Психолого-педагогическая поддержка в образовательном учреждении



«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в мире, их динамизм, обостряет проблему развития личности, предъявляя высокие требования к качеству современного образования, его социальной эффективности. Для выпускника современного ОУ особенно значимым является не только приобретение определенной совокупностей систематизированных знаний, но и освоение социальных норм, системы ценностей, регламентирующих жизнедеятельность современного социума, умение транслировать эти нормы в своем поведении, умение противостоять вызовам современного мира. Степень адаптированности выпускника ОУ к новым социальным условиям влияет на его мировосприятие, определяя профессиональный и ценностный выбор. Приоритет гуманистических тенденций современного образования обращает педагогическую практику на поиск, обоснование и внедрение развивающих и поддерживающих технологий, поскольку охранительные отношения к индивидуальности, ее поддержка является необходимым условием целостности личности, ее нравственного здоровья, эмоционального благополучия.
Поиск условий, защищающих личность от негативных последствий социальных преобразований и предоставляющих личности возможность продуктивного саморазвития и успешной самореализации в специфических условиях общеобразовательной школы в рамках психолого-педагогической поддержки. Поддержка выражает гуманистическую позицию педагога по отношению к обучающимся, являясь одним из условий оптимизации образовательного процесса современного ОУ, важным условием развития субъектов образовательного процесса. Создание системы психолого-педагогической поддержки позволит разрешить имеющиеся проблемы и обеспечит необходимые условия для адаптации и личностного роста каждого в меняющимся социуме.
 Методология психолого-педагогической поддержки основывается на взаимосвязанной совокупности подходов: системном (В.Н. Беспалько, В.А. Караковский, Ю.А. Канаржевский, Л.И. Новикова и др.); синергетическом (И. Пригожин, Г. Хакен, Е.Н. Князев, С.П. Курдюмов и др.); средовом (Ю.Н. Кулюткин, А.С. Макаренко, Ю.Н. Мануйлов, Г.А. Ковалев, В.В., С,В, Тарасов, В.Я.Ясвин и др.). Теоретические основания ОЭР составили научные труды в области личностно-ориентированного подхода (В.В. Рубцов, Н.Ю. Синягин, И.С. Якиманская и др.), концептуальные подходы теории развития личности (Е.И.Исаев, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков и др.) идеи психолого-педагогической поддержки личности, развиваемые А.Г. Асмоловым, О.С.Газманом, И.В.Дубровиной, Н.Б. Крыловой, Н.Н.Михайловой и др.).Важное значение для проведения данной работы имеет следующие ключевые понятия: «поддержка», «психолого-педагогическая поддержка», «индивидуальность», «субъектность», «самостоятельность».
Идея о необходимости поддержки растущего человека содержаться в трудах известных педагогов и психологов, основывающих свою теорию и практику на позициях защиты интересов личности (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). Выделение этой проблемы в особую сферу педагогической деятельности были осуществлены О.С.Газманом и сотрудниками его лаборатории (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИРАО).
В систему педагогической поддержки они включают и психологическую составляющую. В толковом словаре В.Даля слово «поддержка» связывается со значением глагола «поддержать», «поддерживать», служить опорой для крепости, (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой - всем, что предает крепость, прочность, силу. Другими словами, это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что двигается, находиться в динамике. Слово «поддержать» в словаре синонимов имеет несколько значений: 1) помочь; 2) прийти на помощь; 3) пособить.
Выделенные семантические значения понятий «поддержка», «поддержать», задают определенные педагогические смыслы:
помочь другому обрести уверенность;
подкрепить то положительное, что есть в личности;
удержать от того, что мешает развитию.
Анализ специальной литературы по проблеме показывает, что ряд исследователей (А.Д.Андреева, О.С.Газман, И.В.Дубровина, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова и др.) рассматривают различные аспекты явления «психолого-педагогическая поддержка». Так, О.С.Газман рассматривает данное явление как профессиональную деятельность педагогов, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем в условиях ОУ. «...это деятельность профессионалов, представителей ОУ, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении».Появление этого направления в педагогике основано на гуманистических взглядах на систему образования, центрированных на ребенке.
