Методические указания для студентов заочного или дистанционного обучения по дисциплине Русский язык и культура речи










Методические указания
для студентов заочного или дистанционного обучения дисциплины: «Русский язык и культура речи»
Преподаватель Николаева Людмила Дмитриевна


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
(для заочного обучения)

Наименование разделов и тем
Всего часов по прогр.очного отдел.
Всего часов по
прогр. заочн.
отдел.
Устан
Обзорные в период ЛЭС
Практич.
Сам. изуч
Конс.

Введение.
1. Язык и речь.
Лексикография
4
2
1



1

1). Русский язык, его составляющие. Формы речи. Литературный язык. Типы нормы.
2
1
1





2). Лексикография. Основные типы словарей. Культура речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи.
2
1




1

2. Фонетика. Акцентология.
Орфоэпия
8
4

2
2
4


Фонетические единицы языка. Нормы ударения.
Фонетические средства языковой выразительности.
4
2

2

2


Орфоэпические нормы русского литературного языка.
4
2


2
2


3. Лексика.
Фразеология
10
4

2
2
6


Слово, его лексическое значение. Словарная система русского языка.
2
1

1




Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка.
2
1

1

2


Лексические нормы русского литературного языка.
2




2


Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.
2




2


Лексико-фразеологические
ошибки и их исправление
2
2


2



4. Словообразование.
Морфемика
4




4


Состав слова. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
2




2


Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
2




2


5. Морфология
6
4

2
2
2


Понятие морфологии.
Самостоятельные и служебные части речи.
2
2

1




Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи.



1




Стилистика частей речи.
2




2


Грамматические нормы и речевая культура.
2
2


2



6. Графика
Орфография
8




8


Графика. Слоговый принцип русской графики.
2




2


Орфография. Типы и виды орфограмм
2




2


Принципы русской орфографии.
2




2


Русская орфография в аспекте речевой выразительности.
2




2


7. Синтаксис и пунктуация
8




8


Понятие о синтаксисе и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
2




2


Виды предложений. Синтаксическая характеристика предложений.
2




2


Выразительные возможности русского синтаксиса.
2




2


Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
2




2


8. Лингвистика текста
4




4


Текст и его признаки. Структура текста. Функционально-смысловые типы речи
2




2


Виды переработки текста. Речеведческий анализ текста.
2




2


9. Функциональные стили речи
4
4

2
2



Функциональные стили современного русского литературно языка, их взаимодействие.
2
2

2




Функциональные стили литературного языка, жанры речи.
2
2


2



Всего: макс. 72
56
20
2
8
8
36
2











































ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова Современный русский язык М.: Форум – ИНФРА – 2005г
В.Д. Черняк. Русский язык и культура речи. Санкт – Петербург – Москва САГА – ФОРУМ, 2005г
Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова Русский язык и культура речи Ростов – на - Дону, «Феникс», 2004
Л..А. Введенская. Культура речи Ростов- на- Дону, «Феникс», 2001
И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. М.: Форум – ИНФРА, 2002г
В.И. Максимова. Русский язык и культура речи. М.: Форум – ИНФРА , 2001г
Е.Д. Ващенко Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку М. Форум – ИНФРА, 2001г.
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Камаева Русский язык и культура речи. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2002
Л.А. Введенская, Словарь ударений. Изд. центр «Март» Москва – Ростов –на-Дону, 2004
Дополнительная:

В.Н. Вакуров. Трудности русского языка. Словарь – справочник М.: Форум – ИНФРА, 1993
Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М.: Форум – ИНФРА, 2005 г
Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум – ИНФРА, 2006г
О.А. Михайлова. Словарь синонимов и антонимов. Екатеринбург.: У – Фактория, 2007 г.
Л.А. Субботина. Фразеологический словарь русского языка. Екатеринбург: У – Фактория, 2007 г
М.Э. Рут. Этимологический словарь. Екатеринбург: Фактория, 2007
Л.А. Субботина. Словарь иностранных слов. Екатеринбург: Фактория, 2007
Л.А. Введенская. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000
С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. Орфоэпический словарь русского языка Под. ред. Р. И. Аванесова, Москва «Русский язык», 2000





































Наименование разделов с перечнем тем, выносимых для изучения, с указанием источника

Введение.
1. Язык и речь. Лексикография.
Русский язык, его составляющие. Формы речи. Литературный язык. Типы нормы
Лексикография. Основные типы словарей. Культура речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи
Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова Русский язык и культура речи Ростов – на - Дону, «Феникс», 2004, Л.А. Введенская. Культура и искусство речи. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2000
2. Фонетика. Акцентология. Орфоэпия
Фонетические единицы языка. Нормы ударения.
Фонетические средства языковой выразительности.
Орфоэпические нормы русского литературного языка.
А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И. Ворожбицкая Русский язык. М.: - «Высшая школа», 2004 г, Л.А. Введенская. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. Орфоэпический словарь русского языка Под. ред. Р. И. Аванесова, Москва «Русский язык», 2000, Л.А. Введенская, Словарь ударений. Изд. центр «Март» Москва – Ростов – на - Дону, 2004

