Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Прощай, букварь»


Прощание с Букварём
Цель: формирование у учащихся стремления к активной интеллектуальной деятельности; умения выразительно и эмоционально читать стихи; воспитание умения общаться, совместно трудиться на общее благо. 
Задачи: 
- формирование у учащихся правильного произношения при чтении стихов и песен, расширение знаний о существующих праздниках; 
- воспитание культуры поведения во время праздника, умения сопереживать; 
- развитие связной устной речи, орфоэпического правильного произношения, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие слухового восприятия. 
Вступительное слово учителя:
Вы в школе почти целый год отучились,Вы много успели и много узнали.Писать и считать вы уже научилисьИ первые книги свои прочитали.А верным помощником в этом вам сталаПервая главная книжка.О буквах и звуках она рассказалаДевчонкам своим и мальчишкам.Прочтёте вы  хороших книг немало,Пускай года пройдут и много-много дней,Вам книга первая хорошим другом стала,Мы этот праздник посвящаем ей!
Ученик 1:
Хороша сегодня школа,Класс горит огнём!Мы на праздник наш весёлыйВсех друзей зовём.
Ученик 2:
Первоклассники сегодняГордые идут.Первой книге, мудрой книгеОтдают салют.
Ученик 3:
Мы собрали пап и мам,Но не для потехи.Мы расскажем вам сегодняПро свои успехи.
Ученик 4:
Почему за нас все радыИ у нас счастливый вид?Ведь мы очень-очень прочноИзучили алфавит.
Ученик 5:
Разбудите меня ночью,В самой серединочке,Расскажу вам алфавитБез одной запиночки!
Ученик 6:
Тыщу слов в минуту нынче,Как машина, я строчу.Я любую вашу книжкуОдним махом «проглочу»!
Ученик 7:
Тридцать три родных сестрицы,Писаных красавицы,На одной живут страницеИ повсюду славятся.
Ученик 8:
К вам сейчас они спешат,Славные сестрицы,Очень просят всех ребятС ними подружиться!
Путешествие в город Букваринск.
ГЛАСНЫЕ.
Учитель:
- Сейчас мы вам расскажем сказочные истории. Будьте внимательны! Всех вас ждут задания весёлые и занимательные!
Был на речке на ЧернильнойГород маленький, непыльный,С незапамятных времёнБукваринском звался он.Там, не ведая невзгод,Очень славный жил народ:Хлебосольный,Незлобливый,ДружныйИ трудолюбивый.
- Вы, наверно, догадались, как же жители в нём звались?- Правильно, это буквы.
- Внимание! Внимание! Все буквы без сомнения покажут вам сегодня супер-представление!
ВЕДУЩИЕ (ученики старших классов):Чтобы время не тратить впустую,Мы берём эту книгу простую.Посмотрите – «Букварь» это, дети!Самый первый учебник на свете.Самый нужный, полезный и главный,Да к тому же ещё и забавный.Если взяли «Букварь» вы в руки,Значит, вас потянуло к науке.Так пускай не смутят новичка33 непонятных значка.Непонятных, заметим, пока.И сейчас убедитесь вы, друг мой,Что значки – это русские буквы.
Буква А:
Со времён глубокой стариныВ «Букваре» стоит на первом местеБуква А. И мы признать должны,Что она достойна этой чести.
Очень важные словаНачинаются на А:Азия и Африка,Армия и «Азбука».С буквы А начнётся августИ большая птица аист
Буква О:
О – словно обруч катитсяВ прекрасный день воскресный.Всё, что ни повстречается,Ей очень интересно.
О! Какой забавный ослик!О! Какой над речкой мостик!О! Какое облачко!О! Какая лодочка!
 Буква У:
- У-у-у! – всё утро плачет Ната.- У-у-у! Вся кофточка помята!Ей поможет добрый друг –Удивительный У…. (тюг)
Удобная буква!Удобно в ней то,Что можно на буквуПовесить пальто!
 Буква Э:
Буквы знаетСтраус Эму,Может онПрочесть письмо.- Буква «Э», -Читает Эму. –ЭММА ЛЮБИТ ЭСКИМО!
Буква И:
Молоток я раздобыл,Из дощечек букву сбил.Сколько здесь дощечек?- Три!А какая буква?- И!
Буква Ы:
А вот шагает буква Ы.Без Ы не выучитесь ВЫ!
