Урок русского языка 7 класс Сочинение по картине И.Левитана Золотая осень


Урок русского языка в 7 классе
Акылбекова Гульзада Джетпыспаевна КГУ «Казахская средняя школа
имени А.Жексембекова»
Енбекшиказахский район
Алматинская область
Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Цели: способствовать совершенствованию навыков описания картины, развивать навыки построения текста в определенном композиционном порядке, воспитывать любовь к природе, понимание произведений живописи, умение чувствовать красоту природы в картинах русских художников.
Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», переносная доска с материалами словарной работы, слайды на тему «Осень в стихотворениях русских поэтов».
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А.С.Пушкин).
Ход урока
1 Организация класса.
2 Объявление темы урока, постановка целей урока.
3 Работа по новой теме.
А) Вступительное слово учителя.
Многие художники с огромной теплотой и любовью писали русскую природу. Одним из таких художников является Исаак Ильич Левитан - талантливый русский художник-пейзажист. Он родился в 1860 году в семье служащего. Он рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. В 13 лет его приняли в Московское училище живописи. Когда он учился в Москве, ему часто приходилось голодать. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое.
Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии.
Левитана называют «певцом» русской природы, потому что он сумел запечатлеть на своих холстах особенности русского пейзажа в разные времена года и в разное время суток. Его пейзажи отличаются не только тем, что природа на его полотнах живая, дышит, но и наводит на размышления. Глядя на природу в произведениях Исаака Левитана, думаешь о жизни, о вечном.
Б) Словарная работа:
Живопись – вид изобразительного искусства (школа живописи, современная живопись).
Пейзаж – 1 Общий вид местности. 2 Рисунок, картина или описание природы (русский пейзаж, пейзаж в стихах Абая).
Рисунок, картина с изображением природа называется пейзажем.
В) Рассматривание репродукции картины «Золотая осень» И.И.Левитана.
- Что изображено на переднем плане картины?
- Что отражается в прозрачной воде речки?
- Что виднеется на заднем плане?
- Какие цвета и оттенки использовал художник в большей степени?
- Какие цвета и оттенки использовал художник в меньшей степени?
- Когда лес бывает таким, как на картине – в начале осени или в конце, в сухую или в дождливую погоду?
- Почему автор назвал картину «Золотая осень»?
- Какие чувства и мысли вызывает это полотно?
- Почему Левитана называют «певцом» русской природы? Согласны ли вы с этим утверждением?
Г) Демонстрация слайдов
«Осень в стихотворениях русских поэтов».
А.С.ПушкинУнылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ф.ТютчевЕсть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Иван Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Н.А.НекрасовСлавная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. 
-И в стихотворениях поэтов и на картине Левитана мы видим красоту осенней природы.
Д) Языковая подготовка
1) Подбор синонимов к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти)
создает (пишет)
картина (полотно, репродукция)
2) Правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вверху.
3) Расскажите, подбирая подходящие слова, что именно изобразил художник
на картине «Золотая осень»?
- Речка какая? (широкая, неширокая, спокойная, бурливая, горная)
- Какие у нее берега? (крутые, скалистые, высокие, невысокие, пологие)
- Что мы видим на левом берегу? (сосновый бор, ельник, березовая роща. тайга)
- Какие деревья изображены на переднем плане? (могучие дубы; тонкие, молодые березки; пушистые, голубые ели; высокие, крепкие тополя)
- Какого цвета куст над речкой? (зеленого, багряного, пурпурного, золотистого, цвета меди, потемневший от дождя)
- Какая трава и что на ней? (уже не такая сочная, пожелтевшая, крепкая, молодая; следы трактора, сверкающая на солнце роса, пушистый ковер из разноцветных листьев, седая паутина)
- Какого цвета небо? ( темно-синее, голубое, не такое, как летом, высокое, низкое)
- В чем небо отражается? (в прозрачных водах реки, в темно-синей воде, в реке)
- Что мы видим на заднем плане? (небольшое селение, деревушку, маленькие домики, зеленое поле, недавно засеянное поле пшеницы)
- Какое настроение рождает эта картина? (мрачное, тревожное, радостное, приподнятое, хорошее)
- Что помогает создать такое настроение? (золотистые, яркие краски, солнечный день, чистота, покой, тишина).
27774908890Е) Составление и запись плана: Используйте данные слова и словосочетания:
1. Кто такой Левитан? ясный, солнечный день
2. Какие картины он написал? высокое, синее небо
3. К какому жанру они относятся? легкие, пушистые облака
4. Что изображено на этой картине? освещенный солнцем луг, березы, река
5. Чем эта картина нравится вам? вечная красота природы
27774900 славное, красивое время года
292989032385 безграничная любовь
родная природа
4 Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.
5 Домашнее задание: закончить сочинение.
6 Итог урока.