Конспект урока 4 класс Сочинение- описание по картине И.И.Левитана Март



Конспект урока 4 класс русский язык
Автор Скидан Виктория Анатольевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34
город Комсомольск-на-Амуре

Краткие рекомендации к использованию:
Материалы данного конспекта помогут учителю провести урок сочинение-описание в 4 классе по любой программе. В разработку включены исторические материалы из жизни известного художника, различные формы, приемы, методы подготовки учащихся к написанию сочинения
Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Март»
Цели: формировать умение определять тему и основную мысль, правильно и точно употреблять слова в сочинении;
формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи (композиция, определение темы, настроение);
способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного и интереса к живописи.
Планируемые результаты:
Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость товарищеского сотрудничества.
Метапредметные: умение вести диалог, умение определять общую цель, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной формах.Предметные: учащиеся получат возможность научиться письменно излагать мысли на заданную тему, писать сочинение – описание по заранее составленному плану.
Х О Д У Р О К А
Постановка учебной задачи.
Притча “КРАСОТА”
В.А. Сухомлинский
Шли два путника. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем – Это же серый камень.
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту? А что мешает?
- Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
- Что ему помогло?
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит писать сочинение – описание по картине И. Левитана и я надеюсь чувствовать ваши горячие сердца
Какие задачи будут стоять перед нами?
(ответы учащихся)
Игра «Собери стихотворение»
У каждого из вас есть части стихотворений Вам необходимо быстро и правильно «собрать» стихи, вспомнить авторов. (У каждого ученика набор карточек со строчками из стихов)
1 Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора. ( Ф.Тютчев)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. (А.К. Толстой)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит. (А.Н. Плещеев)
- Что объединяет эти стихи?
- А какие еще стихи о весне вы знаете?
Весна вдохновляла на создание прекрасных произведений не только поэтов, но и композоторовВеликий русский композитор Петр Ильич Чайковский в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 музыкальных пьес. Послушайте одну из них.
- Какие картины увидели? (Словесное рисование)
А называется эта пьеса «Март»
- Какие еще виды искусства помогают нам видеть красоту родной природы?
Богатство красок и звуков весенней природы привлекало внимание не только композиторов, поэтов, но и художников.
Рассматривание картины
Открываем картину И.И. Левитана «Март»( название закрыто)
- Посмотрите внимательно на картину. Какие ассоциации вызывает у вас эта картина?
- Какие мысли и чувства возникли, когда вы любовались картиной?
- Вы раньше видели картину?
- Как вы думаете, как называется эта картина? Почему?
- Какое время года изобразил художник?
- Что изображено на переднем плане? Каким показан конь?
- Что изображено на заднем плане? В центре картины?
- Как автор изобразил просыпающуюся природу?
- Какими красками пользовался художник, изображая дорогу? Снег под деревьями?
- Обратите внимание на небо. Что вы можете сказать о нем?
- Соответствует ли оно времени года?
- Как художник подчеркнул, что это теплый день?
- Какие мысли и чувства вызвала у вас картина?
А теперь шагнем в картину? Что слышите? Что чувствуете7Работа по карте урока.
Задание 1. Подберите и запишите слова, словосочетания (лексические средства), которые помогут описать картину. Используйте прием олицетворение. ( шагает по зимнему одеялу красавица – весна. Взмахнула одним рукавом – потекли ручьи, растаял снег. Взмахнула другим – запели птицы. и т.д.)
Задание 2. Описание объектов, изображенных на картине.
Заполните таблицу – описание:
Описываемые предметы Лексические средства описания
Снег Какой он? От чего зависит цвет снега?
Дорога Какой снег на дороге?
Конь Какой он?
Небо Какой он?
Деревья На переднем плане:
На заднем:
ФизминуткаЗадание 3 . Составление плана сочинения
Чтобы получилось сочинение, передающее мысли и чувства художника, давайте составим план
- Как начать сочинение? ( Несколько строк посвятить художнику, сказать о природе картины.)
Историческая справка.
Исаак Ильич Левитан был крупнейшим мастером русского пейзажа. Он создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность. Особенно это чувствуется в картине «Март». Для живописи Левитана характерно раскрытие тончайших состояний природы. Он очень тонко изображает глубоко трогательные, часто печальные черты, «которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
К лучшим произведениям художника относятся также картины «Вечерний звон», «Лилии в пруду», «Туман», «На Волге», «У омута», «После дождя»
- О чем будете писать в основной части сочинения? ( Опишем время года, краски картины, раскроем замысел художника)
- О чем напишете в заключительной части сочинения?
Примерный план
О художнике.
Время года на картине.
Гармония природы.
Краски картины.
Мои мысли о картине.
Лексико-грамматическая подготовка
Запомните, художник картину пишет, а не рисует.
Подберите синонимы
Художник - _________________________________________________
Нарисовал - _________________________________________________
Картина - ___________________________________________________
Опишите приход весны.
( плывут легкие облака, высокое синее небо, белоснежный снег, растаявшая дорога.)
Опишите лес. (редкие деревья тянутся к солнцу, хрупкие, точно прозрачные0
Задание 4. Устное составление описания картины по плану
− Поподробнее остановимся на каждой части.
1. Как можно начать сочинение ?(Передо мной картина известного русского художника …)
2. Что будете описывать в основной части?
(Небо, снег, деревья, лошадь.)
− Как начнёте?
(На картине изображена ранняя весна.)
3 . Как можно закончить?
(Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство … от того, …)(Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство … при виде …)
(Трудно оставаться равнодушным, когда видишь …)
(Мне эта картина очень нравится, чувствуется, что художник любил русскую природу.)
Задание 5. Написание сочинения ( слабым ученикам выданы карточки – помощники)
Итог урока. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, используя нашу шкалу самооценки.