3. Лексика. Фразеология
Слово, его лексическое значение. Словарная система русского языка.
Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка.
Лексические нормы русского литературного языка.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.
Лексико-фразеологические ошибки и их исправление.
Л..А. Введенская. Культура речи Ростов- на- Дону, «Феникс», 2001
И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. М.: Форум – ИНФРА, 2002г
Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М.: Форум – ИНФРА, 2005 г, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум – ИНФРА, 2006г,О.А. Михайлова. Словарь синонимов и антонимов. Екатеринбург.: У – Фактория, 2007 г., Л.А. Субботина. Фразеологический словарь русского языка. Екатеринбург: У – Фактория, 2007 г, М.Э. Рут. Этимологический словарь. Екатеринбург: Фактория, 2007,Л.А. Субботина. Словарь иностранных слов. Екатеринбург: Фактория, 2007

5. Морфология
Понятие морфологии.
Самостоятельные и служебные части речи.
Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи
Стилистика частей речи
Грамматические нормы и речевая культура.
В.И. Максимова. Русский язык и культура речи. М.: Форум – ИНФРА , 2001г,
Е.Д. Ващенко Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003,
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку М. Форум – ИНФРА, 2001г.,Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Камаева Русский язык и культура речи. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2002, В.Н. Вакуров. Трудности русского языка. Словарь – справочник М.: Форум – ИНФРА, 1993, Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М.: Форум – ИНФРА, 2005 г, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум – ИНФРА, 2006г

9. Функциональные стили речи

Функциональные стили современного русского литературно языка, их взаимодействие
Функциональные стили литературного языка, жанры речи

Е.Д. Ващенко Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003, В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку М. Форум – ИНФРА, 2001г., Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Форум – ИНФРА, 2006г, О.А. Михайлова. Словарь синонимов и антонимов. Екатеринбург.: У – Фактория, 2007 г.












Самостоятельное изучение студентов
под контролем преподавателя по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема
Вид самостоятельной работы
Всего часов
Форма контроля

Фонетические единицы языка. Нормы ударения.
Фонетические средства языковой выразительности
работа с конспектом
2
зачет

Орфоэпические нормы русского литературного языка.
работа со словарем

2
тестирование

Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка
работа с конспектом
2
зачет

Лексические нормы русского литературного языка.
работа со словарем
2
тестирование

Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.
работа с конспектом
2
зачет

Состав слова. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
работа с конспектом
2
зачет

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
работа с конспектом
2
зачет

Стилистика частей речи.
изучение темы по учебнику
2
тестирование

Графика. Слоговый принцип русской графики.
изучение темы по учебнику
2
зачет

Орфография. Типы и виды орфограмм
изучение темы по учебнику
2
зачет

Принципы русской орфографии.
работа со словарем
2
диктант

Русская орфография в аспекте речевой выразительности
работа с конспектом
2
тестирование

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
работа с учебником
2
зачет

Виды предложений. Синтаксическая характеристика предложений.
работа с учебником
2
зачет

Выразительные возможности русского синтаксиса.
работа с конспектом
2
зачет

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
работа с конспектом
2
зачет

Текст и его признаки. Структура текста. Функционально-смысловые типы речи
работа с учебником
2
тестирование

Виды переработки текста. Речеведческий анализ текста.
работа с конспектом
2
дифференцированный зачет

Итого:

36 ч.




Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения
тема
автор издания
название учебника

Фонетические единицы языка. Нормы ударения.
Фонетические средства языковой выразительности
Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2002г.
«Русский язык и культура речи»

Орфоэпические нормы русского литературного языка.
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004г.
«Русский язык и культура речи»

Лексические и фразеологические единицы языка. Фразеологический состав русского языка
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004г.
«Русский язык и культура речи»

Лексические нормы русского литературного языка.
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004г.
«Русский язык и культура речи»

Изобразительно-выразительные возможности лексики и научных терминов.
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004г.
«Русский язык и культура речи»

Состав слова. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004г.
«Русский язык и культура речи»

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004г.
«Русский язык и культура речи»

Стилистика частей речи
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова
Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004г.
«Русский язык и культура речи»

Графика. Слоговый принцип русской графики.
В. Д. Черняк
Санкт-Петербург-
Москва
САГА-ФОРУМ,
2005г.
«Русский язык и культура речи»

Орфография. Типы и виды орфограмм
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва
«Айрис-пресс», 2005г.
«Современный русский
язык»

Принципы русской орфографии.
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва
«Айрис-пресс», 2005г.
«Современный русский
язык»

