Рабочая программа для УД Операционные системы и среды для специальности 09.02.02 (КС)


УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
Специальность 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Базовая подготовка

Ульяновск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
пояснительная записка
4
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебной дисциплины «Операционные системы и среды» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций:
ПК 2.3 Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
ПК 3.3 Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов, инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы и среды» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии: 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
П.00 Профессиональный цикл
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.07 Операционные системы и среды.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач;
использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами;
устанавливать различные операционные системы;
подключать к операционным системам новые сервисные средства;
решать задачи обеспечения защиты операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
основные функции операционных систем;
машинно-независимые свойства операционных систем;
принципы построения операционных систем;
сопровождение операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 80
в том числе: - теоретические занятия 47
- практические занятия 30
- лабораторные занятия не предусмотрены
- курсовой проект (работа) не предусмотрены
- контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40
в том числе: - составление таблиц для систематизации знаний 5
- аналитическая обработка текста
- поиск информации в сети INTERNET для проведения сравнительных анализов и характеристик 17
10
- работа с конспектом лекции для подготовки к зачету 8
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме ЭКЗАМЕНА
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы и среды»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
ВВЕДЕНИЕ Роль и место знаний по дисциплине «Операционные системы и среды» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности; в сфере профессиональной деятельности. Современный уровень и перспективы развития операционные систем и сред. 1 1
РАЗДЕЛ 1 ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 33 ТЕМА 1.1
Многообразие операционных систем Знать:
эволюцию операционных систем;
концепции операционных систем;
архитектурные особенности операционных систем;
классификацию ОС (многозадачность, многопользовательский режим, многопроцессорная обработка). Содержание учебного материала
Эволюция операционных систем.
Концепции операционных систем.
Архитектурные особенности операционных систем.
Классификация ОС (многозадачность, многопользовательский режим, многопроцессорная обработка). 3 2
Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа
Составить схему «Классификация операционных систем»
Подготовить сообщение «Сетевые операционные системы» 3 ТЕМА 1.2
Основные понятия операционных систем Знать:
понятия операционных систем;
процесс в операционных системах и средах;
состояние процесса;
систему прерываний;
взаимодействия процессов;
семафоры;
тупики и правила предотвращения тупиков;
организацию памяти. Содержание учебного материала
Понятие операционных систем.
Процесс в операционных системах и средах.
Состояние процесса.
Система прерываний.
Взаимодействие процессов.
Семафоры.
Тупики. Правила предотвращения тупиков.
Организация памяти. 7 2
Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа
Составить схему процесса на домашнем компьютере. 2 ТЕМА 1.3
Утилиты операционных систем Уметь:
работать с программами архиваторами WinRar, WinZip , Win Ace в различных режимах;
производить настройки антивирусных программ и их обновление.
Знать:
назначение и характеристики архиваторов;
принципы работы с архиваторами;
виды компьютерных вирусов;
защиту и способы борьбы с компьютерными вирусами. Содержание учебного материала
Правила техники безопасности при работах на ПК
Назначение и характеристики архиваторов.
Принципы работы с архиваторами.
Виды компьютерных вирусов.
Защита и способы борьбы с компьютерными вирусами 4 2
Практические занятия
ПЗ 1 Изучение программ архиваторы WinRar, WinZip, WinAce» 2 Самостоятельная работа
Провести сравнительный анализ архиваторов.
Составить таблицу « Антивирусные программы» 3 ТЕМА 1.4
Интерфейс пользователя MS DOS Уметь:
работать с командами MS-DOS.
Знать:
основные понятия операционной системы MS-DOS;
характеристику MS-DOS (доступ к файлу, модульная структура, размещение на диске, загрузка, файловая структура FAT). Содержание учебного материала
Основные понятия операционной системы MS-Dos.
Характеристика MS-DOS (доступ к файлу, модульная структура, размещение на диске, загрузка, файловая структура FAT) 2 2
Практические занятия
ПЗ 2 Изучение командного режима работы ОС MS-DOS 2 Самостоятельная работа
Написать конспект «Модульная организация операционной системы MS – DOS»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту. 2
2 РАЗДЕЛ 2 ОСВОЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ СЕМЕЙСТВА WINDOWS 37 ТЕМА 2.1
Структура операционной системы Windows Уметь:
манипулировать файлами и каталогами в программах Windows Commander и Проводник.
Знать:
требования и цели при проектировании ОС Windows;
концепции и структуру Windows;
модели операционных систем;
ядро системы, его назначение;
критические ситуации (тупики) при распределении ресурсов Содержание учебного материала
Сетевые продукты Microsoft.
История Windows.
Требования и цели при проектировании ОС Windows.
Концепции Windows.
Структура Windows.
Модели операционных систем.
