Программа летнего лагеря Город добрых волшебников

Программа летнего лагеря
«Город Добрых Волшебников».


Пояснительная записка.


«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»
Сократ

Ещё в древние времёна великие философы утверждали, что в каждом человеке есть способности и таланты.
И в современном государстве «...образование ребёнка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме...
с) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает...»1 , ...признаётся «...право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, ... поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни...» 2 .
Задача воспитателей как можно раньше обнаружить творческие способности и развить их.
Настоящая программа рассчитана на 1 смену: с 1 по 25 июня 2009 года. Программа предполагает участие детей с 6,5 до 11 лет и называется «Город Добрых Волшебников», потому что талант каждого ребёнка – это волшебство, которому он учится и учит других.
Программа была реализовывана на базе общеобразовательного учреждения «СОШ № 46» и построена на основе произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Актуальность программы заключается в её соответствии конкретным социально – педагогическим требованиям современного общества, а также в том, что даёт возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка в каникулярный период.
Воспитание и развитие гармоничной личности не возможно без развития творческих способностей детей. На это нацелена воспитательная работа в общеобразовательном учреждении.

1 - Конвенция о правах ребёнка, ст.29
2 - Конвенция о правах ребёнка, ст.31


Программа построена на принципах:
вариативности, она создаёт условия для самореализации каждого воспитанника;
интеграции, вовлечение в воспитательный процесс всех сфер личности ребёнка: интеллектуальной, действенно – практической и эмоциональной;
личностной направленности, учёт индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личное достоинство, опора на положительное в его личности;
гуманизма, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
В основе программы лежат следующие ценности: личность, нравственность, здоровье, творчество.
В условиях летнего оздоровительного лагеря дети получают возможность творчески реализовать себя, показать свои способности в другом коллективе, другой среде. На базе МОУ «СОШ № 46» есть многочисленные кружки и секции, в которых идёт целенаправленное развитие музыкальных, хореографических, актёрских, изобразительных способностей детей. А летний лагерь создаёт условия для выхода творческой энергии детей, для развития их творческих способностей, даёт возможность детям показать результат их обучения и воспитания.
Данная программа органично сочетается с программой воспитательной работы МОУ «СОШ № 46». Она продолжает реализовывать задачи воспитательной системы школы в организации разнообразной творческой деятельности обучающихся, в изучении творческих возможностей детского коллектива.
Данная программа может быть рекомендована для реализации на базе летнего лагеря дневного пребывания общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.


Цели и задачи программы.

Цель – способствовать раскрытию творческих способностей личности воспитанников через организацию различных мероприятий на базе летнего оздоровительного лагеря.
Задачи:
создание условий для раскрытия творческих способностей детей;
содействие получению результата творческой деятельности каждого воспитанника;
приобщение детей к здоровому образу жизни;



Ожидаемый конечный результат.
1. Создание продуктов творческой деятельности воспитанников:
выставки рисунков,
выставки поделок,
выставки декоративно – прикладного творчества;
сольные вокальные, танцевальные, актёрские выступления;
коллективные вокальные, танцевальные, актёрские выступления;
литературные произведения малых жанров и др.
2. Успех каждого воспитанника.
3. 100% участие детей в мероприятиях.






Содержание программы.


Программа «Город Добрых Волшебников» включает в себя 4 основных блока:
познавательный;
творческий;
здоровьесберегающий;
духовно – нравственный.




Программа
«Город Добрых Волшебников»




познавательный творческий здоровьесберегающий духовно – нравственный









План подготовки лагеря

Наименование мероприятия
Ответственный
Отметки о
выполнении

1

Проблемный анализ состояния, структурирования проблем работы лагеря
Администрация ОУ


2
Работа с родителями, детьми
Начальник лагеря, воспитан ели


3
Составление социального паспорта
Начальник лагеря


4
Составление штатного расписания
Начальник лагеря


5
Знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями
Начальник лагеря


6
Подготовка документов по технике безопасности для работников лагеря и детей
Начальник лагеря


7
Разработка программы лагеря, мероприятий в рамках программы
Педагог-организатор


8
Прохождение медицинской комиссии, подготовка санитарных книжек
Работники лагеря


9

Осмотр помещений, территории:
актовый зал;
отрядные комнаты;
туалеты;
раздевалка;
спортивные залы;
спортивная площадка;

