Дополнительная общеразвивающая программа Фортепианный ансамбль (7 лет обучения)


Утверждаю
Директор ДШИ №3
________Тивиков А.К.
«___» __________20__ г.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 3»
Демского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области музыкального искусства
«Музыкальный инструмент «Фортепиано»
(7 лет обучения)
Программа
по учебному предмету
«Фортепианный ансамбль»

Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II.Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Фонды оценочных средств, формы и методы контроля
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценок.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепианный ансамбль» разработана на основе «Рекомендаций по организации  образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,  направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ для учащихся фортепианного отделения.
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 3 по 5 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности в 1-2 классах). Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2-рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
Срок реализации учебного предмета «Фортепианный ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет 3 года (с 3 по 5 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета
«Фортепианный ансамбль»:
Срок обучения/количество часов 3-5 классы
Количество часов
(общее на 3 года)
Количество часов на аудиторную нагрузку 51 час
Недельная аудиторная нагрузка 0,5 часа
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), продолжительность урока - 20 минут.
К занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цели и задачи учебного предмета «Фортепианный ансамбль»
Цель:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихсяразного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться впроцессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
Обоснование структуры программы учебного предмета
«Фортепианный ансамбль»
Структуры программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
фонды оценочных средств, формы и методы контроля;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепианный ансамбль»
Реализация программы учебного предмета обеспечивается:
доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий, звукоизоляцией и наличием, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. Содержание учебного предмета «Фортепианный ансамбль»
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепианный ансамбль»:
Срок обучения - 7 лет
Распределение по годам обучения
Класс 1 2 3 4 5 6 7
Продолжительность учебных занятий
(в неделях) - - 34 34 34 - -
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) - - 0,5 0,5 0,5 - -
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
3 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Агафонников Н. Русский танец из цикла " Пестрые картинки"
Ахметов. Х. "Песня об Уфе"
Балакирев М. "На Волге", "Хороводная"
Бетховен Л. "Контрданс". Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки, Марш из музыки к пьесе "Афинские развалины"
Бизе Ж. "Хор мальчиков" из оперы "Кармен"
Бородин А. Полька в 4 руки
Брамс И. Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция), Ор. 3 №1, Сонатина До мажор в 4 руки, Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки
Валеев К. "Менуэт"
Вебер К. Вальс, Хор охотников из оперы "Волшебный стрелок"
Гаврилин В. "Часики", "Подражание старинному", "Вальс", "Одинокая гармонь из цикла "Зарисовки" для ф-но в 4 руки
Гайдн Й. "Учитель и ученик"
Глинка М. Полька, " Марш Черномора" из оперы " Руслан и Людмила"
Глиэр Р. Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки
Гречанинов А. "Весенним утром", пьеса соч.99 № 2
"Гульназира" обр. А. Минкова
Диабелли A. Сонатина Фа мажор в 4 руки
"Зарифа" обр. А. Сальмановой
Зиганов Р. "Плакучая черемуха"
Исмагилов З. "Кушкайын" обр. Г. Луканиной
"Ирендек" обр. А. Минкова
"Йома" (башкирская народная мелодия) и
"Тола-Тола" обр. З. Ибатулиной
Каримов А. "Элегия" обр. З. Бикбаевой, "Шуточка"
Касимов Р. "Мелодический этюд", "Воспоминания дедушки", "Сломанная игрушка" для ф-но в 4 руки, "Июньский ветерок"
Куперен Ф. "Предчувствие", "Кукушка"
Мак -Доуэлл Э. "К дикой розе"
Минков А. "Журавлиная песнь", "Ирендек", обр. Минкова А. "Гульназира", "Молодые сердца"
Моцарт В. Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и С-бемоль мажор", Весенняя песня", Колыбельная
Петерсон Р. Матросский танец
Прокофьев С. Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук, "Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)
Равель М. "Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки
Рахманинов С. "Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки
Римский-Корсаков Н. Колыбельная из оперы "Сказка о царе Салтане"
Сабитов Н. "Праздничное утро", "Хорошее настроение",
Прелюдия ля-минор перелож. А. Шабалиной
Сальманова А. "Мамины руки"
Свиридов Г. "Романс" "Анданте"
Хангильдин И. "Путешествие"
Хачатурян К. Балет "Чиполлино" для ф-но в 4 руки: Танец Тыквы, Помидор, Галоп, Вальс цветов, Вариации редиски, Менуэт
Хисамутдинов И. "Потанцуем", "Беззаботный мотив"
Чайковский П. Вальс из балета " Спящая красавица", Танец пастушков
из балета "Щелкунчик"
Чемберджи Н. Снегурочка из балета "Сон Дремович"
Шмитц М. "Memory rag" переложение И. Минибаевой
Шуберт Ф. "Форель", Экосезы
4 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. "Полонез", "Сказка" Соч. 34 № 1
Балакирев М. "Песенка без слов"
Бизе Ж. "Деревянные лошадки" из цикла "Детские игры"
Валеев И. "Вальс"
Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,
2 часть (переложение Дубровина А.)
