Урок по самопознанию на тему Идем дорогою добра (1 класс)


Урок самопознания в 1 «Б» классе
Тема «Идём дорогою добра»
Цель: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».
Задачи: побуждать учащихся к осознанному стремлению быть добрым, к осознанию собственной внутренней позиции;
развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить детей выделять нравственную сторону в поступках героев произведений;
воспитывать внимательное отношение к окружающим;
формировать у учащихся приемы и способы конструктивной и коммуникативной видов деятельности.
Оборудование: проигрыватель, карточки с заданиями, рисунки .
Ход урока.
1.Круг радости (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
 Учитель: Здравствуй, солнце, золотое,
                 Здравствуй, небо, голубое,
                 Здравствуйте, мои друзья
                 Всех вас рада видеть я!
-          Поприветствуйте друг друга! Поздоровайтесь, касаясь плечами,
локоточками, ладошками.
- А теперь повернитесь друг к другу и скажите добрые слова,
 используя выражение: «Мне в тебе нравится…»
2. Сообщение ц. и з.
- Родился человек… Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать
нельзя. Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или
никудышный человек. Каким стать – в определяющей степени зависит
от него самого: будет ли он воспитывать в себе доброе и гуманное или
станет на путь злого и подлого.
- Цитатой нашего урока будут слова:
«Без добрых дел нет доброго имени »
-О чём будет сегодняшний урок?
3.Помечтаем
- Ребята, пришло время помечтать. Закройте глазки и представьте себе,
  что у вас появилась волшебная палочка и вы стали добрым
волшебником.
(Звучит музыка)
- Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили.
  Учитель читает стихотворение
             Стать добрым волшебником,
             Ну-ка попробуй!
             Тут хитрости
             Вовсе не нужно особой.
             Понять и исполнить
             Желанье другого-
             Одно удовольствие,
             Честное слово.
(Дети, передавая волшебную палочку из рук в руки, называют вслух
какое бы доброе дело они совершили.)
4.Поиграем
- Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца.
    В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
    Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
     Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
     Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.
- Составим азбуку добрых слов, вспомним хорошие добрые слова
 на букву «Д»
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Доброта».)
Дети: добрый, дорогой, дружный, добросердечный, душевный,
доброжелательный, добродеятельный, добродушный, достойный,
добропорядочный, добронравный.
5.Почитаем
- Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами!
 В знак благодарности хочу прочитать вам притчу, садитесь поудобнее
и слушайте.
(Учитель читает притчу В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»)
«Обыкновенный человек»
6. Побеседуем
 - Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?
- Почему третьего проезжающего дед назвал «обыкновенным человеком»? Каким еще человеком его можно назвать?
- Какой из этих путников останется в памяти внука и деда? Почему?
           «Делать людям хорошо – хорошеть самому» (плакат на доске)
    Ребята, как вы понимаете слова: … «хорошеть самому»?  
(ответы детей)
- Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Продолжите предложение « Добро –это…»
 -  Все вы любите сказки. 
В сказках встречаются добрые и злые персонажи.
-Отгадайте загадки о некоторых сказочных героях.
И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться (Айболит)
В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
В ступе летаю,Следы заметаю.Без чудес старушкеСкучно жить в избушке. (Баба Яга)
Человек немолодойВот с такущей бородой.Обижает Буратино,Артемона и Мальвину,И вообще для всех людейОн отъявленный злодей.Знает кто-нибудь из васКто же это? (Карабас Барабас)
— А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)
В жизни тоже встречаются разные люди. Посмотрите сценку и оцените поступок человека.
7. Инсценирование «Случай в автобусе»
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошел молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сиденье. Потом, когда свободных мест уже не осталось, в салоне появилась старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула. - Куда тебе ехать, бабка? - А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь. - Спасибо, милок. - И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А? И он продолжал свой путь, стоя, встав над старушкой как живой укор совести.
- Какой поступок совершил этот парень? (Хороший поступок. Уступил место пожилому человеку.)
- Почему он это сделал? (Он знает, что пожилым людям надо уступать место в транспорте)
-Как он это сделал? (Плохо, обидел старушку).
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это грубо, некрасиво, и ценность его поступка стала так мала и ничтожна.
Вывод: мало быть добрым, надо еще проявить доброту так, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать надо помощь тактично, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок.
-О каких словах не забывают добрые люди ?
Послушайте стихотворение, которое так и называется «Волшебные слова».
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
8.Динамическая пауза
Игра
Правила. Выполняйте только те движения, о которых я попрошу вежливо, используя волшебное слово.
-Похлопайте, пожалуйста в ладоши.
- Вытяните руки в стороны
-Потянитесь , пожалуйста
Присядьте, пожалуйста
-Попрыгайте на 1 ножке
-Попрыгайте, пожалуйста на 2 ногах
- Покружитесь, пожалуйста
9.Минутка тишины.
Учитель: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем (Ответы детей). А теперь давайте вернемся на Землю, чтобы делать добрые дела.
Послушаем ребят (чтение стихов)
Выпал птенчик из гнезда,
Горе тут понятно,
Будешь рядом –не беда-
Положи обратно!
Если кто-то где-то вдруг
Мучает котёнка.
Пусть услышат все вокруг
Голосок твой тонкий:
«Что ты делаешь? Постой!
Обойди-ка лучше!
Будь котёнок это твой-
Стал бы его мучить?
Хорошо, когда подал
Тросточку слепому.
Он качнулся –поддержал.
Проводил до дому.
На клумбе цветок
Его листья повисли.
Грустит он…
О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
5) А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем –
Галопом сестренка помчалась на нем!
6) Хоть мама еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы. Заботы.
"Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять"
И ты совершаешь великое чудо –
Вот пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
-Подумайте и скажите, какие добрые дела вы   сделали в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
На доске картинки . Какие добрые поступки изображены на них?
Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
Что для этого нужно иметь? (доброе сердце и душу)
- Добрые поступки делают нас и других людей счастливыми, приносят радость и удовольствие всем.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
10. Работа в группах.
- Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.
1. Добрые дела… нет доброго имени
2. Делать добро… спеши.
3. Жизнь дана… платят.
4. Злой не верит… красят человека.
5. За добро добром и … что есть добрые люди.
6. Без добрых дел… на добрые дела.
 11. Творческая работа
На что может быть похоже добро? (на солнышко)
В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она согревает нас. Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Коснитесь ладошек друг друга. Что вы почувствовали? Какие они?
Тепло наших сердец и рук давайте подарим всем окружающим.
На партах- вырезанные ладошки.
Волшебные ладошки станут лучиками для нашего солнышка-доброты. Прикрепите их на доску.
Вот такое солныщко пусть живёт внутри каждого из нас, согревая всех. Совершайте добрые поступки и о вас всегда будут думать хорошо. Ведь без добрых дел нет доброго имени.
12. Круг «От сердца к сердцу»
Я приглашаю вас в наш круг «От сердца к сердцу»
Рука к руке, а сердце к сердцу,
Открой для солнца в сердце дверцу.
Ученики вместе исполняют песню «Будьте добры» (сл. А. Саника, муз. А. Флярковского)