Русская орфография в аспекте речевой выразительности
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва
«Айрис-пресс», 2005г.
«Современный русский
язык»

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Основные синтаксические единицы
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва
«Айрис-пресс», 2005г.
«Современный русский
язык»

Виды предложений. Синтаксическая характеристика предложений
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва
«Айрис-пресс», 2005г.
«Современный русский
язык»

Выразительные возможности русского синтаксиса
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва
«Айрис-пресс», 2005г.
«Современный русский
язык»

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва
«Айрис-пресс»,
2005г.
«Современный русский
язык»

Текст и его признаки. Структура текста. Функционально-смысловые типы речи
Д. Э. Розенталь
Москва
«Айрис-пресс», 2005г.
«Современный русский
язык»

Виды переработки текста. Речеведческий анализ текста.
А. В. Дудников, А. И. Арбузова, И. И. Ворожбицкая
Москва
«Высшая школа», 2004г.
«Русский язык»











Как работать самостоятельно
1. Организация занятий
Работайте систематически, без больших перерывов между занятиями, так как для приобретения навыков грамотного письма важна длительная практика. Лучше заниматься понемногу, но часто.
Для занятий по русскому языку заведите две тетради. В одной выполняйте упражнения и пишите диктанты, в другой записывайте все неясные вопросы. На них вы можете получить ответы у преподавателей колледжа, в котором обучаетесь.
Пишите только чернилами, четким, разборчивым почерком.
2. Изучение грамматического материала
Изучайте русский язык в той последовательности, в какой он дан в учебнике.
Читая правила, разбирайте примеры. Когда правило понято, приступайте к упражнениям, чтобы закрепить приобретенные знания и выработать практические навыки.
Не допускайте ошибок при списывании. Сначала прочитайте предложение, а потом списывайте, сверяя с текстом. Если правило забыто или возникло какое-либо затруднение в написании слов, в расстановке знаков препинания, то обратитесь к соответствующему параграфу учебника. В этих случаях полезно сделать грамматический разбор слова или предложения. После выполнения всего упражнения проверьте, не допущены ли ошибки, описки, пропуски. При проверке читайте медленно, расчленяя слова и предложения на их составные части.
К обобщающим и стилистическим упражнениям в конце книги даны ответы. Смотрите их только после самостоятельного выполнения упражнений.
Допущенные ошибки обязательно объясните, обращаясь в затруднительных случаях к соответствующему параграфу учебника.
3. Проверка знаний
Вопросы для самопроверки. Самостоятельное обучение включает и самостоятельную проверку знаний. Для самоконтроля в учебнике имеется рубрика «Подумайте и ответьте». Отвечайте на вопросы устно, а в затруднительных случаях обращайтесь к соответствующему параграфу. Правильность ответов обязательно проверяйте по учебнику.
Проведение диктантов. Целям самоконтроля служат и диктанты, тексты которых даются в конце сложных тем. Диктант позволит проверить, насколько прочно усвоена та или иная часть грамматики.
Для проведения диктанта попросите кого-либо продиктовать вам текст. Диктант должен проводиться в следующем порядке.
Сначала диктующий сам читает текст для ознакомления с его содержанием. Затем читает вслух весь текст диктанта.
После этого диктуется каждое предложение отдельно (до точек, до конца предложения) по 2-3 раза. Во время первого чтения каждого предложения надо внимательно слушать, но не писать. Только после того как диктующий начнет медленно повторять предложение, следует приступить к его написанию.
Большое предложение диктуется по частям. Возьмем для примера сложное предложение: Толпа подалась назад, на миг остановилась, оцепенела, и вдруг раздался дикий, потрясающий вой сотен голосов. (М.Г.) Это предложение нужно разделить на три части: Толпа подалась назад (1-я часть), на миг остановилась, оцепенела (2-я часть), и вдруг раздался дикий, потрясающий вой сотен голосов (3-я часть).
Диктовать надо выразительно и в таком темпе, чтобы пишущий мог записать каждое слово, не переспрашивая диктующего.
Произношение должно соответствовать нормам литературного языка. Недопустима побуквенная диктовка и умышленное скрадывание звуков в словах.
Интонация (повышение и понижение голоса) строится на основе имеющихся в тексте знаков препинания (повышение голоса перед запятой, незначительное понижение перед точкой с запятой, предупредительная интонация перед двоеточием, легкое повышение голоса перед тире, понижение перед точкой, вопросительная интонация перед знаком вопроса, повышение голоса при восклицательном знаке). Кроме того, после знаков препинания надо соблюдать паузы.
По окончании записи диктующий еще раз выразительно, не торопясь, читает весь текст. Затем учащийся в течение 5-7 минут проверяет записанное и исправляет замеченные ошибки.
После этого учащийся сам сверяет написанный им диктант с текстом, данным в учебнике, и вносит исправления.
Обнаружив ошибку, уясните, какое правило нарушено, и выучите его. Диктант без разбора ошибок не дает хороших результатов.
4. Дополнительные упражнения
Учащимся, не имеющим твердых навыков грамотного письма, рекомендуются дополнительные письменные упражнения, помимо имеющихся в учебнике. Очень полезны ежедневные занятия (по 10-12 минут) по сознательному списыванию 4-5 печатных строк из какого-либо произведения (И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М. Горького, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева и др.). Списывать надо так: прочитать вслух медленно 2-3 раза предложение (или часть предложения, если оно велико), запомнить, как пишется каждое слово, и, не заглядывая в книгу, по памяти записать предложение или его часть. По окончании работы следует сверить списанное по книге, исправить и объяснить допущенные ошибки.
5. Работа со словарем
Правописание целого ряда слов, особенно иноязычного происхождения, можно усвоить только путем запоминания и выполнения соответствующих упражнений. Поэтому о написании трудных слов справляйтесь в «Орфографическом словаре» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова или в «Кратком словаре иностранных слов» под редакцией Н.В. Лехина, Ф.Н. Петрова и др. Словари должны быть всегда под рукой.
Кроме того, полезно в особой тетради составлять в алфавитном порядке собственный словарик трудных слов. Туда следует заносить слова, встречающиеся в практике работы, в книгах, газетах, если написание таких слов затрудняет вас. Словарик надо систематически пополнять и просматривать.

