Конспект занятия по развитию речи в средней речевой группе Дикие животные наших лесов


Занятие по развитию речи в средней речевой группе
"Дикие животные наших лесов"Цели:Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
Закрепление умений правильно употреблять предлоги "в", "с", "у", "от" при составлении предложений.
Развитие мышления на материале описательных загадок.
Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений.
Закрепление умения и составлять рассказ по опорным картинкам.
Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование:предметные картинки с изображением диких животных и из детенышей;
макет жилищ диких животных;
дидактические игры: "Чей хвост, чья голова".
Ход занятияЛогопед. Здравствуйте ребята, сегодня почтальон Печкин, принёс Вам письмо от Матроскина и Шарика.
Логопед. Как вы думаете, что Шарик и Матроскин написали нам.
Логопед достает из конверта письмо и читает:
"Здравствуйте дорогие ребята. Мы обращаемся к вам с огромной просьбой, помогите нам, пожалуйста, отгадать загадки. Надеемся на вашу сообразительность.
Матроскин и Шарик".
Логопед. Ну что ребята поможем нашим друзьям.
Дети. Да.
Отгадывание загадок.
Логопед читает загадки.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый - краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога, живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
(На наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных. При правильном отгадывании загадки на силуэт, ребенком накладывается фотография самого животного).
Логопед. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.
Логопед предлагает игру "Кто, где живёт". На столах у детей предметные картинки. На доске висят картины с изображением жилищ животных.
Логопед. Вы сейчас посмотрите внимательно, на ваши картинки и пожалуйста распределите животных по их домам. (Дети выполняют задание). А почему вы поселили медведя в это дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живут ёж, лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение жилища, в котором оно живёт. Логопед хвалит детей за правильные ответы.
Логопед. Отлично вы и с этим заданием справились. Но я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она "Чей хвост, чья голова?".
(При подачи картинок детям педагог "нечаянно их рассыпает").
- Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать.
(Картинки с изображением хвостов и животных, чьи эти хвосты)
Чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.)
Чьё это ухо? (Медвежье ухо, заячье ухо.)
Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению, объясняя по чему они так сделали.
Логопед. Вы устали? Давайте немного отдохнем.
Игра "Теремок".
(Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики).
Выполняют движения под стихи, которые читает логопед.
Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.
Логопед. Стоит в поле теремок, теремок,
Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок.
Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок.
Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог?
Делают движения запястьями вперёд - назад.
Слева - зайка, справа - мишка -
Поворачивают голову.
Отодвиньте-ка задвижку!
Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева - ёжик, справа - волк -
Делают повороты головой.
Нажимайте на замок!
Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.
Разводят руки в стороны.
Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"
Сидит белка на тележке,
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачки)
Продает она орешки
Лисичке- сестричке,
(Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках).
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед: Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, и называется оно «Кто с кем?»
У лисы сегодня день рождения. Она пригласила друзей. С кем живет лиса?
( папа -лис, мама - лиса, детеныши- лисята.) Кто пришел в гости?
Папа - медведь, мама - медведица, детеныши - медвежата, волк - волчица - волчата,
Заяц- зайчиха - зайчата, еж - ежиха - ежата, лис - ласа - лисята.
Логопед: Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас еще одно задание, оно называется «Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно.
У волка - лисята. Они живут в логове.
У медведя - зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы - медвежата. Они живут в норе.
У ежа - бельчата. Они живут в норке.
У зайца - ежата. Они живут под кустом.
У белки - волчата. Они живут в дупле.
(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка - волчата, они живут в логове; и т.д.)
Логопед. Молодцы.
Составление предложений с предлогом "у": дидактическая игра "Помоги детёнышам найти свою маму " Дети должны запомнить названия животных и их детёнышей.
Логопед. А сейчас я хочу с вами не много поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их!
(На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).
Лисёнок (лисята) - у лисицы;
Зайчонок (зайчата) - у зайчих;
Бельчонок (бельчата) - у белки;
Ежонок (ежата) - у ежихи;
Волчонок (волчата) - у волчицы;
Медвежонок (медвежата) - у медведицы.
Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!
Логопед. Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба,
Мы соберем
Маме осенний букет отнесем.
Звучит музыка ветра
Логопед: Ребята, вы слышите звуки ветра. Давайте расскажем о ветре звуками и движениями. Дети выполняют фонопедическое упражнение «Ветер».
Ветер ветками шуршит
Шу-шу-шу,шу-шу-шу.
(дети потирают ладонь о ладонь)
В трубах громко он гудит: У-У-У, У-У-У
(хлопают над головой руками).
Дует он везде, кругом -
Гом-гом-гомГом-гом-гом.
(переступают, повернувшись вокруг себя).
Может вызвать бурю он -
Страх-страх-страх
(руки в стороны, делают вращательные движения кистями).
Не удержится и слон -
Ах- ах- ах!
(покачивают головами)
Логопед: Составьте рассказ о осени.
Дети составляют рассказы с опорой на предметные картинки.
Логопед: Хорошо в осеннем лесу! Но нам пора возвращаться в детский сад.
Займите свои места. Вспомните, чего в лесу было много?
Дети: В лесу было много грибов.
Логопед: Из чего состоит гриб?
Дети: Из шляпки и ножки.
Логопед: Какие грибы Вы знаете?
Дети: Белый гриб, маслята, подосиновик, сыроежка, грузди, опята, лисички.
Логопед: Сложите из шляпки и ножки гриб.
(дети складывают грибочки)
Логопед: Пока Вы складывали грибочки пришел еж в гости и принес вкусные угощения.
Логопед: Наше маленькое путешествие в осенний лес подходит к концу. Давайте попрощаемся с гостями и пожелаем им всего хорошего.