Рабочая программа для УД Операционные системы и среды для специальности 09.02.05 (ПИм)

УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ












рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ




Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Машиностроительное направление

Базовая подготовка
















Ульяновск
2015

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

пояснительная записка

4

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание учебной дисциплины «Операционные системы и среды» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.4
Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента

ПК 1.5
Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию

ПК 4.1
Обеспечивать содержание проектных операций

ПК 4.4
Определять ресурсы проектных операций

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности



1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ

1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности базовой подготовки 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), машиностроительное направление базовой подготовки.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
П.00 Профессиональный цикл.
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.07 Операционные системы и среды.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
У1-использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;
У2-работать в конкретной операционной системе;
У3-работать со стандартными программами операционной системы;
У4-устанавливать и сопровождать операционные системы;
У5-поддерживать приложения различных операционных систем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
З1-состав и принципы работы операционных систем и сред;
З2-понятие, основные функции, типы операционных систем;
З3-машинно-зависимые свойства операционных систем:
обработку прерываний,
планирование процессов,
обслуживание ввода-вывода,
управление виртуальной памятью;
З4-машинно-независимые свойства операционных систем:
работу с файлами,
планирование заданий,
распределение ресурсов;
З5-принципы построения операционных систем;
З6-способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;
З7-понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 155 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 50 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
155

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
105

в том числе:



- теоретические занятия
58


- практические занятия
42


- лабораторные занятия
не предусмотрены


- курсовой проект (работа)
не предусмотрены


- контрольные работы
5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50

в том числе:



- составление таблиц для систематизации знаний
10


- аналитическая обработка текста
- поиск информации в сети INTERNET для проведения сравнительных анализов и характеристик
20
10


- работа с конспектом лекции для подготовки к зачету
10

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы и среды»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

ВВЕДЕНИЕ
Роль и место знаний по дисциплине «Операционные системы и среды» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности; в сфере профессиональной деятельности. Современный уровень и перспективы развития операционные систем и сред.
1
1

РАЗДЕЛ 1 ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
17
11+6ср


Тема 1.1
Многообразие операционных систем
Знать:
эволюцию операционных систем;
концепции операционных систем;
архитектурные особенности операционных систем;
классификацию ОС (многозадачность, многопользовательский режим, многопроцессорная обработка).




Содержание учебного материала
Эволюция операционных систем.
Концепции операционных систем.
Архитектурные особенности операционных систем.
Классификация ОС (многозадачность, многопользовательский режим, многопроцессорная обработка).
3
2


Практические занятия - не предусмотрены




Самостоятельная работа
Составить схему «Классификация операционных систем»
Подготовить сообщение «Сетевые операционные системы»

2


Тема 1.2
Основные понятия операционных систем
Знать:
понятия операционных систем;
процесс в операционных системах и средах;
состояние процесса;
систему прерываний;
взаимодействия процессов;
семафоры;
тупики и правила предотвращения тупиков;
организацию памяти.




Содержание учебного материала
Понятие операционных систем.
Процесс в операционных системах и средах.
Состояние процесса.
Система прерываний.
Взаимодействие процессов.
Семафоры.
Тупики. Правила предотвращения тупиков.
Организация памяти.
7
2


Практические занятия - не предусмотрены




Самостоятельная работа
Составить схему процесса на домашнем компьютере.
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
2

2



Контрольная работа по разделу 1
1


РАЗДЕЛ 2 ИЗУЧЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПЭВМ
20
13+7ср


Тема 2.1
Утилиты операционных систем
Уметь:
работать с программами архиваторами WinRar, WinZip , Win Ace в различных режимах;
производить настройки антивирусных программ и их обновление.
Знать:
назначение и характеристики архиваторов;
принципы работы с архиваторами;
виды компьютерных вирусов;
защиту и способы борьбы с компьютерными вирусами.




