Воспитательная программа ««Нравственное воспитание учеников младших классов





Программа
воспитания учащихся начальных классов
«Нравственное воспитание младших школьников в обществе»


Автор: Галимуллина Разина
Габдулмаратовна, учитель
начальных классов МБОУ
Балтасинской средней обще-
образовательной школы РТ,
учитель I кв. категории


Содержание
Пояснительная записка.
1.1. Цели воспитательной работы
1.2. Задачи воспитательной работы
1.3. Принципы воспитательной работы
1.4. Участники программы
2. Связь с общественностью
2.1. Участие класса в общешкольных мероприятиях
2.2. Связь с досуговыми предприятиями
3. Семья
3.1. Работа с родительским коллективом
План работы с родительским коллективом
4. Работа с психологом
5. Нравственность.
5.1. Нравственное воспитание
5.2. Программа нравственных бесед
6 Прогнозируемый результат
Показатели результативности
7. Заключение
8. Приложения
9. Литература






Пояснительная записка
Воспитать человека интеллектуально,  не воспитав его нравственно, –  значит,  вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка?  Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова нравственность – это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». Наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей. К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». Младшему школьнику необходимо  получить информацию о нормах поведения в современном обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей – одно из значимых направлений в современной педагогике.
Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в серьёзную общественно значимую деятельность – учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы вооружить учащихся знанием основ наук, сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Задача эта очень сложная и может быть решена в процессе всей учебно – воспитательной работы школы. Насколько будет успешно проведена работа, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь.
Наблюдения, проводимые за поведением детей, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подвели меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности учеников низкий.  Дети не знают, соответственно,  не соблюдают,  элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими,  часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Поэтому приоритетным направлением в новом учебном году стало воспитание нравственного  поведения  учащихся  1- 4 классов.
Программа воспитательной работы в начальных классах «Нравственное воспитание младших школьников в обществе» рассчитана на 4 года и является для меня документом, указывающим стратегию моей работы по воспитанию учащихся с 1 по 4 класс.



1.1. Главная цель воспитательной работы: создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета,  умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.
1.2. Задачи воспитательной работы в 1- 4  классах на 2009-2013 уч.год:
Организовать работу по сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела,  участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий).
Оказать помощь вновь прибывшим учащимся (адаптироваться в классном коллективе).
Проводить систематическую работу по изучению  норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей,  соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам  поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету,  школе, проведение родительских собраний.
Данная программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.


1.3. Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принципов организации воспитательной работы в классе:
Принцип доступности.
Принцип активности.
Принцип системности.
Принцип сознательности.
Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога,  родителей.
 

1.4. Участники программы
- классный руководитель – прежде всего, учит ученика, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах, выполняет ведущую роль в воспитании учащихся, организовывает и направляет воспитательный процесс в условиях класса;
- воспитатель ГПД – вместе с классным руководителем организовывает внутриклассные мероприятия, целью которых является всестороннее развитие ученика;
- родительский комитет – содействует школе в осуществлении воспитания и обучения детей. Совместная деятельность учителя, воспитателя и родительского комитета постепенно формирует у родителей чувство коллективной ответственности за обучение и воспитании детей, за их жизнь и дела;
- родители – создают условия для организации индивидуальной помощи в воспитании и обучении детей;
- школьное самоуправление – создает условия для проявления интереса к общественной жизни, спорту, воспитывает сознательную дисциплину, приучает детей вырабатывать совместные цели, доводить начатое до конца, критически оценивать результаты своей деятельности;
- досуговые центры района, села, общественные детские организации – содействуют работе школы в воспитании учащихся.

Связь с общественностью
Участие класса в общешкольных мероприятиях
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях, согласно годовому плану работы школы. Это позволит чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно – воспитательного процесса в школе, будет способствовать
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного руководителя как неотъемлемой части дружной и весёлой семьи, название которой – школа;
- формирование чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
2.2. Связь с досуговыми центрами района
Учитывая возраст воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками очень велика. Целесообразно сделать это общение максимально интересным. Поэтому, нужно в максимальной степени в воспитательной работе использовать взаимодействие класса с досуговыми центрами района, активно откликаясь на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости коллектива и каждого учащегося для коллектива, способствует формированию чувства собственного достоинства.

