ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ БИОЛОГИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИИ ПОВАР, КОНДИТЕР


ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж»
Рассмотрено методическим Утверждаю:
советом Зав. филиалом №2
Протокол №___ от «____»__________2016 г. ___________/Н.Ф.Хакимов/
Председатель МК___________/ З.Г.Гаязова /
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПлины
биология
ПО ПРОФЕССИИ
19.01.17. Повар, кондитер
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии
19.01.17. Повар,кондитерОрганизация – разработчик: филиал №2 ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж»
Разработчик программы: Галиева Земфира Талгатовна, преподаватель биологии и химии.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины биология является частью подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по специальности СПО
19.01.17 повар,кондитер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в базовый курс общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение практических работ, рефератов.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Биология» контролю не подлежит.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования
В результате освоения учебной дисциплины биология обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать/понимать: - основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающей(-го)ся __108___часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающей(-го)ся __72__ часов;
-самостоятельной работы обучающей(-го)ся __36__ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: лабораторные работы 3 12
практические занятия 9 контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
Раздел 1. Биология как наука. 2 Тема 1.1.
Биология как наука. Методы биологического познания
Содержание учебного материала 2 1
2 Сущность и свойства живого.
Краткая история развития биологии.
Уровни организации и методов познания живой природы 2 1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по теме Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. 1 Раздел 2 Клетка 17 Тема 2.1.
Химический состав клетки. Содержание учебного материала 4
3
1
2
3 Неорганические соединения клетки
Углеводы, липиды .Нуклеиновые кислоты
Белки, их структура,функция .АТФ. 1
Лабораторные работы : Изучение свойств углеводов, липидов 1 2
2
Самостоятельная работа обучающихся. Заполнить таблицу: « Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения». 1 Тема 2.2.
Клеточная теория.
Цитоплазма.
Плазматическая мембрана Содержание учебного материала 3
2 1
2
3 Клеточная теория
Цитоплазма.
Плазматическая мембрана. 1,2
Лабораторные работы. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по теме История открытия клетки 1 Тема 2.3.
Строение и функции органоидов клетки Содержание учебного материала 4
3
1
1
2
3
Строение и функции органоидов клетки: Лизосомы, эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи. Митохондрий. Пластид, органоидов движения. клеточные включения. Ядро клетки
Контрольные работа №1 по теме 2.1.- 2.3. 1,2
Самостоятельная работа обучающихся Заполнить таблицу Особенности строения растительных клеток, клеток грибов. 1 Тема 2.4.
Фотосинтез Содержание учебного материала 2
1 1
2 Фотосинтез
Преобразование энергии света в энергию химических связей 2
Лабораторные работы по теме «Фотосинтез у комнатных растений» 1 1,2
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщение по теме «Биологическая роль фотосинтеза». Хемосинтез. Его значение. 1 Тема 2.5.
Биосинтез белков Содержание учебного материала 2
2 1
2 Биосинтез белков. Синтез и-РНК
Решение задач на генетический код биосинтеза белка 1
Самостоятельная работа обучающихся Решить задачу на генетический код биосинтеза белка 1 Тема 2.6.
Неклеточные формы жизни Содержание учебного материала 2
2 1
2 Вирусы- неклеточные формы жизни.
Вирус СПИДа. Механизм взаимодействия вируса и клетки 2
Самостоятельная работа обучающихся Заполнить таблицу Вирусные заболевания у человека: грипп, гепатит, СПИД. 1 Раздел 3
Размножение и развитие организмов 5 Тема 3.1.
Формы размножения организмов.
Деление клетки .Митоз Содержание учебного материала 2
2 1
2 Видам размножения растений и животных
Митоз. Биологическое значение митоза. 1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по теме « Биологическое значение митоза и мейоза» 1 Тема 3. 2.
Индивидуальное развитие организмов Содержание учебного материала 3
2 1
2. Индивидуальное развитие организмов
Эмбриональный этап. Постэмбриональное развитие организма 1
Практические занятия. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной литературой по теме. «Влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организма.»2
Раздел 4 Основы генетики и селекции 21 Тема 4.1.
Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Г. Менделя
Содержание учебного материала 2
2 1
2 Основные понятия генетики. Генотип и фенотип организма.
Первый законы Менделя- закон доминирования, закон расщепления. 1
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на моногибридное скрещивание 1 Тема 4. 2.
Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование Содержание учебного материала 2
2 1
2 Анализирующее скрещивание
Неполное доминирование
Взаимодействие аллельных генов. 1
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на анализирующее скрещивание. 1 Тема 4.3.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
Содержание учебного материала 3
2 1 Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя- закон независимого комбинирования 1
Практические занятия. Решение задач на дигибридное скрещивание 1 2
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на дигибридное скрещивание 1 Тема 4.4
Сцепленное наследование с полом.
Генетика пола. Содержание учебного материала 3
1 1
2 Сцепленное наследование с полом
Генетика пола
2
Практические занятия: Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся Составление родословной 1 Контрольная работа№2 по темам 4.1.- 4.4. 1 Тема 4.5
Модификационная и мутационная изменчивость Содержание учебного материала 5
3 1
2
3
Закономерности изменчивости.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Модификационная изменчивость.
Мутационная изменчивость. 1,2
Практические занятия Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.«Генетика и здоровье» 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по теме «Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии». Работа с дополнительной литературой по теме « Проблемы генетической безопасности» 3 Тема 4.6.
Селекция, ее задачи.
