Конспект урока Сочинение по картине И.И.Левитана «Март». Работа над ошибками

Конспект урока по русскому языку
Дата: 15.03.12
Школа: № 92
Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Март». Работа над ошибками.
Цели:
1.Учить детей редактировать свои сочинения
2. Развивать языковое чутье, языковой вкус
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Класс: 4 «В»
Тип урока: развитие речевого творчества.
Форма: классно-урочная.
Система обучения: «Школа 2100».
Оборудование: слайд – презентация.
Ход урока
Этап
Содержание
Примечание

I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Михайловна. Садитесь.


II. Сообщение темы и постановка задач урока.
- Прошлый раз вы писали сочинения по картине И. И. Левитана «Март». Сегодня у нас с вами будет работа над ошибками. Мы с вами отредактируем ваши сочинения, и на этих же листочках вы напишите новые.


III. Работа над ошибками.
1. Подведение итогов работы детей.
- Я хочу сказать, что в основном все хорошо справились с работой. Мне очень понравились ваши сочинения. Спасибо вам за такие интересные мысли. Хотела бы отметить Настю К, Ризоева С. У вас самые лучшие работы. Есть в классе и те, кто не допустил в сочинениях ни одной ошибки. Это Соснина А. и Катя К. Молодцы. Еще в ваших сочинениях очень много интересных высказываний, мыслей. Я бы хотела их вычитать.
Небо яркое, голубое, как будто пух летает в воздухе;Оказывается Левитан очень красиво пишет картины – Ефремов А.
Мне очень понравилась картина, потому что она вызывает у меня восторг, восхищение, изумление. – Бельская Анастасия.
Сочинение Сосниной А. наполнено звуками и запахами – Чувствуется поскрипывание половиц под ногами человека в доме. Эта картина полна движений.
Снег сверкает как тысячи бриллиантов под лучами солнца. Воздух пропитан запахом хвои. – Чадина А.
Художник вложил в картину душу.- Семина Н.
Снег блистает, словно тысяча алмазов, переливающихся на солнце.Мне очень нравится эта картина, когда вырасту нарисую такую же. – Ширяева Соня.
Снег, как мягкая перина, слегка сползающая с крыши.- Даша Ц.
Я вижу, как взошло мартовское, нежное солнце. Мне эта картина очень нравится, потому что оа добрая, ведь живописец вложил всю душу и вдохновение в нее. – Гришаев Артем.
Март показывает, как зима лениво уходит, а на смену зимы приходит долгождпнная весна. Автор картины использовал колорит цветов.- Литасова Карина.
Весна нежная и очень солнечная, а снегкажется как множество крупинок сахара.-лиза п.
Снег будто белое одеяло,так и хочется нырнуть –Никита И.
2. Речевые ошибки.
- Практически все допустили в своих сочинениях речевые ошибки. Многим плохо удавалось подбирать однородные члены предложения. Перед вами примеры таких ошибок.
1. Снег на картине талый, ломкий, мокрый, грязный, серый, глубокий, пористый, словно вата.
- Как вы думаете, что следует изменить в этом предложении для более правильного созвучия однородных членов? (Убрать лишние, чтобы это был не просто набор слов.)
- Попробуйте это сделать. (Снег на картине талый, серый и пористый, словно вата.)
2. Снег слегка подтаял и из белого он превратился в талый, рыхлый, ломкий, серо – коричневый снег.
- А как вы думаете, какие прилагательные будут лишними в этом предложении? Почему? («талый, рыхлый, ломкий», потому что белый - это цвет, а эти слова обозначают структуру и состояние снега)
- Ребята вы писали сочинения. А как можно сказать по другому, что вы составляли? (Текст).
- А что такое текст?(2 и более предложений, связанных между собой по смыслу).
- Верно, предложения в тексте обязательно должны быть связаны между собой по смыслу. Но очень часто прослеживалось нарушение логических связей в ваших сочинениях. На слайде я привела пример из одной работы.
Голубое, с оттенками серого небо, рыхлый, пористый, мокрый снег, молодые, стройные сосны с пышной кроной, рыжевато – коричневые, белоствольные, тоненькие, березы. Золотисто – лимонный дом, снег на крыше совсем подтаял и готов упасть в любой момент. Лесная полянка, на которой виден ярко белый снег.
- Что вы заметили? Почему я взяла для примера именно этот отрывок? (Потому что в предложениях идет просто перечисление того, что изображено на картине. Нет логических связей, переходов.)
- Ребята, я давала вам опорные слова, не для того, чтобы вы их бездумно переписывали, а строили на основе их полные связные предложения. Как вы считаете, что следовало бы изменить в этих предложениях? (Распространить их, простроить так, чтобы они были связаны между собой).