Содержание учебного материала
Правила техники безопасности при работах на ПК
Назначение и характеристики архиваторов.
Принципы работы с архиваторами.
Виды компьютерных вирусов.
Защита и способы борьбы с компьютерными вирусами.
4
2


Практические занятия
ПЗ 1 Изучение программ архиваторов: WinRar, WinZip, WinAce
ПЗ 2 Защита информации и антивирусные средства
4



Самостоятельная работа
Провести сравнительный анализ архиваторов.
Составить таблицу « Антивирусные программы»
4


Тема 2.2
Интерфейс пользователя MS DOS
Уметь:
работать с командами MS-DOS.
Знать:
основные понятия операционной системы MS-DOS;
характеристику MS-DOS (доступ к файлу, модульная структура, размещение на диске, загрузка, файловая структура FAT)




Содержание учебного материала
Основные понятия операционной системы MS-Dos.
Характеристика MS-DOS (доступ к файлу, модульная структура, размещение на диске, загрузка, файловая структура FAT)
2
2


Практические занятия
ПЗ 3 Изучение командного режима работы ОС MS-DOS
2



Самостоятельная работа
Написать конспект «Модульная организация операционной системы MS – DOS»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
1

2



Контрольная работа по разделу 2
1


РАЗДЕЛ 3 ОСВОЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ СЕМЕЙСТВА WINDOWS
45
32+13


Тема 3.1
Структура операционной системы Windows
Уметь:
манипулировать файлами и каталогами в программах Windows Commander и Проводник.
Знать:
требования и цели при проектировании ОС Windows;
концепции и структуру Windows;
модели операционных систем;
ядро системы, его назначение;
критические ситуации (тупики) при распределении ресурсов.




Содержание учебного материала
Сетевые продукты Microsoft.
История Windows.
Требования и цели при проектировании ОС Windows.
Концепции Windows.
Структура Windows.
Модели операционных систем.
Ядро системы, его назначение.
Планирование задач для многозадачной и многопроцессорной ПЭВМ.
Критические ситуации (тупики) при распределении ресурсов
7
2


Практические занятия
ПЗ 4 Работа с файлами и каталогами в программах Windows Commander и Проводник
2



Самостоятельная работа
Написать конспект «Основные приемы работы в программе Windows Commander»
Составить схему развития операционной системы Windows
6


Тема 3.2
Файловые системы
Уметь:
разбивать HDD на разделы с использованием программы FDisk
Знать:
файловую систему VFAT;
систему ввода-вывода;
синхронную и асинхронную систему ввода-вывода;
файловую система NTFS и её достоинства.




Содержание учебного материала
Файловая система VFAT.
Система ввода-вывода.
Синхронная и асинхронная система ввода-вывода
Файловая система NTFS.
Достоинства NTFS.
4
2


Практические занятия
ПЗ 5 Работа с программой FDisk
2



Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику файловых систем
2


Тема 3.3 Средства управления и обслуживания
Уметь:
создавать загрузочный диск;
разбивать HDD на разделы с использованием программы Partition Magic 8.0;
выполнять установку и начальную настройку ОС Windows 2000 и ОС Windows ХР
выполнять различные настройки и управление ОС Windows.
Знать:
этапы загрузки Windows.




Содержание учебного материала
Этапы загрузки Windows.
1
2


Практические занятия
ПЗ 6 Загрузка ОС Windows (фазы загрузки).
ПЗ 7 Работа с программой Partition Magic8.0
ПЗ 8 Установка операционной системы Windows 2000
ПЗ 9 Установка операционной системы Windows ХР
ПЗ 10 Настройка и управление ОС Windows
10



Самостоятельная работа
Составить таблицу «Установка операционных систем»
2


Тема 3.4 Интерфейс WDM для Plug and Play
Уметь:
работать во всех разделах программы DirectX;
находить проблемы с помощью данной системы и устранять их
Знать:
основные особенности установки драйверов;
типы и уровни драйверов;
шинные драйверы.




