Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный король». (УМК «Начальная школа ХХI века»)


Конспект урока литературного чтения в 4 классе. (УМК «Начальная школа ХХI века»)Тема урока: Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный король».
(УМК «Начальная школа ХХI века»)
Класс: 4
Тип урока: интегрированный
Цель урока: подготовить учащихся к восприятию главной мысли сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с содержанием сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;
– заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра (народной, волшебной сказки);
– формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать;
Развивающие:
– развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
- обогащать словарь учащихся;
– развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
– формировать умение грамотно работать с книгой.
Воспитательные: – подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и помочь им;
– развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
– продолжить формирование интереса к предмету.
Оборудование:
Учебники Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х частях. – 2010.
Сказка Гофмана Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный король». – М.: «Детская литература», М.: Детская литература, 1999
Диск с музыкой П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение понравившихся отрывков из главы «Чудеса».
- Почему глава называется «Чудеса»? Прочтите то место в тексте, которое это подтверждает
- Знаете ли вы, в какой авторской сказке тоже происходят чудесные события в то же самое время, что и в главе «Чудеса»? («Золушка» Ш. Перро)
- Удалось ли автору передать вам чувство страха, которое овладело Мари от нашествия мышей?
- Что использует для этого автор? (Звуки)
- Какие это были звуки? (Хихиканье, шёпот, шорох, беготня, топот).
- Обратимся к музыке П. И.Чайковского, так ли вы это слышите?
3. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, могут ли это быть реальные события? (Нет, это сказка)
- Какого типа эта сказка? (Волшебная)
- Докажите, что это волшебная сказка. Что в ней из волшебного мира?
Запись на доске: волшебный герой (Щелкунчик), ночь – время волшебства, часы – волшебный предмет.
- Сегодня нам предстоит узнать продолжение ночного события и сделать вывод об отличии авторской сказки от народной.
4. Первичное восприятие текста.
Чтение сказки учителем и подготовленными детьми.
5. Анализ главы «Битва».
а) Словарная работа.
- Прочтите слова, записанные на доске:
Кирасиры, драгуны, гусары
- Есть ли сноска к записанным словам в учебнике? (Да)
- Где мы можем уточнить значение этих слов? (В словаре)
Кирасиры – солдаты или офицеры тяжёлой кавалерии, носившие латы (кирасы).
Драгуны – солдаты или офицеры-кавалеристы, обученные действовать как в конном, так и в пешем строю.
Значение слова гусары дети находят в толковом словаре.
б) Словесное рисование.
- Что вы представляете при чтении этой главы?
- Какие цвета можно использовать для изображения битвы? Почему?
- Можно ли эти цвета назвать волшебными?
в) Обсуждение прочитанного.
- Как вы объясните тот факт, что куклы повинуются Щелкунчику? (Они считают его своим королём)
- Можно ли назвать Мари храброй девочкой?
Докажите это словами из текста. Используйте главы «Чудеса» и «Битва».
- Найдите в этих двух главах все точки перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Прочитайте.
(В главе «Чудеса» этот переход отмечен боем часов, а в главе «Битва» обратный переход отмечен тем, что Мари бросила в Мышиного Короля туфлей, и – «В тот же миг всё словно прахом рассыпалось»).
- Этот переход связан с попаданием в другое пространство? (Да)
- В другое время?
- Сопровождается ли этот переход волшебными словами? (Тик–и–так, трик–и–так, бум-бум, щёлк-щёлк – звукоподражания)
- Звуковыми и световыми эффектами?
(Звуковые эффекты: барабанная дробь, стеклянные дверцы шкафа дрожат и дребезжат ,Панталоне оглушительно свистит, слышится ржание и топот, грохот пушек, пищали и визжали Мышиный Король и мыши и т.д.
Световые эффекты: тысячи крохотных огоньков мышиных глаз, сверкание семи корон на головах Мышиного Короля, страшное освещение внутри шкафа).- Как вы думаете, можно ли переложить эту битву на музыку? Какая это должна быть музыка?
г) Повторное чтение.
- Сейчас вы прочтёте эту главу под музыку П. И.Чайковского и подумаете, насколько точно отражено это событие в музыке.
5. Сопоставление авторской и народной сказки.
- Что важнее в народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»: волшебное пространство или волшебное время? А в сказке Э.Т.А. Гофмана?
- Что важнее в народной сказке: волшебное слово или звуковые и световые эффекты? А в сказке Э.Т.А. Гофмана? Составим таблицу.
Народные сказки Сказка Гофмана
Два мира: свой – чужой Время: день – ночь
Волшебные помощники ---
Волшебные числа ---
Волшебные слова Звук, свет, волшебные слова
6. Подведение итога урока.
- Кто из героев вызывает у вас уважение?
- Вы хотели бы оказаться на месте Мари? Почему?
- Какова главная мысль сказки?
- Что общего и в чем различие народных и волшебных сказок? Какие еще волшебные сказки вы знаете?
7. Домашнее задание.
Проиллюстрировать текст на стр.103 – 107.
Прочитать другие сказки Э. Т. А.Гофмана.