Буква Я:
Всем на свете буква ЯДоложить готова:- А вы не знаете, кто я?Вы не знаете, кто я.Я не  только буква Я –Буква,СлогИ слово!
Буква Ю:
Чтобы О не укатилось,Крепко к столбику прибью.Ой, смотри-ка, что случилось:Получилась буква Ю!
 Буквы Е и Ё:
Е и Ё – родные сёстры,Различать сестёр непросто.Но у буквы Ё две точки,Словно в лесенке гвоздочки.
Учитель:- А кто догадался, что общего у всех этих букв? (Все они могут обозначать гласные звуки.)- И поэтому живут они все в ДОМЕ ГЛАСНЫХ.
 ПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ
Ученик: Гласные тянутся в песенке звонкой,Могут заплакать и закричать,Могут в кроватке баюкать ребёнка,Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик :А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
Буквы Б – П:
Б:  Бабушка – бабулечкаВыпекает булочки,На зиму себеСвяжет букву Б.Букве Б кричали «Браво!»У неё кружочек справа!
П: Букву П в спортивном залеПерекладиной назвали.- Ну-ка, милый, не ленись,Подойди и подтянись!
Буквы В – Ф:
В:  Полукруг и полукруг,Палочку прямую –Точно сдобный кренделёкБукву В рисую. 
Ф: Всем известно без подсказки:Буква Ф как ключ от сказки.Никогда его у насНе отнимет Карабас!Я – футбольный судья.Целый день с мальчишками.Два футбольных мячаУ меня под мышками.
Буквы Г – К:
Г:  Что за грохот, что за гром?Букву Г принёс нам гном.Зацепился он за гвоздьИ упал, наш бедный гость!
К: На прямую палочкуСправа села галочка.Там поныне и сидит –Буквой К на нас глядит.
Буквы Д – Т:
Д:  Крыша дома на скамейке.Разве так случается?Да, когда такая штукаБуквой называется!
Т: Буква Т тебя укроетОт дождя, от снега, зноя!
Буквы З – С:
З:  Буква З порядок знает:Только в комнату войдёт,Всем здоровья пожелаетИ здороваться начнёт!
С: Что за буква светитсяСтарым ясным месяцем?Полумесяц в небе тёмномБуквой С повис над домом.
Буквы Ж – Ш:
Ж:  Эта буква широкаИ похожа на жука.И к тому же словно жукИздаёт жужжащий звук.
Ш: Ша шаловлива и очень шумнаШутки и шалости любит она.
НЕПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ:
ЗВОНКИЕ:
Л: Львица нюхает страницу.Слово «лань» узнала львица.Но зато смущают льваНезнакомые слова:ЛЫЖИ,ЛОБЗИК,ЛИФТ,ЛОТО –Всё на ЛИ всё не то.
М: Буква МНужна мохнатымТолстопятымМедвежатам.Буква М нашлась легко:МЁД, МАЛИНА, МОЛОКО.
Н: - Извините, носорог,Вы не тычьте в книгу рог.Вы читайте очень просто:НИТКИ, НОЖНИЦЫ, НАПЁРСТОК.
Р: Заворчала Рысь:- На Р слов не меньше.Например,РЫСКАТЬ,РЕЗАТЬ,РВАТЬ,РЫЧАТЬ!Старый Рак решил молчать,Потому что видит всякий:В книжке – РЕЧКА,В речке – РАКИ.
Й: От подруг своих украткоюЗарыдало вдруг И краткое:- Мало слов на букву Й,ЙОГУРТ с ЙОДОМ ЙОГ разлил!
ГЛУХИЕ:Ц: Эта буковка – цеплялкаС хитрой, острой лапкою.- Подходи, кому не жалко,Сразу оцарапаю!Вот какая буква Ц,С коготочком на конце.Коготок – царапка,Как кошачья лапка.
Ч: Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.Только с буквами, друзья,Цифры путать нам нельзя!
Щ: На расчёску Щ похожа.Три зубца всего? Ну что же!Буква Щ поможет вамЧистить зубы по утрам.
Х: Я буква Х, я буква Х,Я буква хохотушка.И начинаются на ХХОКЕЙ, ХРАБРЕЦ, ХЛОПУШКА.Никто не скажет, что плохаСмешная эта буква Х.
«БЕЗЗВУЧНЫЕ» БУКВЫ:
Ь:Букву Р возьмём сперва.Вот нога, вот голова.Повернём её вот такИ получим мягкий знак.
