Проект НЕЛЬЗЯ ТАК ПРОСТО ВЗЯТЬ И НЕ КАРТАВИТЬ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД


Щучкина Анна Владимировна
учитель-логопед
МБОУ «ООШ №2» п.ХанымейЯНАО Пуровский район

НЕЛЬЗЯ ТАК ПРОСТО ВЗЯТЬ И НЕ КАРТАВИТЬ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД?
Способность говорить, читать и писать - неотъемлемая часть личности каждого человека. Без этих навыков трудно общаться, воспринимать окружающий мир. Ведь мы обладаем двойственным восприятием действительности - с помощью органов чувств (зрение, обоняние, слух) и с помощью устной речи, слов который мы произносим.
Речь необходима для построения коммуникаций между людьми, для общения. Поэтому она должна выстраиваться таким образом, чтобы ее можно было понять собеседнику.
Поэтому, когда у человека имеются какие-либо неточности, недостатки, как в устной, так и письменной речи, коммуникации между людьми могут нарушаться. Это особенно важно в настоящее время «век коммуникации и интеграции».
Актуальность проекта: Проект создан с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных в соответствии с нормативной базой ФГОС, с целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения и запросами родителей.
Специалисты утверждают: если в 1970-1980-е г. Речевые дефекты были у каждого 4-го ребёнка дошкольного возраста, то сегодня найти дошкольника без нарушений речи. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет. Это связано с ухудшением экологии, с высоким качеством медицинского обслуживания, т.е. слаженная система ранней реабилитации недоношенных детей, с недостаточным уровнем дошкольного образования, зачастую с некачественной диагностикой речевого развития.
Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5–10 слов), фраза формируется к 1,5 года, умение говорить – к 2–2,5 года. В настоящее время эти показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение – к 2 годам, а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь.
Почему так происходит? Речь – явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговорить, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется. Повсеместно родителям некогда разговаривать с ребенком, играть с ним, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру, а там – игры, мультики! Мало того что речь не развивается, словарный запас не увеличивается, фраза не совершенствуется, так еще и ребенок живет в нереальном мире. Лучший друг у детей – компьютер. Отсюда задержка речевого и психического развития ребенка, которая может перерасти в общее недоразвитие речи. Если ребенок слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки.
За последние годы произошло значительное снижение доли здоровых детей. Их число в разных регионах колеблется от 4% до 10%. Не более 30% новорожденных можно считать здоровыми. За последние 5 лет общая заболеваемость новорожденных выросла на 32,3%. В 2001 году у каждого второго новорожденного регистрировались заболевания. Ежегодно около 15 миллионов детей появляются на свет преждевременно (на сроке до 37 недель беременности) это является перинатальной причиной нарушения речи. Все это доказывает актуальность работы логопеда на современном этапе развития. Если в древности от всех болезней лечил один врач, то в современном обществе его обязанности разделены между множеством узких специалистов. Профессия логопеда – одна из тех специальностей, которые появились тогда, когда человечество накопило такой объем знаний о заболеваниях, чтобы к каждому из них был особый подход.
Новизна проекта заключается в том, что в нем, представлен вариант коррекционно-логопедического воздействия через использование информационно-коммуникационных технологий и исследовательской деятельности учащихся в рамках коррекционно-развивающего процесса образовательного учреждения.
Практическая значимость проекта: этот проект поможет учащимся обогатить знания о профессии логопеда и речевых нарушениях, сформировать уважительное отношение к работе логопеда, повысить уровень ответственное отношение к своей речи. Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
По результатам логопедического обследования учащихся 1- 4 классов было выявлено 12 детей с нарушением произношения звука [р]. Что повлияло на выбор темы для логопедического проекта, данная тема является актуальной в нашем образовательном учреждении. Проект выполняют ученики 1-4 класса под руководством учителя-логопеда.
Тип проекта: исследовательско-творческий, среднесрочный.
Цель исследования: создание и организация наиболее благоприятных условий на логопедических занятиях с целью повышения  познавательного интереса воспитанников к коррекции произношения звука [Р].
Гипотеза: выяснить возможно ли самостоятельно без помощи логопеда исправить произношение звука [Р].
С точки зрения учащегося проект:
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Задачи:
1. Выявить причины и виды нарушений произношения звука [Р] и пути их исправления.