Проблеме поддержки уделялось внимание в трудах западных исследователей личности (А.Адлер, А.Маслоу, Р.Мей, К.Роджерс, Э.Фром и др.).
В отечественной педагогической психологии (А.Г.Асмолов, О.С.Газман, В.А.Петровский и др.) разработаны теоретические подходы понимания явления «психолого-педагогическая поддержка» и связанные с ним проблемы саморазвития и самоопределения, обозначены основные характеристики человека как субъекта собственной жизни.
Психологическая поддержка личности в условиях образовательного процесса ОУ рассматривается в работах отечественных ученых (Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, Л.Н.Кундозеровой, Л.М. Митиной, Р.В. Овчаровой и др.). Они трактуют психологическую поддержку как «особый способ взаимодействия учителя и ученика», «как особый психотехнический прием конструктивного взаимодействия», «как адресную помощь, опирающуюся на сильные стороны личности, способствующие сохранению уверенности и самоуважения». Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, стремление к самостоятельности, самодвижению.
Е.И.Исаев и В.И.Слободчиков в работе «Психология человека» подчеркивают, что поддерживать и развивать следует субъектность, т.е. способность личности к преобразующему отношению, к собственной жизнедеятельности, а так же индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая его из всех других и тем самым позволяет оставаться самим собой).
Сущность идеологии психолого-педагогической поддержки может быть выражена понятиями: «проблема», «защита», «самостоятельность». «Проблема» - это индивидуальная характеристика, выражающая доминирующее негативное состояние личности в данный момент, которое связано с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.
«Защита» предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребенка, отставание его интересов и прав.
• «Самостоятельность» - результат совместной деятельности взрослого и ребенка,выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.
Успешность взаимодействия взрослого и ребенка возможна при соблюдении следующих условий:
согласие ребенка на помощь и поддержку;
приоритет самого ребенка в решении собственных проблем;
облюдение конфиденциальности;
защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни;
сотрудничество в процессе разрешении проблемы.
Основу создания системы психолого-педагогической поддержки развития субъектов образовательного процесса ОУ обеспечивает технология педагогического проектирования (В.Н.Виноградов, О,Г.Эрлих, О.Г.Прикот и др.).
Система психолого-педагогической поддержки в условиях ОУ включает совокупность следующих компонентов: целевой, деятельностный ( организационная, профилактическая, просветительская, профориентационная, развивающая, консультативная, управляющая) .Ведущую идею можно сформулировать следующим образом:" организация системы психолого-педагогической поддержки развития субъектов образовательного процесса является действенным механизмом развития ОУ и обеспечит доступность, качество и социальную результативность образования обучающихся и профессиональный рост педагогов при эффективном использовании ресурсов ОУ и социокультурной среды территории».
Под педагогической поддержкой мы понимаем превентивную и оперативную помощь в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением ребенка в обучении. Поддержать учащегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую. Организуя психолого-педагогическую поддержку учащихся, творческая группа педагогов нашей школ ,разработали способ фиксации результатов. Это наглядная форма, которая служит ориентиром для учащихся и показателем их развития для педагога и родителей - «Карта индивидуального развития личности». В содержании Карты индивидуального развития личности отражаем состав качеств, психологических педагогических медицинских и социальных характеристик, которые планируется диагностировать; исходный уровень развития данных качеств: желаемый уровень развития, т.е. цели и ориентиры; изменения в развитии этих качеств в процессе работы. Каждый член службы психолого-педагогического сопровождения фиксирует результаты диагностики в карте индивидуального развития и по итогам года вносятся корректировки.
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс развития учащихся последовательным и обоснованным. Результатом педагогического руководства становится готовность учащегося к успешному развитию и обучению.
Служба психолого-педагогической поддержки успешно работает в нашей школе с 2009 года. Мы предлагаем педагогическому сообществу модель функционирования службы психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.
 