Начальник лагеря, заместитель директора по АХР


10

Составление приказов об открытии лагеря, назначении ответственных лиц
Директор ОУ


11
Разработка плана работы лагеря, отрядов, творческих мастерских
Педагог-организатор




12

Составление списков отрядов
Начальник лагеря, воспитатели



13

Приобретение канцтоваров
Начальник лагеря, педагог-организатор


14

Формирование призового фонда - грамоты, сувениры
Педагог-организатор


15
Сбор инвентаря:
библиотека;
фонотека;
спортинвентарь;
бытовые предметы;
аппаратура
Педагог-организатор , воспитатели


16
Составление графика работы персонала лагеря
Начальник лагеря


17
Оформление фойе, отрядных комнат
Педагог-организатор , педагог-оформитель, вожатые


18
Оформление уголка безопасности
Педагог-организатор , педагог-оформитель, вожатые


19
Оформление информационного стенда для родителей
Начальник лагеря, воспитатели


20
Комплектование аптечки
Начальник лагеря


22
Оформление путевок
Начальник лагеря



Механизм реализации.
1. Подготовительный период: - подбор кадров; - проведение теоретических и практических занятий с вожатыми; - проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний; - подготовка методических материалов; - подготовка материально-технической базы.
2. Организационный период: - формирование отрядов; - знакомство с режимом работы лагеря и его правилами; - коллективное планирование предстоящей деятельности; - оформление уголков отрядов; - организация деятельности самоуправления.
3. Основной период:
Реализация программы предполагает работу по 4 направлениям, указанным в содержании программы.

Познавательный блок. Смена в летнем лагере должна быть творческой, здоровьесберегающей, воспитывающей и познавательной. Для активизации интеллектуальной деятельности, расширения кругозора, удовлетворения познавательных способностей в план смены включены интеллектуально – творческие мероприятия (КВН, брейн - ринг, мозговой штурм).

Творческий блок. Творческий потенциал детей велик. Задача воспитателей максимально раскрыть его в рамках деятельности летнего лагеря. Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребёнок мог выбрать заинтересовавшее его мероприятия и принять в них активное участие, проявив свои таланты и способности (актёрские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и др.). Для раскрытия творческого потенциала используются ролевые игры, конкурсы, праздники, проекты.

Здоровьесберегающий блок. В ходе реализации программы воспитанники овладевают определённым набором знаний, умений, навыков, которые помогают узнать проблемы экологии родного края и страны в целом, взаимосвязь экологии и здоровья, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушения экологического равновесия.
В практической части дети знакомятся с видами деятельности человека, которые не приносят вреда здоровью, а, наоборот, способствуют его сохранению.
В рамках данного блока дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, экскурсии. Кроме того, оказывает влияние активное сотрудничество с Курганским ипподромом, Центром профилактики и гигиены.

Духовно – нравственный блок. Ни одно общество не может существовать без наличия духовно – нравственных ценностей. Поэтому ряд мероприятий направлен на воспитание сознательного положительного отношения к народным традициям, уважения в семье, умению поддерживать обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Эта работа ведётся через организацию конкурсов, игр, бесед, сотрудничество с кинопрокатом, ДК «Горького».
4. Заключительный период: - закрытие смены; - обобщение итогов деятельности; - сбор отчетного материала; - выпуск фотодневника лагеря; - подготовка презентации лагеря.




Игровая модель реализации

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием МОУ «СОШ №46» «Город Добрых Волшебников» построена на основе произведения
А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Каждый день смены – отдельная глава и все события, благодаря ежедневной легенде, подчинены её тематике.
В начале смены каждый отряд отправляется на поиски волшебной силы. Для стимулирования и мотивации участников смены к деятельности вводится денежная единица – чары. Во введении в игру оговаривается, что на пути будут встречаться злые и добрые волшебницы (воспитатели) и маги (вожатые) с помощью которых можно заработать наибольшее количество чар.
Система личностного роста ребёнка опирается на 4 показателя:
ученик чародей маг волшебник. Каждый ребёнок отправляется в путешествие в качестве «ученика волшебника». Набрав ранее оговорённое количество очков (чар), растет его волшебная сила. В результате главным волшебством становится то, чему дети научились за смену («маги») и то, что некоторые ребята даже смогли научить чему-либо своих сверстников («волшебники»).
Для наблюдения за индивидуальным ростом каждого ребёнка в отрядном уголке отводится место для накопления чар. Это помогает анализировать степень активности каждого, его приоритеты и результативность программы в целом.









