Статья на тему: Развивающее обучение в области музыкального искусства. Фортепианный ансамбль


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» МО «Сенгилеевский район» филиал в рабочем поселке «Силикатный»
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Фортепианный ансамбль
Преподаватель по классу фортепиано Селезнева М.Ю.
В настоящее время в фортепианной педагогике очень много места отводится развивающему обучению. Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творческой мыслящей духовно богатой личности. Музыкальной педагогикой накоплен богатейший опыт выдающихся педагогов пианистов в области всестороннего развития учеников. Это творчество мастеров русской и советской фортепианной школы: А. Г. Рубенштейн и Н. Г. Рубенштейн, В.И. Сафонова, А. Н. Есипова, Н. С. Зверева, Ф. М. Блуменфельда, К. Н. Игуменова, Т. Т. Нейгауза, Л. В. Николаева, А. Б. Тольденвейзера и др.
Исходя из опыта преподавания в ДШИ и музыкальных отделений ДШИ, очень много учебного времени поглощает работа над разучиванием и отработкой музыкальных произведений к академическим концертам, отчетным выступлениям. Это сказывается на ограничении числа пройденных музыкальных произведений на узкой специализации, ослабление стимуляции познавательных интересов учащихся.
Из-за сокращения учебных часов, мало времени на занятиях отводится чтению с листа (транспонированию), подбору по слуху и т. п.
Среди этих форм работы особыми развивающими возможностями обладает фортепианный ансамбль.
Игра в ансамбле улучшает чувство ритма, совершенствует умение читать с листа, а так же способствует выработке технических навыков и умений учащихся, которые необходимы для сольного исполнения.
Игра в ансамбле учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению. Это искусство вести диалог с партнером, взаимопонимание друг друга, умение вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же специальности, что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.
Проблема соотношения обучения и развития – одна из актуальнейших в современной педагогике. Обучение и развитие – категории разные. Эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития – уровнем, которого достигают способности учащихся.
Еще К. Д. Ушинский ратовал за то, чтобы обучение было развивающим. Ведущими отечественными психологами – Л. С. Выгодским, Д. Б. Элькониным, Н. А. Мечинской – обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становление у него всей совокупности качеств личности: ЗУН (знания, умения, навыки), СУД (способы умственных действий), СУМ (самоуправляющие механизмы личности), СУН (сфера эстетических и нравственных качеств), СДП (действенно-практическая сфера личности).
По убеждению Л. С. Выгодского, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а не завтрашний день детского развития. Он выделил два уровня в развитии ребенка:
- сферу (уровень) актуального развития – уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может сделать самостоятельно;
- зону ближайшего развития – те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться при помощи взрослых.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития. Определить границы этой зоны – задача, которая решается пока только не интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
Если обучение опережает актуальный уровень и призывает к активности силы, находящиеся в зоне ближайшего развития, оно удовлетворяет потребности ребенка в познании, доставляет ему радость, переживается как увлекательное занятие. В сферу учения вовлекается не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества. Одной из ярких черт развивающего обучения являются добрые, доверительные отношения между учителем и учащимся.
В условиях развивающего обучения учителю предстоит организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения, возникающий перед ним задачи, т. е. поискового (творческого) типа. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие развивающего обучения. Отсюда можно сделать вывод: решающими факторами, влияющими на развивающую функцию обучения, являются: построение учебно-образовательного процесса, содержания, формы и методы обучения.
Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества. Задача сегодняшней школы – активизация инициативы и творчества детей, раскрытие личностного потенциала. Педагогика сотрудничества – путь к личности учащегося. Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика. Для нее типична установка на открытость общения с учащимися, принятия любого из них таким, какой ты есть, понимание и сочувствие.
Взаимоотношения по типу сотрудничества, создают возможности для возникновения психологического контакта педагога и ученика. Важно создать атмосферу, в которой ученик сам и с удовольствием включается в преодоление возникающих интеллектуальных трудностей. Общение – это урок сотворчества совместного мышления, партнерства урок свободы, где всякий может «высказать» себя. Атмосфера содружества учителя и ученика способна установиться лишь тогда, когда развитие выдвигается в качестве специальной цели педагогической деятельности.
Проблема отношения обучения и развития актуальна и в музыкальной педагогике. С точки зрения специалистов-музыкантов Т. М. Цыпина, Л. А. Баренбойма, идея развивающего обучения положительно сказывается на формировании музыкально-исполнительских качеств.
Работа над музыкальным произведением нередко превращается в самоцель, диктуемую стремлением педагога добиться высокой оценки за исполнительское выступление учащегося. Отсюда «натаскивание», когда ученик покорно выполняет многочисленные указания педагога, шлифующего внешние звуковые контуры сочинения. В сущности, учитель исполняет произведение «руками ученика».
Многодневная шлифовка произведений резко ограничивает круг изучаемых произведений. Между тем, именно музыкальный опыт, накопленный в работе над разнообразным музыкальным материалом, основа интенсивного развития ученика.
Фундамент развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах образован системой принципов, декларирующих увеличение объема и ускорение темпов прохождения музыкально-учебного материала, отказ от сугубо прагматической трактовки уроков и переход от авторитарного преподавания к максимальной самостоятельности и творческой инициативности учащегося.
Следует отметить, что обучение и развитие учащегося, профессиональный опыт приобретаются через исполнение музыки. Велики в этом отношении возможности фортепианной педагогики. Именно фортепианное исполнительство обладает особо богатым потенциалом в отношении музыкального развития обучающегося.