3.Семья
3.1. Работа с родительским коллективом
Родительский коллектив укрепляет связь семьи со школой с целью установления единства воспитательного влияния на детей;
- способствует привлечению в помощь школе общешкольных организаций, шефствующих предприятий, колхоза и учреждений;
- привлекает родителей к участию в работе с детьми во внеурочное время;
- помогает в организации системы повышения педагогической культуры родителей;
- участвует в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений.
3.2. План работы с родительским коллективом (РК)


Iкласс
IIкласс
IIIкласс
IYкласс

1
Выборы классного РК. Распределение обязанностей между членами РК. Беседа о правах и обязанностях членов РК.
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь

2
Отчет о работе, проделанной членами РК по подготовке класса к новому учебному году.
сентябрь
октябрь
сентябрь
октябрь
сентябрь
октябрь
сентябрь
октябрь

3
Обсуждение плана учебно-воспитательной работы за I полугодие
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

4
Организация осенних каникул
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

5
Сообщение учителя о посещении семей учащихся, нуждающихся в оказании материальной помощи.
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

6
Организация встреч и экскурсий
В течении года

7
Сообщение членов РК о работе, проведённой с трудными семьями
Декабрь, апрель

8
Организация зимнего отдыха детей
январь
январь
январь
январь

9
Обсуждение плана учебно-воспитательной работы за II полугодие
январь
январь
январь
январь

10
Организация праздников
В течении года

11
Организация праздника для пап и мальчиков
февраль
февраль
февраль
февраль


12
Каникулы для первоклассников
февраль
-
-
-

13
Праздник «Прощание с Азбукой»
февраль
-
-
-

14
Организация праздника для мам и девочек
март
март
март
март

15
Выставка скворечников
апрель
апрель
апрель
апрель

16
Организация весенних каникул
апрель
апрель
апрель
апрель

17
Отчёт РК о своей работе за год
май
май
май
май

18
Организация летнего отдыха детей
май
май
май





Работа с психологом
Неотъемлемой частью воспитательной работы в школе и жизни школы являются систематические консультации с психологом школы учащихся и их родителей. Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе с детьми, по тем или иным причинам, требующим повышенного внимания педагога.
Между тем каждый ребёнок уникален и каждый достоин и требует повышенного внимания. Каждому необходимо понимание индивидуального восприятия его классным руководителем. В реализации такого подхода реаль-ную помощь классному руководителю может оказать психолог, проведя диагностику личности и цикл бесед с детьми, направленных на изучение психологического портрета ребёнка.
Неоценимую помощь психолог может оказать и родителям, так как корни большинства проблем, возникающих у ребёнка, нужно искать в его семье, в среде, где он вырос. Таким образом, в воспитательную работу, проводимую классным руководителем с классом, целесообразно включить систематическое взаимодействие с психологом. Совместно с психологом изучаются типы внимания, памяти, мышления, и их развитие, составляются коррекционные программы




















Нравственность
5.1. Нравственное воспитание.
Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе с в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения. В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил - одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.
Знания детей в направленных нормах, полученные на занятиях, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, направленная на то, чтобы обобщить приобретенные из разных источников знания. Очень важно, чтобы в начальных классах систематически проводились с детьми беседы о морали. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Проведение бесед на темы, выдвигаемые только условиями жизни данного класса, вносит элемент стихийности в воспитательную работу, поэтому наряду с беседами по конкретным случаям или поступкам необходимо проводить беседы по заранее составленному плану, предусматривающему весь объем работы по нравственному воспитанию детей.
Программу этических бесед я построила концентрически, т.е. в каждом классе изучаем, обсуждаем одни и те же нравственные проблемы (о товариществе, дружбе, коллективизме, об отношении друг к другу и др.), но конкретное содержание их изменяется в связи с накоплением у детей знаний, опыта, нравственных отношений, задачами и содержанием воспитательной работы.