Ядро системы, его назначение.
Планирование задач для многозадачной и многопроцессорной ПЭВМ.
Критические ситуации (тупики) при распределении ресурсов. 8 2
Практические занятия
ПЗ 3 Работа с файлами и каталогами в программах Windows Commander и Проводник 2 Самостоятельная работа
Написать конспект «Основные приемы работы в программе Windows Commander»
Составить схему развития операционной системы Windows 3 ТЕМА 2.2
Файловые системы Уметь:
разбивать HDD на разделы с использованием программы FDisk.
Знать:
файловую систему VFAT;
систему ввода-вывода;
синхронную и асинхронную систему ввода-вывода;
файловую система NTFS и её достоинства. Содержание учебного материала
Файловая система VFAT.
Система ввода-вывода.
Синхронная и асинхронная система ввода-вывода
Файловая система NTFS.
Достоинства NTFS. 4 2
Практические занятия
ПЗ 4 Работа с программой FDisk2 Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику файловых систем 2 ТЕМА 2.3. Средства управления и обслуживания Уметь:
создавать загрузочный диск;
разбивать HDD на разделы с использованием программы Partition Magic 8.0;
выполнять установку и начальную настройку ОС Windows 2000 и ОС Windows ХРвыполнять различные настройки и управление ОС Windows
Знать:
этапы загрузки Windows. Содержание учебного материала
Этапы загрузки Windows. 1 2
Практические занятия
ПЗ 5 Работа с программой Partition Magic 8.0
ПЗ 6 Установка операционной системы Windows 2000
ПЗ 7 Установка операционной системы Windows ХР6 Самостоятельная работа
Составить таблицу «Установка операционных систем» 2 ТЕМА 2.4.
Интерфейс WDM для Plug and Play Уметь:
работать во всех разделах программы DirectX;
находить проблемы с помощью данной системы и устранять их.
Знать:
основные особенности установки драйверов;
типы и уровни драйверов;
шинные драйверы. Содержание учебного материала
Основные особенности установки драйверов.
Типы и уровни драйверов.
Шинные драйверы.
Диагностика и просмотр свойств драйверов с помощью программы DirectX. 3 2
Практические занятия – не предусмотрены Самостоятельная работа
Составить конспект «Типы и уровни драйверов»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту. 1
2 Контрольная работа по разделу 2 1 РАЗДЕЛ 3 ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ 24 ТЕМА 3.1
Организация виртуальной памяти и её стратегия управления Знать:
организацию виртуальной памяти;
фреймы;
стратегию управления памятью;
распределение памяти в многопроцессорной системе. Содержание учебного материала
Организация виртуальной памяти.
Фрейм.
Стратегия управления памятью.
Распределение памяти в многопроцессорной системе. 3 2
Практические занятия –
не предусмотрены Самостоятельная работа
Составить конспект «Распределение памяти в многопроцессорной системе» 3 ТЕМА 3.2
Мониторинг производительности системы Уметь:
работать во всех разделах информационно-тестирующей программе SiSoftSandra;
проводить тестирование аппаратуры и системы;
получать сведения о производительности работы компьютера
Знать:
основные особенности и правила работы с программой SiSoftSandra;
правила выполнения мониторинга производительности компьютера;
правила работы с системным монитором. Содержание учебного материала
Основные особенности и правила работы с программой SiSoftSandra.
Мониторинг производительности компьютера.
Работа с системным монитором. 3 2
Практические занятия
ПЗ 8 Работа с программой администрирования «Системный монитор»» 2 2
Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику информационно – тестирующих программ. 3 ТЕМА 3.3
Основные сведения о реестре Уметь:
создавать план загрузки программ по расписанию пользователя, изменение расписание, удаление программ из плана, просматривать журнал выполнения назначенных заданий.
Знать:
алгоритм выполнения заданий по расписанию;
назначение и структуру реестра. Содержание учебного материала
Выполнение заданий по расписанию.
Назначение реестра.
Структура реестра.
Хранение данных реестра. 3 2
Практические занятия
ПЗ 9 Планирование задач в ОС Windows. 2 Самостоятельная работа
Составить конспект «Основные приёмы работы в реестре»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту. 2
2 Контрольная работа по разделу 3 1 2
РАЗДЕЛ 4 ОСВОЕНИЕ СЕМЕЙСТВА ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ LINUX 25 ТЕМА 4.1
Структура операционной системы Linux Уметь:
выполнять загрузку ОС Linux. Работать с пользовательским интерфейсом Linux;
настраивать ОС по требованию пользователя, устанавливать программы в личный лоток пользователя;
работать с командами в ОС Linux;
работать с файловой системой.
Знать:
особенности и семейство операционных систем Linux;
файловую систему операционных систем Linux. Содержание учебного материала
Особенности операционных систем Linux.