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного и дистанционного обучения
Контрольная работа состоит из трёх заданий. Вариант контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра студента. Номера заданий см. в табл.1
Например, студент, имеющий шифр 375, выполняет 75 вариант, задания: 3, 11, 27. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без оценки.
Выполнение задание контрольной работы требует продуманного выбора материала.
Поэтому, прежде чем приступить к выполнению контрольной, необходимо внимательно изучить программный материал и методические указания к заданиям контрольной работы. Ответы на каждый пункт задания должны быть полными по содержанию и краткими по форме.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради. На обложке тетради указывают название дисциплины, номер контрольной работы, фамилию, имя, отчество, шифр и домашний адрес. Перед каждым ответом необходимо записать содержание вопроса. Ответы на вопросы задания следует писать чётко, разборчиво, оставляя поля, выделяя заголовки, основные положения.
В конце работы следует указать список используемой литературы и поставить свою подпись. Получив отрицательную рецензию на контрольную работу, студент должен исправить и объяснить все ошибки, выполнить необходимые доработки.

Таблица распределения вопросов и заданий по вариантам
контрольной работы по дисциплине
«Русский язык и культура речи»

Предпослед-
Последняя цифра
оследняя l
щфра шиф
ра

няя цифра шифра
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

0
1,11,21
2,12,22
3,13,23
4,14,24
5,15,25
6,16,26
7,17,27,
8,18,28
9,19,29
10,20,30

1
2,13,24
3,14,25
4,15,26
5,16,27
6,17,28
7,18,29
8,19,30
9,20,21
10,11,22
1,12,23

2
3,15,27
4,16
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·27
4,12,28
5,13,29
6,14,30
7,14,21

8
9,18,25
10,19,26
1,20,27
2,12,28
3,12,29
4,13,30
5,14,21
6,15,22
7,16,23
8,17,24

9
10,20,28
1,11,29
2,12,30
3,13,21
4,14,22
5,15,23
6,16,24
7,17,25
8,18,26
9,19,27


Практические задания по русскому языку:

Задание к тексту № 1

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Аввакум (Петров, 1621-1682) идолог и вождь движения старобрядцев на Руси.
Его (н)истовое и катгоричное (н)приятие рформы Патриарха Никона готовность пожертвовать собстве(н,нн)ой жизнью за тржество собстве(н,нн)ой точки зрения по любому из спорных рлигиозных вопросов делали из нго символ рлигиозного фнатизма. Его пслания и письма свеобразное и яркое явление в рукой литературе. М. Горький ситал что «язык а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остаются (н)превзойде(н,нн)ым образцом пламе(н,нн)ой и страсной речи бойца».
Аввакум рдился на Нижегородской земле в селе Григорова в семье свяще(н,нн)ика сам стал свяще(н,нн)иком в 1652 г. был пставлен в протпопы.
После начала рформы ру(с,сс)кой церкви Аввакум стал ее активным пртивником. В своем «Житии» он писал например так огнем да кнутом да вислицею хотят веру утвердить! Кторые(то) апостолы научили так (н) знаю. Мой Христос (не)призывал наших апостолов так учить.
Против Аввакума и его сторо(н,нн)иков среди кторых (не) последнее место занимала барыня Морозова начлись репреии. Он был сослан в Сибирь (1653-1664 гг.) затем в Мизень (1664-1666) в Пустозерский острог (1667-1682) где и был сожжен 14 апреля 1682 г. по царскому указу «за великия на царский дом хулы».
В хрестоматии пмещены его письма к боярыне Морозовой и ее ответы на них кторые пзволяют пнять (не)которые стороны их личных взаимотношений пзнакоми(тся,ться) с общей точкой зрения на совреме(н,нн)ые им сбытия в том числе црковные со стилем писем написа(н,нн)ых за чтыре сотни лет до наших дней. В настоящее время известно около пятидесяти его сочинений.
Правславная церковь дает протопопу Аввакуму следующую характеристику один из первых и выдающихся стол(б,п)ов русского раскола тличающийся редкими дарваниями энергией и железной волей И в ссылке до самой казни Аввакум являлся энергичным прпагандистом и авторитетным вжаком раскола