- А сейчас еще раз прочитайте последнее предложение. Какое слово будет не уместно при описании снега? Почему? (Яркий, потому что оно противопоставлено слову белый.)
- Это не единственный пример. Многие из вас употребляли слова в неточном или несвойственном ему значении. Давайте обратимся к таким примерам.
1. Левитан передал цвета в яркой красочности.
- Какое слово здесь употреблено неверно? (Красочности)
- А есть ли в русском языке такое слово? (Нет, есть такое прилагательное «красочный»)
- А многие такое слово употребляли. Как следовало бы сказать правильнее? (Левитан передал цвета в ярких красках.)
- Хорошо. Читаем следующее предложение.
2. Частичка дома сверкает на переливах солнечных лучей.
- Что вас насторожило в этом предложении? (На переливах солнечных лучей.)
- Как изменить его? (Частичка дома сверкает на солнце.)
- Молодцы. Встречалось и неправильное употребление предлогов. Например,
Небо в этой картине голубое, местами грязно – серое.
- Кто обнаружил ошибку здесь? Как ее исправить? (Небо на этой картине голубое, местами грязно – серое.)
- Иногда встречались нелепые, парадоксальные суждения, такие как «Возле крыльца запряженная лошадь, стоявшая возле берез, а на березе был скворечник, который повесил человек, когда береза была низкой.»
- Что необычного вы заметили? (Запряженная лошадь возле крыльца, а стоит она возле берез.)
- Это предложение лучше разбить на несколько. Может кто – нибудь попробует? (Возле крыльца стоит запряженная лошадь. Рядом растут березы, на одной из которой весит скворечник. Скорее всего его повесили, когда она была еще низкой.)
- Ребята, а какую еще речевую ошибку вы заметили в этом предложении? (Повторение одного и того же слова «береза»)
- Это ошибка очень распространенная. Она встречалась во многих работах. Давайте разберем эти предложения. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Ваша задача найти в предложениях часто повторяющиеся слова и исправить эту ошибку.
1. На этой картине мы чувствуем присутствие человека, хотя его нет на картине.
- Какое слово здесь повторяется? (Картина)
- Как можно исправить это предложение? Каким словом мы заменим слово «картина»? (На этой картине мы чувствуем присутствие человека, хотя его там нет.)
- Читаем следующее предложение.
2. С крыши вот – вот упадет снег, и на земле снег уже подтаял.
- А что не так в этом предложении? (Повторяется слово снег)
- Как бы вы исправили его? (С крыши вот – вот упадет снег, и на земле сугробы уже подтаяли).
- Читаем следующее предложение.
3. Он написал эту картину в 1895 году. Левитан написал более тысячи картин.
- Ребята, а что бы вы изменили в этих двух предложений. Кто уже догадался? (Он написал эту картину в 1895 году. Левитан создал более тысячи картин.)
- Итак, ребята, чтобы в ваших сочинениях не было повторяющихся слов, их можно заменить местоимениями или подобрать к ним синонимы. Иногда в своих сочинениях вы использовали слова, не свойственные стилю изложения.
Когда я вышел на улицу, я сразу почувствовал свежий воздух, который через мой нос прямо шел в мой организм.
- Какие слова здесь не уместны? Почему? («который через мой нос прямо шел в мой организм.», потому что эти слова относятся к научному стилю).
- Верно. Молодцы. Ребята еще, пожалуйста, обратите внимание на год создания картины:1895. Некоторые путали его. Еще не забывайте выделять абзацы в своих сочинениях.
3. Орфографические ошибки.
- А сейчас мы с вами разберем орфографические ошибки. Вы можете пользоваться листочками с вашими сочинениями. Итак, читаем первое слово.
Пресудствие.
- Какие ошибки в нем допущены?
(Аналогично работаем с остальными: проталены, невидем, месец, лемона – золотая, начел, залесть, Леветан, блестает, чуствуется, новерное, хочиться, гдето, запряженная).
- Молодцы, ребята, спасибо вам за вашу активную работу. А теперь разберемся со знаками препинания.
4. Пунктуационные ошибки.
- Многие из вас строили при написании сочинений сложные предложения. Давайте с вами вспомним, что же такое сложные предложения? (Это предложения, в которых 2 и более грамматических основ.)
- Среди сложных предложений есть особенные. Они состоят из двух частей: главного предложения и предложения – пояснителя, которое поясняет главное, продолжает мысль, высказанную в нем. В таких сложных предложениях есть слова, которые подсказывают, что началось предложение – пояснитель. Посмотрите на таблицу и прочитайте эти слова.
Слова, которые указывают на начало предложения - пояснителя