Ъ:Ъ как Ь,Но не спутать их никак,Потому что только твёрдыйНосит хвостик очень модный.
Учитель:
Буквы строго стали в ряд,             Все они стоят красиво,Будто по линейке,                           По порядку, посмотри!Каждый знает своё место              Ну а кто теперь сумеетИ уйти не смеет.                              Повторить все 33?
Песня «Алфавит»
Ученик
Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке, Нас другие книжки ждут. 
Тем, кто любит приключенья, Мы откроем свой секрет. 
Дети (хором). 
Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет! 
Голос из-за угла: "Как это нет?! Чего вы врете?" 
Учитель. 
Ой, кто это? Кто это сказал? 
Нафаня. Это я, Нафаня. 
Учитель (задумчиво). Нафаня... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Нафаня выходит.) Ты из какого класса, мальчик? 
Нафаня. Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой? 
Учитель. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за пять месяцев узнали – читать, писать научились! 
Нафаня. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтешь! 
Учитель. Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.
  Нафаня. Неправда. Давай поспорим, что знает и я знаю! 
Учитель. Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай. 
Нафаня. Давай, называй. 
Игра "Угадай сказку» 
С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган Попадает вместо школы В полотняный балаган. О ком эта сказка? (о Буратино) 
Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовется... (Чиполлино, а не Буратино), Появилась девочка в чашечке цветка, А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка, как она мала. Кто читал такую книжку? Знает девочку-малышку? (Дюймовочка) Девочка хорошая по лесу идет, Но не знает девочка, что опасность ждет. За кустами светится пара злющих глаз. Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка и серый волк) Сидит в корзине девочка У мишки за спиной, Он сам, того не ведая Несет её домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Названье этой сказки … ("Маша и медведь") Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота, Он известен, знаменит, Это доктор... Мылом, мылом, мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу и чернила С неумытого лица. До сих пор лицо горит! Кто он?... (Мойдодыр, а не Айболит), Нафаня (естественно, проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.) 
Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну, пусть идет. (Обращается к ребятам.) А мы с вами, ребята, совершим сегодня последнее путешествие по страницам "Букваря". 
Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга и Кот Баюн, сзади тащится Леший. 
Кот (обращаясь к Лешему). Ну чё ты за нами увязался? Без тебя разберемся. 
Леший. Да что вы разберетесь? Ничего вы не можете! Только метлой махать да людей пугать россказнями. Да дети-то только и знают о Бабе Яге, что у нее избушка на курьих ножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый затрапезный мальчонка ее вокруг пальца обвести может. А про Кота-то и вовсе толком никто не знает. Ну, кот и кот, сколько их по помойкам шастает! Чё вы сюды поперлись-то? 
Баба Яга. Уйди, окаянный! Мы за твои слова на тебя в обиде. Я за своего внучка сама постою. 
Леший. Ага, стойкая, посмотрю! (Уходит.) 
Кот (обращается к детям). Ну и в чем дело? Кто обидел Нафаню? 
Учитель. Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал. 
Баба Яга. Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят дурачком назвала! 
Учитель. Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Нафаня игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает. 
Баба Яга. Конечно, не все. А я этого и не утверждала. 
Кот. Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все. 
Учитель. Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаня учиться не хочет. 
Баба Яга (грустно). Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он все отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда. 
Учитель. А наши ребята уже научились. И сегодня мы с "БУкварем" прощаемся. Кстати, он должн был подойти. Где же он? Вбегает запыхавшийся Нафаня, в руках записка. 
Нафаня. Бабуся! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает. Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая с этим облезлым котом прохлаждаются. Неси-ка им записочку, пусть голову-то поломают, читаючи. Да передай – коли не прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вот мы и увидим, кто умнее. (Передает записку.) 
Баба Яга. Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тут написано. Ваш волшебник Букварь у меня. Хочу посостязаться с вами. Раз вы все такие умные, ответьте на загадки: Любите загадки? Ну-ка по порядку. Хором отвечайте, друг другу помогайте. Новый дом несу в руке, Двери дома на замке. А живут в доме том, Книжки, ручки и альбом. (портфель) Черная ивашка – деревянная рубашка. Где носом поведет, там и след кладет. (карандаш) У сосны и елки листики- иголки, А на каких листочках растут слова и строчки. (на страницах тетради) Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (мел) Ведущий: Вы загадки отгадали, Знания нам показали И помогла вам в этом дружба. Появляется Леший. 