Гаврилин В. "Перезвоны"
Глазунов А. "Романеска"
Глинка М. "Экспромт-галоп на тему Доницетти"
Глиэр Р. "Грустный вальс"
Григ Э. Ор.35 № 2 "Норвежский танец", "Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт", Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене"
в 4 руки
Гурлит К. Сонатина №2, Фа мажор, 1-я часть
Импровизация на тему
Х. Гизола "Caravan"
Иршаи Е. "Слон-бостон"
Исмагилов З. "Ария Шауры" из оперы "Шаура"
Касимов Р. "На озере", "Маленький джигит", "Марш"
Корелли А. Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано
(переложение Дубровина А.)
Кулау Ф. Сонатина Соль-мажор для ф-но в 4 руки
Лядов А. Прелюдия Соч. 10 № 1, Балетная пьеса
Минков А. "Маленькая татарская серенада"
Моцарт В. "Ария Фигаро", Сонатина для ф-но в 4 руки
Мошковский М. Испанские танцы Соч. 12 №№ 1-4
Мусоргский М. "Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"
Прокофьев С. Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта"
(облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.;
ред. Натансона В.)
Раков Н. "Радостный порыв"
Рахманинов С. Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки, ор.11 № 5 "Романс"
в 4руки
Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии", Шествие царя Берендея
из оперы "Снегурочка"
Рубин В. Вальс из оперы " Три толстяка" (переложение для
2- х ф-но В.Пороцкого)
Сабитов Н. "Мурзилка-космонавт"
Сальманова А. "На джайляу"
"Тафтиляу" обр. Ибатулиной
Хасанов Р. "Зимний романс" обр. Р. Касимова
Хачатурян К. Балет "Чиполлино" для ф-но в 4 руки "Магнолия и вишенка"
Хисамутдинов И. Регтайм "Маленький негритенок", "Давай сыграем вместе", Регтайм "Ноктюрн" для ф-но в 4 руки, "Черная утка"
Чайковский П. "Танец Феи Драже" из балета " Щелкунчик"
Шостакович Д. Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для 2 ф-но
в 4 руки), "Тарантелла " в 4 руки, Полька из 2-ой
балетной сюиты
Шуберт Ф. "Героический марш"
Штраус И. Полька "Трик- трак"
Щедрин Р. "Царь Горох"
5 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-3 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
"Азамат" (башкирская народная песня) обр. А. Минкова
Азарашвили В. Фокстрот
Балаев Г. Ноктюрн, Скерцо
Брамс И. "Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки
Вебер К. Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки
Гаврилин В. "Мушкетеры", "Тарантелла", "Вальсик", "Галоп", "Сон снится", "Походная", "Веселая прогулка", "Марш" из цикла "Зарисовки"
для ф-но в 4 руки
Глиэр Р. "Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но в 4 руки
Григ Э. Сюита " Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору)
Дунаевский И. Полька из к/ф "Кубанские казаки"
Дунаевский И. – Ладыжинский П. "Фантазия на популярные темы"
Казенин В. "Наталья Николаевна" из сюиты "А.С.Пушкин.
Страницы жизни"
Коровицын В. "Куклы сеньора Карабаса"
Минков А. Фантазия на темы З. Исмагилова
Мошковский М. Испанские танцы Соч. 12 № 5
Новиков А. "Дороги"
Прокофьев С. Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки
Прокофьев С. "Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта"
Равель М. "Моя матушка гусыня" (по выбору)
Свиридов Г. "Военный марш" из музыкальных иллюстраций
к повести А.Пушкина "Метель"
Слонимский С. "Деревенский вальс"
Смирнова Н. "Бразильский карнавал", "Воспоминания о французском кино"
Рахманинов С. Вальс в 6 рук для одного фортепиано
Уотт Д. Транскрипция для 2-х фортепиано А. Неволовича
"Три поросенка"
Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова " Маскарад" в 4 руки
Хисамутдинов И. "Весенняя зарисовка", "Концертный вальс", "Светлая печаль"
Щедрин Р. Кадриль из оперы " Не только любовь"
(обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепианный ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
IV. Фонды оценочных средств, формы и методы контроля
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Фортепианный ансамбль» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации используются зачеты, концертные выступления, театральные представления. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных уроках, публичных выступлениях, переводных зачетах, итоговом экзамене.