Список нормативно – правовых документов.

Декларация прав ребёнка;
Конвенция о правах ребёнка;
Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации;
Закон об образовании.












Список литературы.

В помощь организаторам летнего отдыха: Из опыта работы лагеря дневного пребывания МОУ «Кондинская СОШ» Шатровского района Курганской области./ Сост. Н.А. Козлова, Л.В. Блудова; Главное управление образования Курганской области, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008;
В помощь организаторам летнего отдыха: Программы деятельности МУ «Оздоровительный комплекс»./ Сост. Н.А. Козлова, Л.В. Блудова; Главное управление образования Курганской области, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008;
В помощь организаторам летнего отдыха: Программы летнего отдыха./ Сост. Н.А. Козлова, Л.В. Блудова; Главное управление образования Курганской области, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008;
Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации./ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2006;
Камакин О.Н. Программа экологического воспитания «Зелёный мир».// Классный руководитель, 2006, №3, с. 77 – 80;
Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий. – М.: 5 на знания, 2005;
Курашкина Р.А. Программа воспитания школьников «Я – Гражданин России».// Классный руководитель, 2006, №3, с. 64 – 76.













Информационная карта программы

Название программы
«Город Добрых Волшебников»

Цель программы
Способствовать раскрытию творческих способностей личности воспитанников через организацию различных мероприятий на базе летнего оздоровительного лагеря

Задачи программы
создание условий для раскрытия творческих способностей детей;
содействие получению результата творческой деятельности каждого воспитанника;
приобщение детей к здоровому образу жизни;

Сроки реализации
1 - 25 июня 2009 г.

Краткое содержание программы
Программа «Город Добрых Волшебников» построена на основе произведения А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и включает в себя 4 основных блока: познавательный; творческий; здоровьесберегающий;
духовно – нравственный.

Ожидаемый результат
1. Создание продуктов творческой деятельности воспитанников: выставки рисунков, выставки поделок, выставки декоративно – прикладного творчества; сольные вокальные, танцевальные, актёрские выступления; коллективные вокальные, танцевальные, актёрские выступления; литературные произведения малых жанров и др.
2. Успех каждого воспитанника.
3. 100% участие детей в мероприятиях.

Участники программы
Дети 6,5 – 11 лет

Количество участников
28

Количество смен
1

Тип лагеря
Пришкольный летний оздоровительный лагерь

Имеющийся опыт реализации программы
Программа была реализована впервые




План - сетка мероприятий
о/л «Город волшебников» МОУ «СОШ № 46»

1.06
Неделя первая. «Порог из жёлтого кирпича». «Ураган»
Тренинг на знакомство, ДК им. Горького10. 00 «Здравствуй, дето!», ткрытие площадки -Дзержинского, 28 11.30
2.06
Кружки
Подготовка к открытию смены

3.06
Открытие смены -
игра-путешествие
«Добро пожаловать в Изумрудный город!».
4.06
Центр Медицинской прфилактики «Советы от Лисафеты Патрикеевны»
10.10
5.06
«Спасение Железного Дровосека», Спорт мер . « Элли в плену у Людоеда»


8.06
«На кого похож Гудвин?»
Драмтеатр «День рождения Кота Леопольда»

9.06
Кружки, «Элли в удивительной стране Жевунов». Спорт мер . «Обретение силы»

10.06
«Удивительные превраще- ния волшебника Гудвина»
Музей МВД 10.30
11.06
Кружки, Музей пожарной охраны 11.00

15. 06
«Возвращение в изумрудный город», встреча с сотрудниками ГИБДД 11.00

16.06
Кружки, «Разоблачение Великого и Ужасного»
17.06
ЦПКиО «Конкурс пожарных отрядов»
18.06
«Исполнение желаний»
Центр Медицинской прфилактики «И хорошее настроение не покине больше Вас»
10.10
19.06
Кружки, «Исполнение желаний»
Спортивный день «Последнее олшебство Бастинды»


22.06
Тожественная линейка, посв началу ВОВ, «Снова в путь!»
Аэропорт 10.30
23.06
Кружки, «Наводнение»

24.06
«Лев становится царём зверей», Подготовка к закрытию смены
ДК им. Горького 10.00
«Да здравствует, Кукарямба!»
25.06
Кружки, «Заключение». Закрытие смены.













15