Социально-ориентированные игры в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.


Социально-ориентированные игры в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Современные данные психологических, социальных, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. Одним из ключей к решению проблемы является развитие умений детей жить в обществе сверстников и взрослых, понимать их, отзываться на чужие переживания, справляться со своими отрицательными эмоциями, выражать их в социально-приемлемой форме.
Виды агрессии можно рассматривать по разным критериям, опираясь на исследования психологов И.К.Заградовой, А.К.Осинского, Н.Д.Левитова.
1.По направленности
- агрессия направленная вовне;
- аутоагрессия – агрессия, направленная на себя;
2.По цели
- инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели;
- враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
3.По методу выражения
-физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание вербальных реакций;
4.По степени выраженности
- прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта;
-косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью;
5.По наличию инициативы
- инициативная агрессия – исходит по собственному желанию;
- оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причиненный ущерб.
Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, надо выявить ее мотивы, сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременной диагностики, так и для разработки коррекционных программ. Очевидна что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, можно выделить:
*желание привлечь к себе внимание сверстников;
*ущемление достоинства другого, с тем чтобы подчеркнуть свое превосходство
*стремление защититься и отомстить ;
*стремление быть главным ;
*стремление получить желанный предмет.
Профилактика – это осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка , либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением .
Профилактическая работа может проводиться 1–2 раза в неделю с равномерным чередованием интеллектуальных и двигательных мероприятий.
В первую очередь это игровая терапия — метод воздейст_вия на детей с использованием игры.
Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из непосредственных интересов и потребностей, рождающихся из их кон_такта с окружающим миром, в который дети включены с само_го начала. Как ведущая деятельность, определяющая психи_ческое развитие дошкольника, игра является и адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоцио_нальном развитии.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:
- коллективный характер деятельности (включение в игру как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей
- актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для обще-интеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста
- педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу)
- уникальность (такая игра – не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля (стиля обучения) решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника)
Алгоритм проведения социально-ориентированных игр включает в себя:
1.  Подготовительный (предварительный) этап – подготовка участников к восприятию игры: вводная беседа, рассматривание иллюстраций и картин, чтение и обсуждение, сбор-старт.
2.  Основной этап – участие детей в организуемой педагогом игре: обыгрывание ситуаций, игра в воображаемых обстоятельствах, обсуждение и объяснение ситуаций детьми, изображенных на картинках, движение по маршрутам.
3.  Этап рефлексии – подведение итогов: ответы детей на вопросы педагога, обращение детей на себя, на свои поступки, сбор-финиш.
Таким образом, главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.
Подготовительная группа
«Роль мужчины и женщины в семье»
1. Подготовительный этап. Вводная беседа с детьми о семье (Сколько человек в семье? Как их зовут? Что вы любите делать вместе?). Воспитатель подводит итоги, обобщая ответы детей.
2. Основной этап. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «Чем отличаются мужчины от женщин?». Дети по очереди высказывают свое мнение. Далее проводится игра в воображаемых обстоятельствах («В транспорте», «Домашние дела», «Город мастеров» и пр.). Участники - дети. Педагог, подводя итог, говорит о том, что мальчики - это будущие мужчины, а девочки - будущие женщины. У каждого в семье есть свои обязанности. От каждого общество, окружающие люди, ждут поведения, достойного мужчины и женщины.
3. Этап рефлексии. Кто такой настоящий мужчина? Какой должна быть настоящая женщина? Почему надо помогать бабушкам и дедушкам, даже если они чужие?
воспитатель - Субботина А.А.