ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕХА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО


ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ –
СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕХА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО
«Воспитание ребенка совершается не только, когда с ним беседуют или учат, отдают приказы, а в каждое мгновение жизни, где бы он не находился».
А.С. Макаренко.
На современном этапе дошкольное образование претерпело большие изменения с вступлением в силу Федеральных Государственных образовательных стандартов, где одним из важных условий реализации Программы по вопросам образования ребёнка, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие педагогов с родителями. Взаимодействие рассматривается как обязательное условие единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания. В основе взаимодействия положен диалог, направленный на умение вести разговор на равных, готовность сторон оказывать взаимопомощь по всем вопросам воспитания и образования детей и доверять компетентности друг друга. Но Стандарт предполагает не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов, в основе которых лежит выявление потребностей семьи, а также поддержки их инициатив; создание условий для участия родителей в образовательном процессе.
Сотрудничество ДОО педагогов и родителей (законных представителей) должно быть основано на следующих правилах сотрудничества:
- формирование совместной тактики по решению любого вопроса, связанного с воспитанием и обучением ребёнка;
- формирование единого стиля и тона взаимоотношений с ребёнком, построенных на уважении его интересов и индивидуальных особенностей;
- совместный анализ и выявление причин возникновения непонимания;
- стремление к взаимному уважению и положительному отношению на каждом этапе: родитель-ребёнок, ребёнок-педагог, педагог –родитель;
- активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
- оказывать всяческую поддержку для уверенности родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Работа носит поэтапный характер.
Первый этап: информационно-аналитический.
1. Изучение семьи ребёнка, детско-родительских отношений с помощью анкетирования и индивидуальных бесед.
2. Определение форм и методов педагогического общения с семьёй.
3. Анализ педагогических ситуаций, подбор методов к их решению
Второй этап: практический.
На практике наряду с традиционными беседами и консультациями родители привлекаются к разным формам досуговой деятельности. Родители не только гости на всех праздниках развлечениях, но и активные участники их создания: они принимают участие в обсуждении сценария, украшении зала, групповой комнаты или участка, принимают участие в танцах, конкурсах, сценках и т.д. Родители, совместно с детьми, готовят выставки по различным темам («Вот оно какое наше лето», «Новый год у ворот», «Генеалогическое древо»), участвуют в разнообразных проектах («Моя семья», «Пасхальная неделя», конкурсах разного уровня. Стало популярным проведение совместных выходных - маршрут выходного дня, когда дети, педагоги и родители совместно посещают мероприятия, организуемые в рамках социального партнёрства (музей, библиотека, стадион и т.д.), а также планируют различные походы и экскурсии. Родителям предлагается информация в виде листовок и буклетов с информацией «куда пойти с ребёнком», для них оформляются стенды и уголки информации.
Наряду с досуговыми формами для родителей организуются семинары-практикумы, на которых проводятся тренинги с участием педагога-психолога. Проведение таких семинаров позволяет родителям по-новому взглянуть на взаимоотношения в своих семьях, оценить уровень собственного авторитета в глазах своего ребёнка. Подобные тренинги помогают родителям пробудить в себе воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку. Очень актуальным сейчас становится участие родителей в совместных проектах («Наши увлечения», «Мой нежный и ласковый зверь», «Дорогой мой человек» и т.д.), который готовится в форме презентации и дети вместе со взрослыми рассказывают о своей семье, используя презентационный материал. Родители принимают участие в создании в группах мини-музеев «Уголок родного края», «Наши спортивные достижения», «Мамина игрушка» и т.д. Вместе с детьми мамы и папы оформляют альбомы по различным темам: «Семейный отдых», «Мой любимый детский сад», «Семейные праздники» и т.д.
Современные родители достаточно грамотны и самостоятельны. Они легко могут найти необходимый материал по интересующим вопросам воспитания детей и изучить его. Но практика показывает, что эта информация бывает слишком общей и у родителей возникает параллельно много вопросов и желание – получит практическую помощь. Для взаимного диалога и партнёрства создан консультационный пункт, клуб успешной адаптации, почта доверия, клуб выходного дня.
Третий этап – результативный. Результат этого – приобщение родителей к миру детства, мотивация желания прожить каждый миг вместе со своим ребёнком, обогащение опыта воспитания, развитие умения интересно проводить досуг в условиях семьи, создание благоприятных условий для развития ребёнка по своей траектории, а самое главное – объединение детей и взрослых в общих делах.