Этапы развития операционных систем Linux.
Семейство операционных систем Linux.
Файловая система операционных систем Linux. 3 2
Практические занятия
ПЗ 10 Загрузка этапов операционной системы Linux
ПЗ 11 Работа с командами в ОС Linux
ПЗ 12 Работа с файлами и каталогами в ОС Linux 6 Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику установки ОС WindowsXP и Linux.
Составить таблицу по файловым системам: FAT, NTFS, Swap и Ext2,3 3 ТЕМА 4.2
Работа в программных продуктах в операционной системе Linux Уметь:
работать в офисном пакете OpenOffice.org.
Знать:
организацию пользовательского интерфейса. Содержание учебного материала
Организация пользовательского интерфейса. 1 Практические занятия
ПЗ 13 Создание текстовых документов с помощью программы OpenOffice.org Writer в ОС Linux
ПЗ 14 Оформление доклада с помощью программы OpenOffice.org Writer в ОС Linux
ПЗ 15 Создание презентаций с помощью программы OpenOffice.org Impress в ОС Linux 6 2
Самостоятельная работа
Составить сравнительную характеристику графических интерфейсов.
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту. 3
2 Контрольная работа по разделу 4 1 КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)- не предусмотрен ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (проекта) - не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) – не предусмотрена ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: экзамен Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории операционных систем и сред и информационных технологий.
ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
персональный компьютер на базе процессора Intel Pentium 2 по количеству обучающихся;
раздаточный материал по темам.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и интерактивную доску
планшетный сканер
лазерный принтер
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
операционная система Microsoft Windows 2000 с Service Pack 3 (SP3) или WindowsXP, НауЛинукспрограммы – архиваторы WinRar, WinZip, Win Ace,
Информационнотестирующая программа SiSoftSandra, программа DirectX,
программа администрирования «Системный монитор», «Назначенные задания»
программы: Norton Utilities’, FDisk, Partition Magic 8.0, Windows Commander и Проводник;
офисный пакет OpenOffice.org операционной системы НауЛинукс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Андреев А. Windows 2000 Professional к подлиннике (русская версия) / А.Андреев, Е.Беззубов, М.Емельянов. – СПб.: BHV-Санкт-Петербург. 2012.-450с.
Безручко В.Т. Практикум по курсу «Операционные системы и среды». Работа в Windows, Word, Excel.- учебное пособие / В.Т. Безручко. – Москва: «Финансы и статистика», 2013.-200с.
Водолазкий В. Путь к Linux / В.Водолазкий.– (3-е изд.) – Питер, 2012.-366с.
Зубков С.В. Linux. Русские версии / С.В.Зубков.– ДМК. 2012.-300с.
Олифер В.Г. Сетевые операционные системы / В.Г. Олифер, П.Л. Олифер. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.-321с.
Стахнов A. Linux в подлиннике/ А.Стахнов. – BHV, 2012-225с.
Таненбаум Э. Современные операционные системы / Э.Таненбаум. – СПб.: Питер. 2011.-150
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Дейтел Г Введение в операционную систему: в 2-х томах / Г.Дейтел. - Перевод с английского – Москва.: Мир, 2011.-567с.
Партыка Т.Л. Операционные системы, среды и оболочк: Учебное пособие / Т.Л.Партыка, И.И. Попов.-Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
Ратбон, Энди, Крауфорд, Шерон, Windows 2000 Professional для “чайников”.: Перевод с английского: Учебное пособие – Москва: Издательский дом “Вильямс”,2000.
Семененко В.А. и другие Операционные системы: Учебное пособие для ПТУ/ В. А. Семененко, А.М. Величкин, Ю. В. Ступин.- М.: Высшая школа 2003.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
ИНТУИТ национальный открытый университет режим доступа: www.intuit.ruВИКИПЕДИЯ – свободная энциклопедия режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных опросов, а также внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Входной контроль – входная проверочная работа
УМЕНИЯ У1 использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 2-3, ПР 11-12
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1-2, КР 4
У2 использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1, ПР 8-9
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1-2
У3 устанавливать различные операционные системы
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 4-7, ПР 10
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2, КР 4
У4 подключать к операционным системам новые сервисные средства
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 13 - 15
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 4
У5 решать задачи обеспечения защиты операционных систем Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 13 - 15
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 4
ЗНАНИЯ З1 основные функции операционных систем Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 3 - 7, ПР 10 - 12
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2, КР 4
З2 машинно-независимые свойства операционных систем
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1 - 2
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
З3 принципы построения операционных систем Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1 – 2, ПР 8 - 9
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, КР 3
З4 сопровождение операционных систем Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 3 - 12
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2-4
Итоговый контроль –экзамен
ПР – практическая работа
КР – контрольная работа