Особо одаренные учащиеся могут принимать участие в больших праздниках и тематических концертах.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Фортепианный ансамбль»: дифференцированный зачет. Оценка, полученная на зачете, выставляется в свидетельство об окончании учебного заведения.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Фортепианный ансамбль» - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Фортепианный ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Музыкальный инструмент «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Музыкальный инструмент «Фортепиано», «Фортепианный ансамбль» и «Аккомпанемент» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1989.
Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. – М.: Музыка, 1994.
Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. /Сост. Ю. Доля. - Феникс, 2005.
Ансамбли. Средние классы. Вып.6. М.: Сов. композитор, 1973.
Ансамбли. Средние классы. Вып. 13. М.: Сов. композитор, 1990.
Ансамбли. Старшие классы. Вып.6. М.: Сов. композитор, 1982.
Барсукова С. «Вместе весело шагать», Феникс, 2012.
Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в 4 руки. М., Музыка, 2011.
Играем вместе. Ансамбли русских композиторов в 4 руки. – М.: Кифара, 2004.
Концертные обработки для ф-но в 4 руки . М.: Музыка, 2010.
Легкие пьесы в 4 руки. /Сост. Розенблат – Л.: Музыка, 1974.
Майкапар С. Первые шаги (легкие пьесы в 4 руки). – Музгиз, 1955.
Матвеев М. Сборник легких пьес для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 4. – Л.: Сов. композитор, 1982.
Моцарт В., Вебер К. Пьесы для фортепиано в 4 руки. /Сост. Судзин, Клячко – М.: Музгиз, 1983.
Музыка вокруг нас. Отрывки камерных и симфонических произведений в 4 руки. /Сост. Бахмацкая – М.: Музыка, 1986.
Песни стран народной демократии в 4 руки. Выпуск 1. /Перелож. Стучинской И.Г. – М.: Музгиз, 1955.
Популярные песни для фортепиано в 4 руки. Перелож. Р. Касимова
Прокофьев С. Фрагменты (из музыки к фильмам и спектаклям). /Сост. Блох, Руббах – Музгиз, 1963.
Пьесы советских композиторов для двух фортепиано. – М.: Музыка, 1981.
Равель М. Матушка гусыня (5 дет. пьес) в 4 руки – М.: Музыка, 1983.
Раков Н. Музыка для двух фортепиано (старшие классы). /Сост. Никитина – М.: Сов. композитор, 1982.
Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба. М., Музыка, 2007.
Русские народные песни в 4 руки. Выпуск 1. /Сост. Глушенко – Л.: Музыка, 1985.
Русские народные песни в 4 руки. Выпуск 2. /Сост. Глушенко – Л.: Музыка, 1986.
Сен-Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух фортепиано. М.: Музыка, 2006.
Смирнова Н. Ансамбль для фортепиано в 4 руки. – Ростов на Дону, Феникс, 2006.
Соловьев-Седой В. Танцы из музыки к фильму «Чемпион мира» в 4 руки. – М.: Музгиз, 1955.
Танцы из балетов русских композиторов в 4 руки. /Сост. Бойко – М.: Музгиз, 1963.
Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. /Сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012.
Фейнберг С. Детский альбом (2-7 классы) в 2 и 4 руки. /Под ред. Соколова – М.: Сов. композитор, 1963.
Фортепианный дуэт в 4 руки. /Сост. Сорокина – М.: Музыка, 1988.
Хачатурян А. Отрывки из произведений в 2 и 4 руки. 1-4 классы. /Под ред. Самоков – М.: Сов. композитор, 1963.
Хисамутдинов И. Ансамбли для фортепиано в 4 руки
Хрестоматия фортепианного ансамбля. М.: Музыка,1994.
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1. СПб, Композитор, 2006.
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа. СПб, Композитор, 2006.
Чайковский П. 20 отрывков из балета «Спящая красавица» в 4 руки. /Под ред. Кондратьева – М.: Музгиз, 1961.
Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки. /Под ред. Лавриновича – М.: Музыка, 1967.
Чайковский П. Времена года в 4 руки. – М.: Музыка, 2011.
Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012.
Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. /Сост. Ж. Пересветова. СПб.: Композитор, 2012.
Список рекомендуемой методической литературыБлагой Д.Камерный ансамбль и различные формы
коллективного музицирования /
Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996Благой Д.Искусство камерного ансамбля
и музыкально-педагогический процесс. М.,1979Готлиб А.Заметки о фортепианном ансамбле /
Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973Готлиб А.Основы ансамблевой техники. М.,1971
Готлиб А.Фактура и тембр в ансамблевом произведении.
/Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976Лукьянова Н.Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,
педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 200Т: № 4Сорокина Е.Фортепианный дуэт. М.,1988
Ступель А.В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка, 1 970
Тайманов И.Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /
ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011,
ред. Задерацкий В.