Фортепианный ансамбль — как форма развивающего обучения учащихся в хоровой студии.


Фортепианный ансамбль - как форма развивающего обучения учащихся в хоровой студии.
Вместе весело играть.
Фортепианный ансамбль как « один из самых парадных жанров музыки» в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них: общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений композиторов 18-20 веков, неиссякающий интерес к жанру современных композиторов. Ввиду того, что фортепианный ансамбль становится любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты – солисты все чаще объединяются в ансамбли. Сегодня совместные выступления ведущих пианистов ( Аргерих- Плетнев, Любимов –Соколов и др.) становятся привычным явлением концертной жизни.
В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра, чрезвычайно востребована его педагогическая функция. Для образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств.
Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным , оказывает благотворное влияние не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта « сближают души быстрее, чем слова» прекрасно иллюстрируют эту мысль.
На занятиях фортепианного ансамбля формируется навык чтения с листа, хотя сам по себе он не гарантирует профессионализм в ансамблевой игре. По меткому выражению А.Готлиба , «некоторые музыканты, пользующиеся заслуженной известностью, довольно посредственно читают с листа, и в то же время есть немало посредственных музыкантов, которые делают это с завидной легкостью.»
Для фортепианного ансамбля характерен и ряд специфических трудностей в процессе обучения. Несмотря на то, что игра предполагает наличие двух творческих личностей, преобладающей тенденцией в процессе обучения становится стремление максимально сблизить исполнительский уровень участников. «Настоящий ансамбль – это близость во всем: близость индивидуальностей, этических установок, индивидуальных уровней. Это – духовное единение, эмоциональное родство, близость методов , форм, направлений в совместной работе. В этом вопросе не последнюю роль играет чувство состязательности ансамблистов, которое дает максимальную концентрация внимания, повышая качество занятий.
Процесс привыкания ансамблистов друг к другу невероятно сложен и требует большой психологической работы, которая подчас лежит и в сфере морально-этических взаимоотношений. Благоприятный морально- психологический климат – залог успешной работы. Совместная тгра отличается от сольной прежде всего тем, что общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.
Но самое главное – необходимо знать и учитывать психофизиологические особенности детей. В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, гармония искажается. Проявления музыкального дарования зависит не только от учителя, который его воспитывает, и не только от природных задатков, но в большей степени от психодинамических характеристик личности, фундамент которых составляют врожденные свойства нервной системы.
Список исполнительских задач фортепианного ансамбля можно продолжать и детализировать, но даже эскизный набросок обозначенных вопросов говорит о масштабе необходимой работы.
Проблема музыкального развития детей с разными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке,- несомненно. Нет ничего лучше для развития детской души, чем искусство, особенно музыка. Музыка - одна из обязательных форм реабилитации эмоций, слуха, ритма, движения, голоса ребенка.
Одной из самых интересных и увлекательных возможностей научиться игре на инструменте является игра в ансамбле. Начинать надо с доступных произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели.
В средних и старших классах исполняются ансамбли в 4 руки, 8 рук ( на 2 фортепиано). На этом этапе ставятся более сложные задачи: развить чувство ансамбля, слаженной игры, чувство звуковой меры, необходимость слушать друг друга.
Дети учатся солировать, исполняя первую партию, и аккомпанировать, исполняя вторую партию. В процессе обучения дети могут меняться партиями.
Игра в ансамбле дает живое общение, занятия всегда проходят на подъеме, царит атмосфера творческого взаимодействия.
Успеваемость учитывается на различных выступлениях: концертах, конкурсах, экзаменах и др.
И достигается главная цель : воспитание организационных качеств личности, собранности и ответственности; удовольствие от игры; повышение самооценки учащихся; развитие чувства ритма, тембрового слуха, эстетического слуха; развитие творческой фантазии; воспитание сценической культуры; повышение мотивации к обучению.