Урок-конференция волшебников «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»


Тема: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: познакомить с новой орфограммой – удвоенной согласной в корне слова, упражнять в написании и переносе слов удвоенными согласными, развивать умение выделять слова с удвоенными согласными в корне в тексте.
Задачи:
1)    формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения слова зависит и его написание;
2)    способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи;
3)    воспитывать интерес к предмету
Оборудование:     проектор,  экран,  магнитофон,  карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
(Звучит музыка В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского «Улыбка»)
- Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию? Почему?
- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда быть с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз уж у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать. А вот что это за слова, мы узнаем сегодня на уроке.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока? («Правописание слов с удвоенными согласными») – слайд 1
 Сегодня на уроке мы должны: (Слайд 2)
- научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова;
- научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;
-  выучить правило переноса данных слов.
Для того чтобы разобраться в этих вопросах, нам поможет учебник. Нас будет интересовать урок № 80. Посмотрите по содержанию учебника, на какой странице мы будем работать. Скажите, пожалуйста, какой раздел русского языка нас будет интересовать сегодня на уроке? (правописание). Значит, мы будем говорить об орфограммах. Давайте вспомним, что же такое орфограмма и какие орфограммы нам уже известны. Приготовьте ручки и простые карандаши. Если вы согласны с моим определением, то показываете плюс, если нет – минус.
Итак, орфограмма – это (от греч. orthos – «правильный» и gramma – «письмо»)
Орфограмму нельзя проверить.
Орфограмма - это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. 
Узнать, как же правильно написать слово, содержащее орфограмму, можно подобрав проверочное слово.
Чтобы правильно написать слово с орфограммой в корне не обязательно подбирать однокоренное слово.
Если правильное написание слова невозможно проверить постановкой орфограммы в сильную позицию, необходимо обратиться к орфографическому словарю.
Молодцы, ребята, продолжим нашу работу.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните встретившиеся при написании орфограммы.
Итак, ноги? Руки? Локти? Спина?
Подготовим руки к письму: игра «Кулак, ребро, ладонь».
На доске запись:
Висноймашагуляетпочюдестнойаллее.
- Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать? Что еще необычного заметили в написании? Исправьте ошибки и запишите предложение. (у доски работает Савилова Арина)
Султанов А., Юсупова Д. – работают по ноутбуку.
- Что такое аллея? (слайд 3) - дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их) по обеим сторонам которой растут деревья, иногда в сочетании с кустарниками.
Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?
- А встретилась ли новая орфограмма – слова с удвоенной согласной? (аллея). Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
Работа по теме урока.
- В каких случаях мы должны писать двойную согласную? Я понимаю, что вы пока затрудняетесь ответить на этот вопрос.
Мне хочется, чтобы вы сами нашли ответ, работая в группах, проведем небольшое исследование.
Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает задание на карточке.
Задание.
Напишите транскрипцию слова, которое у вас на карточке. Вам помогут наши волшебные ручки с флажками. Команда, выполнившая первой задание, поднимает флажок.
Класс [клас] Группа [група]
После выполнения задания выходит с каждой группы 1 ученик и карточку крепит на доску.
- Проверим коллективом правильность выполнения задания.
- Чётко произнесём слова.
- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных?
У: Долго.
- Двойная согласная, долгий звук при произношении.
- Итак, когда же нужно писать двойные согласные буквы в корне слова?
Ответы детей.
- Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук. (слайд 5)
Долгий звук при произношении обозначается надстрочной чертой:
Напишите в тетради транскрипции.
- А на письме мы обозначаем двумя одинаковыми буквами.
Словарная работа
- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму. Айрат скандирует вслух по слогам, слушаем его внимательно, если не согласны, исправляем.
(иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на слайдах 6, 7, 8, 9)).
Чтоб каждый телевизорРаботал без капризов,На крыше непременноДолжна стоять: антенна.
Проста задача и легка.Пишусь всегда через два "ка",И мяч, и шайбу клюшкой бей,А называюсь я: хоккей.
Во мне два "ка", не забывайте,Таким, как я, всегда бывайте:Я - точный, честный и опрятный,Иным же словом - : аккуратный.
Где доска и парта есть,Чтоб всем детям сразу сесть?Это в школе есть у нас,Это наш просторный : класс.
(На доске выводятся слова для проверки)
- Как вы думаете, как разделить записанные слова для переноса (устно). Какое слово нельзя перенести? Почему?
- Подберите однокоренные слова к слову класс (классная, классики, одноклассники, классно)
Физкульминутка.
- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому? То есть, принадлежащий к высшему разряду по мастерству.
(Музыкальная физминутка «Дружба»)
Закрепление. Дифференцированная работа.
Работа по учебнику
1. Работа в парах - Упражнение 2, стр. 18.
Читаем задание. Осмысление. Взаимопроверка. Вывод.
2. Самостоятельная работа – в печатной тетради упр. 1, стр. 3
3. Коллективная работа - на  слайде 10 появляются слова:
Ак:уратный, класс:ика, ак:робат, кос:мос, хок:ей, ал:ея, кал:ендарь, тел:ефон.
 
Задание: записать в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной. (двое работают у доски)
После окончания работы выполняется взаимопроверка.
На следующем слайде 11 появляются два столбика для проверки.
аккуратный акробат
классика космос
хоккей календарь
аллея телефон
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данную работу? (закрепить полученные знания, уметь выделять слова с двойными согласными в корне слова).
 4. Работа в группе - назовите слова с удвоенной согласной.
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
3. Место, где продают билеты (касса).
4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).
5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе). 
- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.
 Рефлексия
- Что нового узнали?
- Какие задания вам понравились? Почему?
- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?
Оцените свою работу (слайд 12)
(на доске вывешен светофор: зеленый, желтый, красный)
- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради зеленый кружочек).
- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует желтый кружочек.
- У кого было много ошибок, и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.
 
 Домашнее задание
Я предлагаю вам самим выбрать из предложенных мною упражнений одно для выполнения. Роману и Тимуру я предлагаю выполнить задание в рабочей тетради: упр. 2, стр.3. Можно поработать над упражнением в учебнике упр. 3, стр.18-19. А если есть желание, то выполните пожалуйста оба упражнения.
1- Молодцы!
Спасибо за работу. Наш урок окончен.