Содержание учебного материала
Основные особенности установки драйверов.
Типы и уровни драйверов.
Шинные драйверы.
Диагностика и просмотр свойств драйверов с помощью программы DirectX.
3
2


Практические занятия
ПЗ 11 Получение сведений о различных компонентах в данной системе с помощью программы DirectX
2



Самостоятельная работа
Составить конспект «Типы и уровни драйверов»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
1

2



Контрольная работа по разделу 3
1


РАЗДЕЛ 4 ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ
39
26+13


Тема 4.1
Организация виртуальной памяти и её стратегия управления
Знать:
организацию виртуальной памяти;
фреймы;
стратегию управления памятью;
распределение памяти в многопроцессорной системе.




Содержание учебного материала
Организация виртуальной памяти.
Фрейм.
Стратегия управления памятью.
Распределение памяти в многопроцессорной системе.
7
2


Практические занятия - не предусмотрены




Самостоятельная работа
Составить конспект «Распределение памяти в многопроцессорной системе»
4


Тема 4.2
Мониторинг производительности системы
Уметь:
работать во всех разделах информационно-тестирующей программе SiSoftSandra;
проводить тестирование аппаратуры и системы;
получать сведения о производительности работы компьютера
Знать:
основные особенности и правила работы с программой SiSoftSandra;
правила выполнения мониторинга производительности компьютера;
правила работы с системным монитором.




Содержание учебного материала
Основные особенности и правила работы с программой SiSoftSandra.
Мониторинг производительности компьютера.
Работа с системным монитором.
5
2


Практические занятия
ПЗ 12 Работа с информационно тестирующей программой SiSoftSandra
ПЗ 13 Работа с программой администрирования «Системный монитор»
4



Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику информационно – тестирующих программ.
3


Тема 4.3
Основные сведения о реестре
Уметь:
создавать план загрузки программ по расписанию пользователя, изменение расписание, удаление программ из плана, просматривать журнал выполнения назначенных заданий.
Знать:
алгоритм выполнения заданий по расписанию;
назначение и структуру реестра.




Содержание учебного материала
Выполнение заданий по расписанию.
Назначение реестра.
Структура реестра.
Хранение данных реестра.
7
2


Практические занятия
ПЗ 14 Планирование задач в ОС Windows. Работа в сети
2



Самостоятельная работа
Составить конспект «Основные приёмы работы в реестре»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
4

2



Контрольная работа по разделу 4
1
2

РАЗДЕЛ 5 ОСВОЕНИЕ СЕМЕЙСТВА ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ LINUX
33
22+11


Тема 5.1
Структура операционной системы Linux
Уметь:
выполнять загрузку ОС Linux. Работать с пользовательским интерфейсом Linux;
настраивать ОС по требованию пользователя, устанавливать программы в личный лоток пользователя;
работать с командами в ОС Linux;
работать с файловой системой.
Знать:
особенности и семейство операционных систем Linux;
файловую систему операционных систем Linux.




Содержание учебного материала
Особенности операционных систем Linux.
Этапы развития операционных систем Linux.
Семейство операционных систем Linux.
Файловая система операционных систем Linux.
5
2


Практические занятия
ПЗ 15 Изучение этапов загрузки операционной системы Linux
ПЗ 16 Работа с командами в ОС Linux
ПЗ 17 Работа с файлами и каталогами в ОС Linux
6



Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику установки ОС WindowsXP и Linux.
Составить таблицу по файловым системам: FAT, NTFS, Swap и Ext2,3
4


Тема 5.2
Работа в программных продуктах в операционной системе Linux
Уметь:
работать в офисном пакете OpenOffice.org.
Знать:
организацию пользовательского интерфейса.