Задание к тексту № 2

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Булгаков Сергей Николаевич 1871-1944 ученый эконмист философ теолог прав..славный свщенник автор многих книг о правславии ратор-проповедник.
Семь пколений его рода были до него рукими св..ще(н,нн)иками. В молодости он был связан с марксизмом но пстепенно продолел идеи основположников этого учения написав затем книгу «От марксизма к идеализму». В 1894 г. закончил юридический факультет Московского униврситета. С 1907 г. он станови(тся,ться) профеором политэкномии Мсковского ко(м,мм)ерческого института а в 1912 г. защищает докторскую дссертацию.
С 1923 г. С.Н. Булгаков жил во Франции был дканом Русского богословского института в Париже.
2 июня 1917 г. С.Н. Булгаков выступил на Первом Всероссийском съезде духовенства и мирян Мсквы. Закончил он свое усное выступление такими слвами Если грядущая Россия станет строи(тся,ть)ся без имени Христа если дмократия роийская окаже(тс,ться)я в духовном разрыве со Святой Русью то такую(же) цену она имеет кому она нужна кму из нас дрога будет стрмящаяся от Христа Россия.
Объем письме(н,нн)ого и устного наследия С.Н. Булгаков пражает. Весной 1939 г. он пернес две операции по поводу рака горла. (Н)человеческими усилиями воли он прдолжал читать лекции в своем институте служить в храме изъясняя(тся,ть)ся в повсдневной жизни без участия глосовых связок. Так продолжалось пять лет а 6 июля 1944 г. у него призошло кровоизлияние в мозг и 12 июля он скончался.
Отец Сергий пгребен на ру..ком кладбище в Сент-Женевьев де-Буа.
В 1909 г. С.Н. Булгаков писал Русское общество истоще(н,нн)ое прдыдущими напряжениями и неудачами находится в каком-то оцпенении духовном разброде апатии. Русская государстве(н,нн)ость (не) обнаруживает пока признаков обнвления и укрпления.
В наши дни призведения отца Сергия издаются значительными тиражами дступными для изучения с точки зрения их сдержания а так(же) и как образец для изучения автрского стиля произвдений такого рода.


Задание к тексту № 3

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Гомер около 8-7 в. до н.э. лгендарный древнгреческий эпический поэт которому прписывае(тс,ться) со времен античных традиций авторство «Илиады» «Одиссеи» и другие призведений лгенды рисуют Гомера слпым странствующим пвцом одним из аэдов. За честь называ(тс,ться) родиной Гомера спорили по прданию семь городов Древнй Греции. Полуфантастический образ Гомера привел к пявлению так называемого «гомеровского вопроса» при ршении которого разные спциалисты (по)разному ршают прблему авторства этих призведений и в целом проблемы авторства в древн...греческой литратуре.
Среди всех аэдов исплняющих свои призведения под собстве(н,нн)ый аомпанмент стру(н,нн)ого инструмента Гомер вошл в список вличайших авторов а его призведения в список поэтических тврений всех врмен и народов.
В основе «Илиады» и «Одиссеи» лжат всемирно известные сюжеты сдержащие большое кличество мифических древнегреческих сказаний бытовых зарисовок напрямую связа(н,нн)ых с рлигиозными прдставлениями Древней Греции.
Для гмеровской «Илиады» характерны такие стилвые собе(н,нн)ости как (н)торпливость пвествования любовь к дтальному подробнму и скрупулезному описанию всго что казывается в поле зрения автора стрмление сравнивать между сбою все что только поддается принципу эпичского сравнения.
Особе место занимают в поэме боги. Они (не)только счуствуют гмеровским героям но часто и прпятствуют им в их действиях а (н..)редко сам лично вмешиваю(тс,ться) в змные события людей на той или другой строне. Таким образом бжеств(н,нн)ое вмшательство в жизнь смертных споставление воли богов с одной строны и человеческих знаний с другой были в центре внимания древних греков уже за несколько веков до начала нашей эры.
В «Илиаде» поэме об Илионе как тогда часто называли Трою написа(н,нн)ой гекзаметром стихотворный размер ее главный грой Ахилл или Ахиллес свершает много подвигов которые чердуются с картинами мирной жизни в осаждаемой им Трое и со сценами споров между бгами на Олимпе.
Всего в «Одиссее» около 12 100 стихов клаический перевод ее делан В.А. Жуковским в 1849 г. в «Илиаде» 15 700 стихов впервые переведенных Н.И. Гнедичем в 1829 г.