Модель функционирования службы психолого-педагогической поддержки
 
Цель службы ППП- создание комфортных условий для развития индивидуальности субъектов ОП.
Задачи службы ППП
Дошкольное образование:
 диагностика и коррекция нарушений в развитии;
  поддержка самореализации в творчестве.
формирование готовности ребенка к школе.
Начальная школа:
 обеспечение адаптации обучающихся к школе;
 поддержка самостоятельности и самоорганизации;
 формирование мотивации к учению;
 поддержка формирования базовых социальных навыков, самореализации в творчестве;
 профилактика эмоционального напряжения;
формирование готовности к обучению в основной школе учащихся 4 классов.
 
Основная школа:
 адаптация к новым условиям обучения
 поддержка в решении задач личностного самоопределения и профессиональном самоопределении;
 помощь в формировании базовых социальных компетентностей;
 помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика эмоционального напряжения, девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа:
 помощь в профильной ориентации;
 формирование психосоциальной компетентности;
 профилактика эмоционального напряжения, девиантного поведения, наркозависимости;
поддержка обучающихся в процессе подготовки и проведения ЕГЭ.
 
ПЕДАГОГИ:
 профилактика эмоционального напряжения;
 предотвращение угрозы нервных срывов и конфликтов;
  самореализации в творчестве;
поддержка профессионального становления педагога.
 
 
РОДИТЕЛИ:
 профилактика эмоционального напряжения;
 предотвращение конфликтов;
просвещение в области педагогики и психологии.
 
Деятельность - диагностическая, организационная, аналитическая, проективная, творческая, профилактическая, просветительная, профориентационная, развивающая, консультативная.Ключевые формы деятельности,
ПМПК, ПМПк, психологические тренинги, социальное проектирование, психолого-педагогический всеобуч, по профилактике эмоциональных срывов у учащихся, родителей, педагогов, НОУ, консультации, групповая работа, целевые творческие программы, научно-практические конференции.
Субъекты деятельности:
Обучающиеся, родители, педагоги, администрация ОУ, социальные партнеры.
Отношения-сотрудничества и взаимопомощи, интегрирующие субъектов в единую общность.
Среда, осваиваемая детьми, педагогами, родителями.
 
Управление - государственно-общественное, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в некую целостность.
Ожидаемый результат
 Создание комфортных условий для развития субъектов ОП;
 Эффективная система поддержки развития субъектов ОП;
 Позитивная динамика жизнедеятельности ОУ:
 Сформированность воспитательного коллектива ОУ;
 Включенности в воспитательный процесс детей, родителей, педагогов, социальных партнеров;
 Удовлетворенности ОУ детей, родителей, педагогов, социальных. партнеров;
 Включенности обучающихся в систему дополнительного образования;
 Сформированность социального статуса обучающихся, уровня воспитанности;
 Рейтинг школы в районных, областных, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
 Снижение проявлений эмоциональных срывов детей, педагогов и родителей;
 Снижение проявлений девиантного поведения обучающихся;
Обобщение и распространение опыта создание системы ППП субъектов ОП в ОУ
Структура системы ППП включает:
ЦЕЛЬ- создание комфортных условий для развития индивидуальности субъектов ОП.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, обеспечивающая реализацию целей:
организационная;
диагностическая;
профилактическая;
просветительская;
профориентационная;
коррекционная;
консультационная.
СУБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ее организующие и в ней участвующие:
обучающиеся, родители, администрация ОУ, педагоги, социальные партнеры;
ОТНОШЕНИЯ сотрудничества и взаимопомощи, интегрирующие субъектов в единую общность;
СРЕДА, осваиваемая субъектами ОП, 
 
УПРАВЛЕНИЕ, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в некую целостность.
Руководство службой ППП осуществляет директор ОУ во взаимодействии с органами общественного управления ( попечительский совет, родительский комитет, педагогический совет, Совет старшеклассников) и в тесном сотрудничестве с субъектами социокультурной среды территории ОУ.
Р.Ф. Василиу
Учитель-дефектолог МБОУ «Гатчинская СОШ №11»