2. Консультирование детей, родителей, учителей по вопросам нормы речевого развития и основными речевыми нарушениями.
3. Применение на занятиях коллективной творческой деятельности, личной активности учащихся, игрового метода и современных педагогических технологии (ИКТ) в процессе обучения на логопедических занятиях.
4. Повышение мотивации к занятиям с логопедом у учащихся и исправление произношения звука [Р].
5.Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ.
6. Повысить уровень компетенции по вопросам нарушения произношения звука [Р] у учащихся и их родителей.
Участники: логопед; группа учащихся, с нарушением произношения звука [Р]; родители.
Ожидаемый результат: 
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 
4. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. 
Эффективность данных результатов
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
- получение новых знаний и умений; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 
Для родителей: 
- положительная оценка деятельности школы; 
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и учителями; 
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- удовлетворенность собственной деятельностью;
-повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития учащихся через  разнообразные формы и методы работы.
Планирование работы по реализации проекта
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
I этап – подготовительный: сентябрь-октябрь 2015 года.
II этап – практический: октябрь-май 2015-2016 гг.
III этап – аналитический: май 2016 г.
Таблица 1. Учебно-тематический план
Направления Действия по реализации задач Ожидаемые результаты
I этап – подготовительный: сентябрь 2015 года
Проведение логопедического обследования учащихся и анкетирования родителей. Создание концепции проекта и формирование группы для его реализации. Сбор информации о речевых нарушениях учащихся;
составление плана занятий;
подбор и создание компьютерных программ, игр и презентаций;
консультирование родителей и учителей. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.  Создание банка информации и материально-технического оснащения: программы, игры, презентации, аудиозаписи.
II этап – практический: октябрь-май 2015-2016 гг.
Организация логопедической работы по коррекции произношения звука [Р]. Организация логопедических занятий с использованием ИКТ, вовлечение в работу детей и родителей, исследовательская деятельность учащихся, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности. Повышение интереса учащихся к занятиям; привлечение к работе логопеда родителей,
улучшение качества коррекционного воздействия на развитие речи и высших психических функций.
III этап – аналитический: май 2016г.
Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.  Анализ эффективности выполненной коррекционно-развивающей и исследовательской работы Развитие познавательной  и речевой активности школьников;
Автоматизация звука [P] в словах и предложениях, дальнейший самостоятельный контроль за произношением; повышение уровня профессионального мастерства логопеда и знаний родителей.
Таблица 2. Календарный план реализации проекта
№ п/пНазвание мероприятия Срок
I этап – подготовительный: сентябрь 2015 года
1. Логопедическое обследование и формирование группы сентябрь
2. Анкетирования родителей по запросу сентябрь
3. Исследовательская деятельность учащихся на тему: «Отношение в обществе к человеку с нарушением речи» (презентация, опрос, диаграммы, видео, социальная реклама и др. продукты деятельности). Повышение уровня мотивации и заинтересованности в результате логопедических занятий у учащихся. сентябрь
4. Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке. Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке. сентябрь
5. Театрализованное представление учащихся группы «Сказка о Веселом Язычке»  сентябрь
6. Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»  сентябрь
7. Изготовление совместно с учащимися пособий для выполнения дыхательной гимнастики  сентябрь
8. Оформление выставки «Экран звуков»  сентябрь
9. Создание копилки игр «Очумелые ручки», направленной на развитие мелкой моторики рук. сентябрь
10. Выставка "Волшебные прищепки" (пособия для развития мелкой моторики) сентябрь
II этап – практический: октябрь-май 2015-2016 гг.