Фортепиано – инструмент самого широкого диапазона действия, играющий исключительно важную роль в массовом музыкальном воспитании и образовании. С помощью фортепиано узнается и осваивается в учебной практике любая музыка: оперно-симфоническая, камерно-инструментальная, вокально-хоровая и т. д.
Исключительно широким развивающими возможностями обладает сама литература для фортепиано. И. Гофман говорил о значительном превосходстве фортепианной литературы над литературой для любого другого сольного инструмента. Он подчеркивал, что сравниться с фортепиано может только оркестр.
Ансамблевая игра в классе фортепиано – это не только одна из наилучших форм сотрудничества между педагогом и учеником, но и такая форма деятельности, способствующая реализации принципов развивающего обучения.
Игра на фортепиано в четыре руки – это совместное музицирование, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом занимаются и поныне.
В чем же заключена польза ансамблевого музицирования? Почему оно способно стимулировать общемузыкальное развитие учащихся?
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных жанров и художественных стилей исторических эпох. Наряду с репертуаром для фортепиано он может пользоваться также оперными клавирами, аранжировками симфонических, камерно-инструментальных и вокальных опусов.
Ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний способствует развитию «центра музыкальности – эмоциональной отзывчивости» на музыку. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем интеллекта.
Также игра в ансамбле способствует интенсивному развитию музыкального слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти, двигательно-моторных (технических) навыков.
Первоочередной этап в слуховом воспитании учащихся – это формирование звуковысотных представлений. Начальный период обучения игре на фортепиано начинается с донотного периода. Его цель – развитие звуковысотного слуха ученика, основного вида музыкального слуха. Начинаем обучение с подбора мелодий. Этот процесс проходит на материале простейших детских песенок, которые располагаются в порядке возрастания сложности. Они запоминаются ребенком и подбираются по слуху от разных клавиш. Лучше всего использовать мелодии с поэтическим текстом. Это способствует ощущению метроритма и строения мелодии, ее пониманию. В процессе подбора ребенок отыскивает верную интонацию, что ведет к обострению чувства высоты звука. Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: учитель-ученик. Учитель дополняет подобранную учеником мелодию гармоническим сопровождением и насыщает ее новыми красками.
«В интересах развития гармонического слуха музыканта необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали» - пишет Л. А. Баренбойм. Наиболее сильнодействующим средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к подобранной мелодии. Но в донотный период ребенок не может сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением, поэтому в данном случае гармоническое сопровождение исполняет преподаватель. Это позволяет ученику с первых уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие мелодического слуха будет идти вровень с гармоническим и ученик полностью будет ощущать вертикаль. В последнее время появилось много ансамблей для начинающих, которые в раннем возрасте приучают ученика к достаточно сложным гармониям.
Один из сложнейших разделов музыкального воспитания является развитие «полифонического слуха». Ребенок не имеет достаточных навыков, для исполнения полифонических произведений, не владеет еще достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для исполнения сложной полифонической ткани. Наиболее эффективным приемом, который можно применить в ансамблевой практике – совместное проигрывание на одном или двух инструментах полифонического произведения по голосам. Таким образом ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все составные ее элементы, облегчает ее воспроизведение.
Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим слухом. Его роль велика в музыкальном исполнительстве. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха. Так как ансамблевый репертуар во многом состоит из переложений, то ученик совместно с педагогом ведет поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма – важнейшая задача музыкальной педагогики. Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет простейшие ансамбли, сопутствует выработка ряда игровых приемов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма. Важнейший из этих навыков – воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. «Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой» - писал Н. А. Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании». Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особенно ярко.
Ансамблевая игра способствует развитию еще одной важной музыкально-исполнительской способности – памяти. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает вызубривание, идущее из привычки упражняться механически, мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает. Память ансамблиста формируется более интенсивно. Углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенности его структуры, формы образования и т. д. – основное условие успешного художественного запоминания музыки. Процессы запоминания выступают в качестве приемов запоминания.
Ансамблевое исполнение наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической логической рациональной памяти. Прежде чем перейти к заучиванию наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим планом и т. д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой либо разложенной (арпеджио) и не имея представления о первой партии ученик не сможет для себя выстроить произведение структурно. Исполнителю второй партии особенно необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и, опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения. Способ «умозрительного» запоминания, лишенного опоры на реальное звучание, основывается исключительно на внутрислуховых представлениях.
Ансамблевая игра способствует так же развитию двигательно-моторных способностей учащегося пианиста. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры. Практика показала, что в процессе ансамблевого музицирования развитие двигательных навыков протекает значительно интенсивнее и закрепляются полученные навыки прочнее, т. к. получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.
Чтение с листа – умение учащегося самостоятельно знакомиться с новым произведением наполняет смыслом и радостью весь последующий процесс работы. Уже на начальном этапе обучения рекомендуется играть легкие пьесы в четыре руки (с педагогом или другим учеником). Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет закреплен предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Партнерами при чтении с листа в четыре руки выбираются по возможности одного возраста и одинакового уровня подготовки. Необходимо нацелить исполнителей на охват сочинения в целом, т. е. обратить внимание на самое существенное. При чтении с листа нельзя поправлять и останавливать ученика в трудных местах, т. к. это приводит к нарушению контакта с партнером. Слишком частые остановки портят радость от игры с листа и поэтому необходимо избирать музыкальный материал для этого значительно легкий. Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что занятия фортепианным ансамблем способствует реализации принципов развивающего обучения и способствует всестороннему развитию творчески активной личности.
Список использованной литературы.
Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики.
Баренбойм Л. Путь к музицированию.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.
Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано.
Нейгауз. Ребенок за роялем.