Задание к тексту № 4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Первый раз на эстраде

Оснвные качества характра с самоо детства застенчивость и любовь к музыке. С них все и начлось. Правда в застенчивость мою теперь уже (ни)кто (не)верит. И сам я иногда начинаю сомнева(ться,тся) имею ли я оснвания делать подобную дкларацю.
Но если бы я ошибался (не)было бы (ни)кого Раказа. Ибо ещ в Тбилиси будуч школьникм я самому сбе пстеснялся созна(ться,тся) в том что больше всго на свете люблю музыку. Пстеснялся созна(тся,ться) в этом родителям (не)сказал им что (не)хочу идти в университет а хочу в консрваторию и в рзультате этих умлчаний угдил прямо на историко-филолгический факультет Ленинградского униврситета. Ленинград же это вы знаете сами один из музыкальнейших городов в мире. И естественно получилось так что псещая униврситетские лекци и изучая предметы филолгические я душу свою посвтил музыке. Стал бегать на ркестровые рпетиции и кнцерты в зал Ленинградской флармонии зайцем прходил в кассы консерватории накупил себе музыкальной литературы пвел дружбу с музыкантами. И (не)которые дисциплины првзошел а иные (не)превзошл уже трудно было развить беглость пальцев.
Но в тайных мечтах мерещилось мне красное взвышение перед дрижерским пюпитром флармоническом зале. Казалось это самое счасливое на земле место. И что стоит только подня(тся,ться) на эту ступеньку поверну(тся,ться) к залу спиной и взять в руки дрижерскую палчку и вся жизнь стант ясной (в)перед и (на)зад.
Между тем у меня (не)было (ни)каких оснваний так далеко и так дерко зарыва(ться,тся) в своих мечтах. Я учился (все)таки не в кнсерватории а в униврситете. К тому(же) застенчивсть моя (не) проходила. А когда я давал экзамены и возле меня сидели празные в этот момент студенты кторые пришли (не)сдавать а послушать как твечают другие как только я пнимал что говорю а они пришли слушать как только осзнавал их в ранге аудитории,а себя в качстве выступающего (тот)час терялась связь между мозгом и языком

Задание к тексту № 5

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Ломоносов Михаил Васильевич 1711-1765 кроме множства научных титулов чрзвычайных ткрытий абс..лютных начинаний и построения основполагающих систем ему принадлжит первнство в формирвании основ русского языка. Он залжил фундамнт русской поэзии истории российского просвщения в целм. Свое знаменитое «Краткое руководство к красноречию» Ломоносов опубликовал в 1747 г.
По его иницативе в 1755 г. был открыт Мсковский униврситет носящий тперь его имя. М.В. Ломоносов первый русский самродок из народа дбившийся международнго признания. Перчислить все его заслуги перед Россией (не)возможно настолько они влики и многогра(н,нн)ы.
Нас интерсует то что его перу прнадлежат стихи в силлабо-тонической манере оды трагедии сатиры грамматика русского языка и т. п. А самое главное для нашей хрстоматии он написал учебник по рторике.
В «Отчете о завершенных и (не)заверше(н,нн)ых научных и литратурных работах» 19 января 1764 г. М.В. Ломоносов среди 23 пунктов указывает в часности следующее собрал великую часть рифмологии российской счинил 30 од торжестве(нн,н)ых и духовных стихи о пользе стекла .. читал лекции стихотворческие и по оным обучался поэзии студент Поповский кторый после того был профеором краснречия в Московском университете собрал лксикон первобразных русских слов собрал луч...шие российские пословицы рассуждения о раздлении и схостве языков краткое рукводство к краснречию сбрал речи разных языков между сбою сходные перводил оды и другие стихи с латинского Француского и немецкого языков на российский
П...хоронен М.В. Ломоносов в Александро-Невской лавре С.=Птербурга Некрополе XVIII в.

