы
Подводящий к теме диалог
Запишите слова 1 и 2 столбиков:Земля земляной,Земле приземлиться,Земли земледелец,О земле подземный.По какому принципу подобраны слова в столбиках?
Это всё однокоренные слова, но разные части речи
Давайте проверим, определим части речи.Но во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент).Подумаем ещё…
В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза)
Разное строение слов(1 вывод)
1. Проверим, разберите слова по составу.
Что получилось?
У них разное строение
В первом столбике меняется только окончание, во втором –изменяются суффиксы, приставки
 2. Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось?
А во втором?
Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?
Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж.
Меняется и строение, и значение слова.
(2 вывод.)
3. Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)
 
Для определения эффективности внедряемой технологии проблемного обучения использовала:
1. нормативные виды контроля (с точки зрения установленной нормы)
2. личностные виды контроля (отслеживание количества ошибок в течение года, тематический контроль, диагностика роста грамотности обучающихся по темам)
Нормативные виды контроля.
№ Типичные ошибки 2013-14г. 2014-15г. 2015-16г.
1 Безударных гласные в корне слова 2,9 3,3 3,4
2 Не с именами существительными 3,0 3,4 3,6
3 Не с глаголами 3,1 3,3 3,5
4 Правописание приставок 3,2 3,4 3,6
5 Н, нн в суффиксах прилагательных 3,2 3,4 3,6
Личностные виды контроля (количество ошибок)
Лесников Данил (слабый)
№ Типичные ошибки 2013-14г. 2014-15г. 2015-16г.
1 Безударных гласные в корне слова 9 6 3
2 Не с именами существительными 7 5 2
3 Не с глаголами 6 3 1
4 Правописание приставок 7 4 2
5 Н, нн в суффиксах прилагательных 6 4 3
Васильев Максим (средний)
№ Типичные ошибки 2013-14г. 2014-15г. 2015-16г.
1 Безударных гласные в корне слова 5 4 2
2 Не с именами существительными 6 3 2
3 Не с глаголами 3 2 1
4 Правописание приставок 4 2 1
5 Н, нн в суффиксах прилагательных 6 5 3
Степанов Максим (сильный)
№ Типичные ошибки 2013-14г. 2014-15г. 2015-16г.
1 Безударных гласные в корне слова 4 3 0
2 Не с именами существительными 5 2 1
3 Не с глаголами 3 2 1
4 Правописание приставок 4 2 1
5 Н, нн в суффиксах прилагательных 4 1 0
Применение технологии проблемного обучения позволяет наблюдать не только повышение успеваемости и качества знаний, но при этом положительно влияет и на динамику повышение мотивации учения, развитие мыслительной деятельности учащихся.

Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:
- способность к исследованию;
- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
- способность принимать решения;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
В своей дальнейшей педагогической деятельности я намерена более тщательно изучить проблемно-диалогическую технологию и применять в своей работе.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Список литературы.
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.