Что
Как
Чтобы
Какой
Который
Потому что
Где
Будто
Как будто
Если
Так как
Когда

- Перед этими словами в устной речи делается длительная пауза, а в письменной ставится запятая. Давайте с вами рассмотрим несколько примеров таких предложений из ваших сочинений.
1. Чувствуется присутствие человека потому что дверь приоткрыта.
- Есть ли предложение- пояснитель в этом примере? Как вы догадались? (На него указывает слово потому что).
- Где мы поставим запятую? Читаем следующее предложение.
2. Там нарисована лошадь которая не распряжена и готова опять в дорогу.
- Какие грамматические основы мы выделим в этом предложении? (Нарисована лошадь, которая не распряжена и готова).
- А кто нашел предложение - пояснитель? Какое слово на него указывает? (Которая)
- Где нужно поставить запятую?
- Какой союз есть в этом предложении? (Союз и ).
- Нужно ли ставить запятую пред этим союзом? Почему? (Нет, потому что он соединяет однородные члены предложения.)
- Ребята, союз и очень хитрый. Мы с вами определили, что в этом предложении запятая не нужна. Давайте рассмотрим другой пример.
Стоит дом с открытой дверью и рядом дремлет лошадь.
- Какое это предложение: простое или сложное? Как вы определили? (2 грамматические основы)
-Как выдумаете, нужна ли запятая перд союзом и?
- Верно, если союз и соединяет однородные члены, то запятая не нужна, а если простые предложения в составе сложного, то нужна.
- Очень хорошо, что в своих работах вы использовали художественно – выразительные средства, такие как сравнения. Но нужно не забывать, что на письме сравнения мы должны выделять запятыми. Посмотрите на слайд.
Небо похоже на бездонную бездну, по которой летают, как пух, облака.
Снег, как мягкая перина, слегка сползающая с крыши.
- Какие сравнения есть в этих предложениях? (как пух, как мягкая перина)
- Какие вопросы к ним можно задать? (Какие? Какой?).
- Обратите внимание, что на письме они выделяются запятыми, а речи паузами. Ребята, а что такое бездна? (Место, где нет дна)
- Так что же получается, рядом употреблены совершенно одинаковые слова? (Да)
- Итак, пожалуйста, будьте внимательны при подборе словосочетаний.


IV. Редактирование сочинений
- Ну что же, сегодня мы провели с вами большую работу. Теперь откройте листочки с сочинениями. Запишите «Работа над ошибками». И каждый сейчас перепишет свои сочинения, исправляя все допущенные ошибки.


V. Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, спасибо вам большое за вашу активность и доброжелательность. Мне с вами очень легко и приятно работать.
До свидания.



Методист:
15