Задание к тексту № 6

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Аристотель (384-322 до н.э.) классик филсофии и рторики учился у Платона в Афинах в 335 г. до н.э. сновал Лакей (Лицей) стал вспитателем Александра Македонского.
Аристотель ставил после сбя филсофское учение («Аристотелизм») более дсятка капитальных ученых трудов в том числе «О душе» «Метафизика» «Этика» «Политика» «Риторика» «Поэтика».
Взгляды Аристотеля клебались между идализмом и материализмом поскольку по его учению общим и источником всего движения и изменчвого бытия является «ум» «нус» перводвигательи только такой «ум» тличает человека от животного. Поэтому в основе его раторской деятельности должны лжать разумное поведение и всобщая человеческая умере(н,нн)ость.
Для всего творчества Аристотеля характерно такое чрзвычайно важное челвеческое качество как мудрость. Именно оно должно присуствовать в любой речи ратора если это Оратор с большой буквы и любому выступающему следует прдумывать свое выступление с этой точки зрения. По Аристотелю всякое рауждение направленно либо на деятельность либо на творчство либо на умозрение а наставники более мудры не благодаря умению действовать а потому что обладают отвлече(н,нн)ыми знаниями и знают «причины» Если к этому дбавить что сам человек бладает свободой воли в одинаковой мере властн в выборе добра и зла добродетели и порока то становится ясной роль наставника вообще и ритора в часности при владении любым видом челвеческой деятельнсти в том числе и такой ее важнй области как риторика. Человеку же не бладающему практической мудростью раудительнстью следует брать пример с другого человека чье пведение служит образцом практической мудрости раудительности умудре(н,нн)ости. А в конце концов благоразумный и добрдетельный человек прдставляет собой норму для всех других людей.


Задание к тексту № 7

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Валишевский Казимир 1849-1935 польский писатль историк публцист доктор права.
За боле чем три.цать лет издал во Франции и на французком языке серию книг о истории РоИи работал в архивах Парижа Лондона Вены Птербурга
Среди наиболе извесных его книга Иван Грозный изда(н,нн)ая в часности в преводе с французкого в Москве в 1912 г. типграфией Обществе(н,нн)ая польза но написа(н,нн)ая автором в 1904 г. В прдисловии к ней автор пишет: Я мало пользовался (не)изда(н,нн)ыми дкументами. Те дкументы кторые казались мне плезными в большнстве случаев уже опубликова(н,нн)ы, частью(же) соверше(н,нн)о (не)доступны. Что касае(ться,тся) литратуры по этому вопросу то она очень обширна историку нужно ещ пработать чтобы сздать стройное целое.
В отрывке из его книги Первые Романовы гл. 13 Раскол речь идет о црковном раколе в России пявлении фномена старобрядцев роли Аввакума о коективных самубийствах среди старобрядчества и о (не)которых других сюжетах из этоо явления.
(В)предисловии к этой книг автор в часности пишт Мне уже заметли одни (в)виде прицания другие в виде пхвал что на этом дли(н,нн)ом пути я часто делал тступления так сказать шел зигзагами Двадцать лет тму назад я не расплагал теми источниками кторые пзволяли мне птом прступить к иледованию этих тдельных эпох пршедшего к тому же (не)достаточно и..ледова(н,нн)ого Наш труд и должен восполнить этот прбел. Я (не)осмеливаюсь сказать что он будет восполнен цликом но (все)таки надеюсь что мне здесь удалось (не)без (не)которой пользы дать (не)сколько общих взглядов и определе(н,нн)ых да(н,нн)ых.


Задание к тексту № 8

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Демосфен ок. 384-322 до н.э. афинский ратор организатор борьбы против макдонского царя Филиппа II. После Цицерона это наиболее известная на Руси личность среди всех древних раторов Греции и Рима. Шроко извесны два факта из жизни Демосфена:
1) слабость голоса и (не)внятность призношения вызывали насмешки окружения Демосфена. Он стал ходить на берег моря набивал рот камешками и упражнялся в признесении рчей стараясь побороть шум волн и ветра четкостью дикции
2) большнство его речей имеет плитическую краску и направлены они против отца Александра Македонского царя Македонии Филиппа а птому называются «Филиппиками». До наших дней всякую страсную пламе(н,нн)ую речь сдержащую в себе (не)ругань а факты и огромный эмоциональный призыв к аудитории принято называть «Филиппикой» особе(н,нн)о если ратор разблачает деятельность конкретной личности.
Сверше(н,нн)ое владение приемами выработа(н,нн)ыми гречской рторикой Демосфен удвительно сочтал с искре(н,нн)им пафосом пламе(н,нн)ого борца. Он умел разносторо(н,нн)е разввать сновную мысль каждое мГнвение обрщаясь к аудтории своих слушателей органично включая дилог призывая ее ко вниманию стрмясь взволновать и подчинить ее своей воле. Но слушателей захватывали прежде всего его страс..ная убежде(н,нн)ость и (не)поколбимая аргумнтация.
Демосфен оказал большое влияние (не)только на риторику но и на прозу. Безусловным обра..цом был Демосфен например для Цицерона
До наших дней сохранились 63 призведения извесных под общим названием Демосфеновский корпус. Его плитические речи пер..издавались на русском языке а Любовная речь впервые издана в переводе на русский в 1994 г.
Демосфен остался верен себе до конца своих дней после того как Македония после 338 года до н.э. постепе(н,нн)о пдчинила себе Грецию автор блстательных филиппик добровольн принял яд.