Леший. Ну-ну! Угадали и все сказали правильно. Но я не отпущу ваш Букварь, пока вы не выполните еще одно задание. 
Баба Яга. Да ладно тебе, Леший, глумиться над детками! Ну чё тебе еще надо? 
Кот. Да, чё? 
Леший. Не чё, а что, простофиля! Мне хочется знать, на самом ли деле эти ребята что-то знают. А ну-ка, становись в три команды! (Ребята строятся.) Так, бабка, хватит нюни распускать, будешь мне помогать. Да и ты, кот, тоже. Это твоя команда, это бабкина, а это моя. Следите, да не подсказывайте, а то не придет с вами Букварь проститься. 
Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы. Составьте слова из данных слогов: На плакатах: 
Команда 1 РО ЧА КРИ ЧУ ЩА ТА СВЕ ЩУ Дети. Роща, свеча, кричу, тащу. 
Команда 2 ТУ КРУ ЧА ЧУ КА ЩА ЩУ НИ Дети. Туча, пища, кручу, щука. 
Команда 3 ЧАШ ЧУ ЩА ЧИ ЩУ ДО КА ВЕЛЬ Дети. Чашка, чищу, чудо, щавель. 
Леший. На какие правила эти слова? 
Дети отвечают. (ЧА – ЩА, ЧУ- ЩУ) 
Учитель. Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так, Леший? 
Леший. Ладно, ваша взяла! Сам видел, какие они догадливые. Приведу я вам ваш Букварь. (Уходит.) 
Учитель. А пока мы ждем, давайте поиграем. Игра "Это я"! (Игра со зрителями) 
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? - Это я... Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? - Нет, не я... Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! - Это я... Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки? - Это я... Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? - Нет не я... Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! - Нет, не я... Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун? - Нет не я... Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч? - Это я... Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? - Это я... Это кто играл в футбол и забил в окошко гол? - Нет не я... Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! - Это я... Есть ребята между вами те, кто помогает маме?! - Это я... Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей? - Нет, не я... Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! - Это я... 
Входят Леший и Букварь.
Леший. Вот ваш Букварь. Он у меня в избушке хоть отдохнул, порядок навел. 
Букварь: Да, это я умею. Здравствуйте, дети! Я очень рад вас видеть. Хочу проверить ваши знания, проводить из страны Букваря в страну Литературы. 
Ученики:
1. Потрудились мы немало,Ведь, по правде говоря,Русской грамоты начало –На страницах букваря.
2. Мы прочтем любые книги,Разберемся в словаре,Потому что всюду буквыТе же, что и в букваре.
3. Говорят, что каждый годРазные учебники.Как же все их изучить?Мы же не волшебники?
4. Не волнуйся, прочитаемИ расширим кругозор,Потому что буквы знаем,И читаем с этих пор.
Песня  «Азбука»
Мы простимся с «Букварём»,И рукой помашем,И «спасибо» мы емуДружно хором скажем!
 Всем нам грамота знакома,Всех «Букварь» учил читать.Начинали мы с простого –Буквы, слоги разбирать.
К слогу слог прибавим снова –Вот уже сложилось слово!И прочесть рассказы, сказкиМы сумеем без подсказки.
Вдоль картинок мы шагали,По ступенькам – строчкам шли.Ах, как много мы узнали!Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим –Незаметно дни бегут.А теперь на книжной полкеНас другие  книги ждут.
До свиданья! До свиданья!А на следующий годНаш «Букварь» читать научитТех, кто в первый класс придёт.
Мы хотим сказать тебе «спасибо!»Мы тебя за всё благодарим!Говорим тебе мы «До свиданья!»«Здравствуй!» новым книгам говорим!
Песня «Прощай, Букварь»
Букварь: Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете составлять слова и рассказы, хорошо поете и играете. А сейчас наступает грустная и торжественная минута. Я прощаюсь с вами навсегда. Но перед этим вручу "Диплом " каждому ученику первого класса, окончившему курс обучения грамоте. 
Учитель:
- Вот и подошёл конец нашему путешествию. Но мы прощаемся только с нашей первой книгой, а впереди нас ждёт множество путешествий по другим замечательным книгам.
Смех и слёзы, радость и печальЗа год довелось нам испытать,Но стараний наших нам не жаль –Книги нам легко теперь читать.