Программа нравственных бесед.
Введение
1 класс
«Нужно ли быть вежливым?» (Этика - наука о вежливости. По книге
Л.Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости»).
«Каким быть, чтобы тебя любили?» (Просто ли, чтобы тебя любили. Этому
мы будем учиться на уроках этики).
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо
этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки. (По
стихотворению Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»)
2 класс
«Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!» (О том, как мы прожили друг без друга, чему мы научились у новых друзей и для чего мы все здесь). «Откуда пришла этика?» (Суть нравственности и ее «золотое правило» -«Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой»). «Почему люди задумались о нравственности?» (История возникновения нравственных отношений и правил поведения в разные времена у разных народов. По книге А.А.Дорохова «Это стоит запомнит»)
3 класс
«По ступенькам нравственности к счастью» (Делай только то, что духовно
поднимает тебя и в то же время полезно для общества» Гендерсон).
«Чему учит Библия и Коран?» (Законы христианской и исламской
нравственности).
«Что такое этика?» (Этика - это безгранично расширенная ответственность
по отношению ко всему живому» А.Швейцер), для чего нужно изучать
этику?
4 класс
«Самая большая ценность - человек!» (О вечности нравственных ценностей). «Нет ничего выше звездного неба над нами и законов нравственности внутри нас». Э.Кант (Картины мира и человек в нем).
«Доброе и красивое живет вечно!» (Общечеловеческие ценности. Вечность нравственных ценностей). «Нравственность - единственная монета, которой везде ход» (Китайская пословица). «Для достижения свободы надо научиться различать добро и зло самому, а не по указанию толпы». Сенека. (Таким образом, только нравственность делает человека свободным, а следовательно, счастливым). «Тому, кто не постиг науки добра, всякая другая наука приносит лишь вред», - говорит Монтень, французкий мыслитель. (Следовательно, без нравственного воспитания обучение чему бы то ни было - бесполезное)


6. Прогнозируемый результат
Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.
Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.
Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный психолог. Внешние: детская библиотека, музей, дворовый клуб «Вдохновение», дом детского творчества «Наследие», КСК «Геолог».
Критерии результативности
Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.
Уровень удовлетворённости родителей нравственным  поведением учащихся.
  Показатели результативности
Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся – умение работать в паре, мини-группе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.
Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся            1 – 4 класса отслеживается по результатам диагностических анкет:
Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
Методика неоконченного предложения (о классе).
Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»
Управление программой
Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.













7.Заключение
Данная программа воспитания указывает на целесообразность ведения воспитательной работы в начальной школе, со стратегической организацией в течение всех четырех лет учебы учащихся в начальной школе.
Воспитание учащихся начальных классов - сложное, разностороннее дело и очень трудно учителю начальных классов придерживаться конкретной стратегии работы. Программа воспитания - настоящий помощник в этом. Потому что здесь в рамках конкретных направлений воспитания классный руководитель легче будет ориентироваться, анализировать и планировать деятельность. А отслеживание в мониторинге развития того или иного направления воспитания стимулирует классного руководителя к устранению недостатков, акцентуации внимания на проблемных моментах.
Каждый из нас помнит фильм «Однажды 20 лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Бывает так, что класс вместе прожил в школе столько лет, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли. У них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако часто бывает наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовёт и манит из детства, тянут, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.
Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5, и через 10, и через 20 лет. От чего это зависит? Безусловно, от многих причин. Но в основном это зависит от того, как была поставлена воспитательная работа в классе и от личности классного руководителя. А фундамент классного коллектива бывает заложен в начальной школе.
И эту программу воспитания учащихся начальной школы «Реализация личности» можно считать фундаментом воспитания учащихся в школе.








9. Литература
1.Байкова Л.А Справочник заместителя директора школы по
воспитательной работе./М.; Образовательный
центр»Педагогический поиск», 1999-160с.
2. Богу с лав екая И.Г., Платонова О.В. Социальное проектирование в
воспитательной системе школы: организация, содержание,
технологии. Методические рекомендации, - Казань: РИЦ «Школа»,
2005.-44с.
З.Богуславская И.Г. Современный классный руководитель:
организация и содержание деятельности. - Казань, 2005 - 62с.
4.Богуславская И.Г., Все для заместителя директора по
воспитательной работе. - Казань, 2007 - 123с.
Бушелева Б.В. О культуре поведения. М., 1974. 3. Валеология человека: Здоровье - любовь - красота: В 5 т. Т. 2. Экологическая Валеология и Питание. СПб., 1996.
Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаи моотношений. Минск, 1992.
Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов сред них и высших педагогических учебных заведений, учителей на чальных классов и родителей / Сост. Л .В. Ковинько. М., 2000. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
Дорофеев А .О. культуре поведения. М., 1978. 9.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М., 2001 Ю.Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие.М.ДТЛ 2005 - 224 с.

Крэрн Э. Не разбрасывай носки... .или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям / Пер. с англ. О.В. Рыбаковой. М.,1999.
Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М., 1992. 10. Психология совместного труда детей/Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск, 1987.
13.Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003. 14.Райнпрехт X. Воспитание без огорчений/Пер, с нем. Н. Брусковой. М.,2000.










Aђ Заголовок 115