11. Исследовательская деятельность учащихся на тему: « Когда и как появилась профессия логопед?» (презентация, опрос, игры, сочинение, видео) октябрь
12. Название ресурса: интерактивные упражнения "Различай-ка", упражнения направлены на формирование умения различать звуки. сентябрь-май
13. Выставка "Волшебный декупаж" ( пособия для развития мелкой моторики) октябрь
14. Подгрупповые занятия по подготовке к постановке звука[Р] октябрь-ноябрь
15. Урок фонетики русского языка: «Звук или буква [Р]?» В целях повышения компетентности родителей в вопросах нарушения произношения звука [Р], создание буклета. октябрь
16. Консультация для родителей «Мой ребенок не произносит звук [Р], что нам делать?» октябрь
17. Урок лексики русского языка: «Картавость - от слова каркать, а грассируешь - от слова гром?» В целях повышения компетентности родителей в вопросах нарушения произношения звука [Р], создание буклета. октябрь
18. Индивидуальные занятия по постановке звука[Р] ноябрь-январь
19. Открытое логопедическое занятие «Причины ротацизма или нарушения произношения звука [Р]». ноябрь
20. Мастер –класс «Научитесь слышать звуки» ноябрь
21. Логопедическое занятие «Даже в слове «картавость» есть звук [Р]». Развитие фонематического анализа и синтеза. ноябрь
22. «Мифы» о картавости, разбираемся вместе с логопедом, беседа с родителями в форме диалога Вывод: Какую помощь может оказать логопед и как бороться с проблемой нарушения речи самостоятельно. декабрь
23. Создание буклетов для родителей и памяток учащихся с нарушениями звукопроизношения декабрь
24. Логопедический утренник «Этот трудный звук» декабрь
25. Письмо Деду морозу «В Новый год с новым звуком» декабрь
26. Логопедическая выставка «Зимняя сказка»январь
27. Инсценировка группой учащихся сказки «Путешествие в страну Нерычляндию» январь
28. Выставка "Рукотворный Эрмитаж"(пособия для развития мелкой моторики) январь
29. Презентация: Автоматизация [Р] в середине слов с сочетаниями «тр», «др». февраль
30. Совместная исследовательская деятельность учащихся и логопеда «Современные технологии в логопедии и инновационные способы развития речи». февраль
31. Презентация: Автоматизация [Р] в словах со слогом "дра", "дру", "дро"февраль
32. Исследовательская деятельность учащихся «Речевые игры дома». март
33. Выставка "История на тарелочке" (пособия для развития мелкой моторики) март
34. Презентация "Веселые старты за партами", для логопедического занятия во 2 классе в игровой форме.  март
35. Автоматизация звука [Р] в начале слова, середине и конце. март
36. Использование ИКТ в логопедии. Презентация "Путешествие тигрёнка Ричи"апрель
37. Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях»апрель-май
38. Консультирование «Нетрадиционные упражнения» (очная и дистанционная форма) апрель
39. Логопедические выставки. Это творческие работы изготовленные учащимися - различные поделки, аппликации. апрель
40. Автоматизация звука [Р] в связной речи и стихотворенияхмай
41. Анализ эффективности коррекционно-развивающих занятий. Логопедическое обследование учащихся. май
42. Рефлексия у учащихся. Исследовательский проект «Трудный звук, ты нам друг!» май
43. Итоговое мероприятие «Праздник красивой речи»май

Картавость мешает людям жить. Нередко над людьми смеются, если они картавят. В таких языках, как французский и немецкий картавость — вариант нормы! Французы специально тренируют горло для правильного грассирования. Картавость - просторечное название. В медицине это называется дислалией фонемы [Р] и ротацизмом. Обычно картавостью называют два вида ротацизма с горловым произношением: увулярный ротацизм (вибрирует маленький язычок мягкого нёба) и велярный ротацизм (вибрирует весь край мягкого нёба). Та интересная вибрация, которую мы слышим от некоторых картавящих людей, называется «грассированием» — похоже на звучание французской речи, и его стоит отличать от простой картавости, ибо в произношении участвует только горловая вибрация без участия языка. Горловой звук [Р] фонетически просто легче усваивается неокрепшей детской психикой, человеком в момент становления речи. Известно, что языковые навыки ребенка формируются до семи лет, и до этого времени желательно исправить ротацизм. Проводить работу по устранению дефекта картавости нужно под контролем специалиста, с учетом состояния органов артикуляционного аппарата. Если у вас нет возможности встречаться с логопедом регулярно, многое вы можете сделать самостоятельно. Но в выборе способа постановки и речевого материала для автоматизации звука, вам должен помочь специалист! Приблизительно 2 % детей остаются «картавыми» навсегда, помните об этом, приступая к занятиям.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.  Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.  В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

Рис.1 Нельзя так просто взять и не картавить
Список литературы:
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей. Феникс М. 2008 г.
2. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения 2011 5. Интернет-ресурс http://www.maam.ru/6. Интернет-ресурс http://logoportal.ru/