Развитие речи. Сочинение — описание по картине И.И.Левитана Золотая осень


Урок развития речи
Тема. Сочинение – описание по картине И. И Левитана «Золотая осень».
Цель. Формировать умения писать сочинения - описания по картине, подбирать подходящие слова, сравнения, признаки предметов, связно и последовательно излагать свои мысли. Развивать языковые навыки, творческое воображение. Воспитывать любовь к природе, к живописи.
Оборудование. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,
И.Остроухова «Золотая осень», грамзапись «Времена года »П.И.Чайковского, стихи об осени русских поэтов, рисунки детей.
Ход урока
Организация класса
Пожелаем всем успеха. Улыбнёмся, пусть хорошее настроение нам поможет.
2.Актуализация опорных знаний
Сейчас мы начинаем путешествие в мир прекрасного, в мир осенней природы. А поможет нам в этом искусство: музыка, поэзия, живопись. Каждый художник видит осень по – своему. Один берёт отдельный эпизод осеннего пейзажа. Такая картина называется одноплановая. А те пейзажи. Где изображено пространство, где есть линия горизонта, где художник показывает богатство цветов, называется многоплановой.
-Вот посмотрите на эти две картины. Они одноплановые или многоплановые? ( Показываю многоплановые картины). Докажите (Далеко простор виден, речка, берег, лес).
- А вот эта? (И. Остроухов «Золотая осень»).
Одноплановая. Только деревья видим. И эта картина, и те называются «Золотая осень». Почему они имеют такое название?(Основной цвет- жёлтый).
3.Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке вы познакомитесь с художником- пейзажистом, певцом русской природы И.И. Левитаном и его картиной «Золотая осень». Будем учиться писать сочинение - описание по картине.
4. Работа над темой урока
4.1.Историческая справка
Художник Левитан прошёл трудный жизненный путь. Ещё мальчиком он остался круглым сиротой. Сам добился зачисления в Московское художественное училище. Здесь он нашёл своё признание. Один из его товарищей писал: «Пойдём мы на этюды возле Москвы, блуждаем, блуждаем, так ничего и не найдём. А Левитан сядет возле первой лужи, которая попадёт ему на глаза и принесёт чудесный мотив для пейзажа».Этот художник был у нас в Крыму. Дружил с Чеховым, подолгу гостил у него в Ялте. Но любил среднюю полосу России. На его картинах – русские просторы. Наших крымских пейзажей нет. Менее чем за сорок лет Левитан успел создать очень много красивых и интересных произведений живописи. Одним из лучших полотен является «Золотая осень». Вот репродукция этой картины. (Демонстрируется). А сама картина находится в Третьяковской галерее.
- А что такое репродукция? (Отпечаток, копия, фотографическое или полиграфическое отображение произведений искусства).
4.2.Рассматривание репродукции картины
(Несколько минут рассматривают дети).
4.3.Аналих живописного полотна
- Как называется картина? Кто её автор?
Любая картина имеет да плана: передний и задний. На переднем крае изображают то, что ближе к нам.
- Что вы видите на переднем плане этой картины?( Ответы детей).
Правее Левитан разместил небольшую речку, которая спокойно несёт свои воды.- А что говорит о том, что речка осенняя?(Тёмная вода).
Левее видно поляну молодого берёзового леса. Небольшой холм. Трава на нём пожелтела. С некоторых берёз облетела листва. Но не все берёзки сбросили свою одежду. Они ещё красуются в золотом наряде.
А на дальнем плане ярко – оранжевая листва выглядит горящим пламенем. А какая деталь особенно выделяется на дальнем плане?(Берёзка).Она похожа на принцессу в оранжевом платье. На горизонте – хвойный лес. Тёмно – зелёный цвет очень красиво выделяется на оранжевом фоне. Обратите внимание на небо. Чем оно не похоже на летнее? ( Летом оно голубое, бездонное, а осенью – тёмно-синее.)
- Какая погода на картине?(День солнечный, теплый).
Какие краски использовал художник? (Тёплые, яркие. Преобладает жёлтый цвет и его оттенки).Какое настроение создаёт картина?( Настроение радости, бодрости).
4.4.Физкультминутка
4.5.Стихи об осени
Осень изображают не только художники, но и поэты. У Пушкина осень была любимое время года. ( Дети читают 2 -3 стихотворения об осени.)
К. Бальмонт
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
 
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
 
И. Бунин
* * *
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
 
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
А. Пушкин
ОСЕНЬ
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сёнях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
- Какое стихотворение более созвучно с этой картиной?
4.6.Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года»
- Какое настроение вызывает эта мелодия? Что вы почувствовали?
Октябрь – это период, когда природа собирается на отдых. Чувствуется спокойствие, умиротверённость.
4.7.Выставка рисунков учеников
Многие из вас тоже владеют настоящим художественным вкусом. Посмотрите, какую красоту вы нарисовали. Какое разнообразие красок, цветов!
-Какой рисунок вам больше всего понравился? Почему?
4.8.Орфографическая подготовка
Чтобы вам легче было описывать картину, я предлагаю опорные слова.
Неширокая лесная река с тёмно – синей водой,
Холмистый левый берег;
Пожухлая жёлто – зелёная трава;
Тоненькие, как свечи берёзы;
Жёлто – оранжевый наряд;
Одинокая нарядная берёзка;
Как вспыхнувшие факелы деревья;
На дальнем горизонте слева группа хвойных деревьев;
Низкое осеннее небо с белыми облаками;
Веет осенней свежестью;
Мне понравилось;
- Пригодятся вам эти слова? Посматривайте на них, когда будете писать сочинение.
А начать картину можно так:
На картине Левитана «Золотая осень» изображена самая прекрасная пора – середина осени. Или так:
Перед нами картина Левитана «Золотая осень».
5. Работа в группах. Устное описание картины.
6. Запись сочинения в тетради.
7.Чтение по желанию учеников своих сочинений.
8. Итог урока
- Какую картину мы описывали? Кто её автор? Понравилась она вам?
В картинах Левитана природа, как живая. И каждый из нас, глядя на его картины, понимает, что это всё живое, близкое к его сердцу.