Селекция растений Содержание учебного материала 2
2 1
2 Селекция, ее задачи.
Центры происхождения культурных растений 2
2
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад по теме «История происхождения отдельных сортов культурных растений» 1
Тема 4.7.
Селекция животных Содержание учебного материала 4
3 1
2
3 Селекция животных
Селекция микроорганизмов.
Генная инженерия..1
Практические занятия: рассмотрение отличий селекций растений и животных 1 2
Самостоятельная работа обучающихся . Подготовить реферат по теме «Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. клонирование человека». 2 Раздел 5
Эволюционное учение 13 Тема 5.1.
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Содержание учебного материала 3
2
1 1
2
3 История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор
1
Самостоятельная работа обучающихся .Подготовить сообщение по теме «Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.» 2 Тема 5.2.
Доказательства эволюции Содержание учебного материала 1
1 1 Сравнительно- анатомические, палеонтологические и биогеографические доказательства эволюции 1
Самостоятельная работа обучающихся Заполнить таблицу Доказательства эволюции 2 2
Тема 5.3.
Вид, его критерии и структура Содержание учебного материала 2
2 1
2 Концепция вида, его критерии.
Популяция .1
Самостоятельная работа обучающихся .Подготовить реферат по теме «Причины вымирания видов» 1 Тема 5.4.
Роль изменчивости в эволюционном процессе.
Содержание учебного материала 3
2 1
2 Естественный отбор- направляющий фактор эволюции
Формы естественного отбора. 1
Практические занятия «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» 1 2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по теме «Формы естественного отбора» 1 Тема 5.5.
Приспособленность организмов к среде обитания Содержание учебного материала 2
2 1
2 Приспособленность организмов к среде обитания
Видообразование- результат эволюции 1
Самостоятельная работа обучающихся Начертить схему образования новых видов 1 Тема 5.6.
Основные направления эволюционного процесса
Содержание учебного материала 2
2 1
2 Основные направления эволюционного прогресса.
Биологический прогресс и биологический регресс. 1
Самостоятельная работа обучающихся. Таблица Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных 2 Раздел 6 История развития жизни на Земле 12 Тема 6.1
Возникновение
жизни на Земле Содержание учебного материала 2
2 1
2 Развитие представлений о возникновение жизни
Современные взгляды на возникновение жизни 1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по теме «Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции» 1 Тема 6.2.
Развитие
жизни на Земле
Содержание учебного материала 6
4 1
2
3
4 Развитие жизни на Земле.
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрахПути и направления эволюции органического мира в палеозое.
Пути и направления эволюции в мезозое, кайнозое 1
Практические занятия. Многообразие органического мира. Принципы систематики 1 Контрольная работа №3 по темам 6.1-6.2. 1 Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить таблицу: основные ароморфозы в архее и протерозое.
Подготовить доклад по теме . «Современные представления о происхождении птиц и зверей. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.»3 Тема 6.3.
Доказательства происхождения человека от животных
Содержание учебного материала 4
3 1 Доказательства родства человека от животных Первые люди .Люди современного типа.
Человеческие расы. Родословная человека 1
Практические занятия «Эволюция человека» 1 Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по теме «Современные гипотезы о происхождении человека». Подготовить сообщение по теме «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма» 3 Обобщение и повторение курса «Биология» .Содержание учебного материала 3 Обобщение и повторение курса «Биология»
Дифференцированный зачет 1
2 2,3
Итого: 72 часа 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета (химии, биологии)
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- комплект учебно-методических пособий по биологии;
- лабораторное оборудование: микроскоп и микропрепараты, модель ДНК, гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы, макеты, лупа ручная. модели аппликации, мейоз и митоз клетки, основные генетические законы, библиотечный фонд книг, печатные пособия: таблицы по генетике и карты, имеющиеся в кабинете.
Технические средства обучения: проектор, ПК
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебно - методическое обеспечение
Основная литература:
Для обучающихся
1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2005.
2.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
3.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
Для преподавателей
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
Дополнительная литература:
Для обучащихсяАгафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10-11 классы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.
Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3-х т. – М: Мир,1987.
Биологический энциклопедический словарь.- М: Советская энциклопедия,1986.
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.- М: Наука,1996.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.-М: Мир,1990.
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М: Высшая школа,1989.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М: Мир,1988.
Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы.-М: Высшая школа,1992.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.-М: Просвещение,1992.
Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004
.Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни.-М: Просвещение, 1994.
Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.
Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.
Флинт Р. Биология в цифрах.-М: Мир,1992.
Научно-популярная литература:
1.Ауэрбах Ш. Генетика. –М: Атомиздат, 1966.
2.Евсюков В.В. Мифы о Вселенной . Новособирск:Наука,1988.
3.Нейфах А.А., Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. –М: Наука, 1984.
4.Уинфри А.Т. Время по биологическим часам.- М: Мир, 1990.
5.Шпинар З.В. История жизни на Земле / Художник З.Буриан. Прага: Атрия, 1977.
6.Эттенборо Д. Жизнь на Земле.- М: Мир,1984.
7.Эттенборо Д. Живая планета.- М: Мир,1988.
Для учителя
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа2004
2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т.А.,'Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС»,2004;
5.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
6. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал.
http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
http://www.zoomax.ru – Зоология: человек и домашние животные.
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения :объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Знания:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику тестирование,
практические занятия
практические занятия
практические занятия
тестирование,
практические занятия
практические занятия
индивидуальные творческие задания
индивидуальные творческие задания
индивидуальные творческие задания