Содержание учебного материала
Организация пользовательского интерфейса.
2
2


Практические занятия
ПЗ 18 Создание текстовых документов с помощью программы OpenOffice.org Writer в ОС Linux
ПЗ 19 Оформление доклада с помощью программы OpenOffice.org Writer в ОС Linux
ПЗ 20 Создание презентаций с помощью программы OpenOffice.org Impress в ОС Linux
ПЗ 21 Работа с электронными таблицами в программе OpenOffice.org Calc в ОС Linux
8



Самостоятельная работа
Составить сравнительную характеристику графических интерфейсов.
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
3

4



Контрольная работа по разделу 5
1


КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)- не предусмотрен



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (проекта) - не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) – не предусмотрена



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: экзамен




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 .продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории операционных систем и сред и информационных технологий.
ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
персональный компьютер на базе процессора Intel Pentium 2 по количеству обучающихся;
раздаточный материал по темам.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и интерактивную доску
планшетный сканер
лазерный принтер
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
операционная система Microsoft Windows 2000 с Service Pack 3 (SP3) или WindowsXP, НауЛинукс
программы – архиваторы WinRar, WinZip, Win Ace,
Информационнотестирующая программа SiSoftSandra, программа DirectX,
программа администрирования «Системный монитор», «Назначенные задания»
программы: Norton Utilities’, FDisk, Partition Magic 8.0, Windows Commander и Проводник;
офисный пакет OpenOffice.org операционной системы НауЛинукс.

3.2 Информационное обеспечение обучения
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Андреев А. Windows 2000 Professional к подлиннике (русская версия) / А.Андреев, Е.Беззубов, М.Емельянов. – СПб.: BHV-Санкт-Петербург. 2012.-450с.
Безручко В.Т. Практикум по курсу «Операционные системы и среды». Работа в Windows, Word, Excel.- учебное пособие / В.Т. Безручко. – Москва: «Финансы и статистика», 2013.-200с.
Водолазкий В. Путь к Linux / В.Водолазкий.– (3-е изд.) – Питер, 2012.-366с.
Зубков С.В. Linux. Русские версии / С.В.Зубков.– ДМК. 2012.-300с.
Олифер В.Г. Сетевые операционные системы / В.Г. Олифер, П.Л. Олифер. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.-321с.
Стахнов A. Linux в подлиннике/ А.Стахнов. – BHV, 2012-225с.
Таненбаум Э. Современные операционные системы / Э.Таненбаум. – СПб.: Питер. 2011.-150
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Дейтел Г Введение в операционную систему: в 2-х томах / Г.Дейтел. - Перевод с английского – Москва.: Мир, 2011.-567с.
Партыка Т.Л. Операционные системы, среды и оболочк: Учебное пособие / Т.Л.Партыка, И.И. Попов.-Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
Ратбон, Энди, Крауфорд, Шерон, Windows 2000 Professional для “чайников”.: Перевод с английского: Учебное пособие – Москва: Издательский дом “Вильямс”,2000.
Семененко В.А. и другие Операционные системы: Учебное пособие для ПТУ/ В. А. Семененко, А.М. Величкин, Ю. В. Ступин.- М.: Высшая школа 2003.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
ИНТУИТ национальный открытый университет режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ВИКИПЕДИЯ – свободная энциклопедия режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, тестирования, а также внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения


Входной контроль – входная проверочная работа проводится на первом занятии

УМЕНИЯ

У 1-использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 3-4, ПР 18-19
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2-3, КР 5

У 2-работать в конкретной операционной системе
Текущий контроль – устные, письменные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1-2, ПР 11, ПР 13-15
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2-5

У 3-работать со стандартными программами операционной системы
Текущий контроль – устные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 5-10, ПР 16-17
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3,5

У 4-устанавливать и сопровождать операционные системы
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 12, ПР 20-23
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 4-5

У 5-поддерживать приложения различных операционных систем
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 12, ПР 20-23
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 4, 5

ЗНАНИЯ

З 1-состав и принципы работы операционных систем и сред
Текущий контроль – устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 4-11, ПР 16-19
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2, 4

З 2-понятие, основные функции, типы операционных систем
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1-3
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1

З 3-машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1-3, ПР 12-15
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, КР 3

З 4-машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 4-19
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2-4

З 5-принципы построения операционных систем
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 4-11
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2

З 6-способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 20-21
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 5

З 7-понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса
Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы, экспертная оценка выполнения ПР 20-21
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 5


Итоговый контроль – экзамен


ПР – практическая работа
КР – контрольная работа








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515



LSD97_ 020 Заголовок 115