Обучение школьников написанию сжатого изложения

Обучение школьников написанию сжатого изложения

Этапы учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

Результат учебной деятельности



1. Этап определения темы


Ответ на вопрос:
« О чем текст?»
Первое чтение текста

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора);
по заглавию текста.






2. Этап определения идеи текста


Ответ на вопрос:
« Зачем автор его написал?»,
« Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста;
настроение, которое вызывает прочтение текста;
отношение автора к событиям, героям;
наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль
( определение авторской позиции)







3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса



Композиция текста – построение текста.
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление
основная часть, заключение.
Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис?
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.




4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы


Выполнение задания:
« Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».



« Определите микротему каждого абзаца».
Запишите ее кратко, ответив на вопросы: « Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», « Какие предложения являются основными?». Абзацы пронумеруйте.
Второе чтение текста

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.



Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничить предложения микротемы на основные и дополнительные
( избыточные, пояснительные и др.).
К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста











5. Этап моделирования сжатого изложения

Снимите нумерацию абзацев – микротем.
Соедините в текст, сохраняя абзацное членение

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.













Демонстрационный материал
Часть 1
Текст для прослушивания.

Не так давно ученые считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьется в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные ученые, наполненная знаниями голова еще не спасение от серьезных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определенными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живет рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, ученые не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка – все обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.


( По материалам периодической печати)
(252 слова)