Задание к тексту № 9

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Кири Митрополит Смленский и Калининградский Председатель отдела внешних церковных сншений рдился в 1946 г. в семье русских правславных деятлей сын и внук правславных свще(н,нн)иков.
С мая 1994 г. Его Просвященство Владыко Кирилл ведет на первом канале российского телевидения цикл рлигиозных пердач под общим названием Слово пастыря. Тматика его выступлений касае(тся,ться) различных строн жизни Русской Правславной церкви разных сюжетов и общего сдержания Ветхого и Нового Заветов особе(н,нн)остей жизни приходов Правславной церкви работы воскресных правславных школ подгтовки правславных пастырей оплаты церковных треб и много другоо.
Телевизио(н,нн)ые выступления митрополита Кириа сбирают перед экранами бльшую аудиторию так как оратор не только пркрасно владеет излгаемым материалом но и блстательно дмонстрирует высокую раторскую технику речь его ярка образна самобытна освещена чистой дикци и глубокой заинтресованностью самого оратора. В процее его выступления телезрители слушают речь опытного оратора плавную широко льющуюся музыкальную сдержащую в себе и логику дказательств тезисов и умение украсить ее оратрскими цветами краснречия.
Все перчисле(н,нн)ые выше умноже(н,нн)ое на исти(н,нн)ую веру в сдержательную сторну своих выступлений оказывает на слушателей глубокое пзнавательное и эмоциональное вздействие. Ежедневные суотние выступления Владыки Кириа способствуют распрстранению мастерской оратрской прозы создавая в среде слушателей (не)мало его духовных и профеиональных пследователей.

Задание к тексту № 10

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:
Сократ 469-399 до н.э. вликий афинский философ вличайший мыслитель челвечества в юности вятель скульптор чему он научился у своео отца. Внешне был чревычайно (не)красив похож на старого сатира Селена вликого пьяного лысого коротконого с сильным и мощным торсом физичски очень здорового и выносливго.
Он хдил по улицам и бседовал с прохожими со свими учениками но термин «ученик» он (не)принимал плагая что (не)достаточно мудр чтобы иметь «учеников» а вместо слова «ученик» выражался иносказательно «люди, беседующие со мной» сгражданами стараясь спсобствовать их нравстве(н,нн)ому и интеектуальному развитии ратуя против ложных знаний и ложного пнимания вещей. Он (не)оставил никакой школы не оставил письме(н,нн)ого нследия а учил на плщадях отвечая на вопросы желающих и задавая вопросы любому встречному.
В своих размышлениях Сократ тводит центральное место человечскому пведению. Душа является вместилищем личного интеекта и характера поэтому Сократ видел свое преназначение в заботе о душе и стрмился делать ее как можно лучше.
Мы знаем о содержании его «занятий» со слов Платона и частично со слов Ксенофонта Ксенофонт написал в частности «Воспоминания о Сократе»). У Сократа была жена Ксантиппа и если он олицетворение ума мудрости честности справедливости и многих других высоких человеческих качеств то она символ ворчливости мелочности и склочности
Прямота суждений Сократа его выдающийся интеект сыскали ему (не)мало врагов кторые обвнили его во всех возможных смертных человеческих грехах разврат юношства отречение от государстве(н,нн)ой религии и пр. После открытого судебного разбирательства он был пригворен к смерти и мужестве(н,нн)о выпил чашу с ядом тказавшись от пбега на чем настаивали его друзья.
Так закончил свой жизне(н,нн)ый путь один из самых идальных людей земли и граждан свей страны.
Итак Сократ считал что высшая добрдетель челвека значение или мудрость путь достижения самопзнании а средство овладения знаниями система вопросов навдящих бседующих на верное пнимание исти(н,нн)ого блага истины. Главная цитата из Сократа звучит так Единстве(н,нн)ое что Сократ знал окончательно это то что (ни)чего (не)знал окончательно.

Теоретические вопросы по морфологии и орфографии
11. Имя существительное и его правописание.
12. Имя прилагательное и его правописание.
13. Имя числительное и его правописание.
14. Глагол и его правописание.
15. Причастие и его правописание.
16. Наречие и его правописание.
17. Служебные слова и их правописание.
18. Местоимение и его правописание.
Деепричастие и его правописание.
19.Правописание корней.
20. Правописание приставок.

Теоретические вопросы по культуре речи
21. История развития русского языка.
22. Культура и этика общения.
23. Основы культуры речи.
24. Язык и речь.
25. Лингвистика речи.
26. Официально – деловая письменная речь.
27. Основы ораторского искусства.
28. Норма, её динамика и вариантность.
29. Звучащая речь и её особенность.
30. Функциональные стили литературного языка
15