Конспект урока Тема Анализ главы «Кукла». Урок добра и гуманизма


Урок литературы по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". 5-й класс
Цель урока: Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким
Задачи урока:
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Оборудование: выставка рисунков “Я рисую счастье, “Толковый словарь” Ожегова.
…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.
В.Короленко
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: 
- косвенное побуждение ( «Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»).
-просьба улыбнуться друг другу.
II. Работа по теме урок
Разгадайте кроссворд по содержанию повести в парах. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, являющееся темой урока и которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям. (Слайд 1)
1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
2.Должность отца Васи. (Судья.)
3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)
Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.
-Так отгадали кроссворд?
-Ребят, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( о гуманизме в повести)
Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре.
Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства.
Постановка цели.
-Что значит любить человека?
-А ответить на вопрос должны на основании чего?
Подберите синонимы к этому слову ( слайд)
Сочувствие.
Сострадание.
Доброта.
-От каких слов первоначально произошли данные слова?
(найдите словообразовательную пару слов: чувствовать- сочувствовать, страдать- сострадать)
-Как вы понимаете значение слова
« страдать»? (испытывать боль)
-Кто из героев в повести Короленко страдает?
(Маруся, Влек, Тыбурций)
Запишите ответ в тетрадь полным предложением.
-В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-? (вместе)
-А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася)
Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно?
Запишите в тетрадь.
Еще один синоним доброта
Слайд Работа с пословицами
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.
Всякий хлопочет - себе добра хочет
Выберите пословицу о добре, которая подходит к теме нашей повести и запишите ее в тетрадь (самостоятельно)
Проверка с объяснением
-Ребята, есть еще один синоним: милосердие
-Прочтите определение, которое дал этому слову Толстой? Согласны ли вы с ним?
Милое сердце
Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в не осуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.
Л.Н.Толстой
-Что общего между понятиями? ( их объединяет то, что это чувства человека, основанные на любви к человеку)
Физкультминутка.
Работа со словарем.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
3. Групповая работа «Отгадай героя»
4. Работа с текстом. Эвристическая беседа.
Работа с текстом.
- Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30
- Выделите в тексте повести слова, характеризующие подземелье.
Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…, две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…
- Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?
Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень (серый, жесткий, холодный…)
- Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?
(Называют «голод», «холод», «боль», «страх», «ужас», «безжалостность», «черствость», «равнодушие», «жестокость», «бесчувствие», «несправедливость».) - записать на синем листе - Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.
3. Работа с текстом. Стр.32-33
- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?
(Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли») - Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)-Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)
- Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?
(Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».) - Работа на красных листочках
В результате работы учащихся
«Серый камень» Человеческое сердце
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.Символ жестоких, несправедливых законов общества Закон совести
ВЫВОД
Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.
-Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. Это очень актуально в связи с последними событиями в Украине.
7.Творческая работа - составление синквейнов.
-Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн 1 в. –Вася Маруся – 2 в.
Одинокий, добрый Грустная, маленькая
Помогает, поддерживает, страдаетГолодает, болеет, угасает
Приносит куклу для МарусиСерый камень высасывает жизнь
МилосердиеБедность
8. -Ребята, а приходилось ли вам проявлять участие в жизни других? Расскажите об этом.
9. Физкультминутка.
Игра “Поймай хлопок”
Учитель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Будьте внимательны! Вы должны хлопнуть в ладоши одновременно со мной, поймать мой хлопок.
(учитель и учащиеся хлопают в ладоши, пока не получится одновременного коллективного хлопка)
Когда у нас получился одновременный хлопок? Когда мы достигли полного взаимопонимания друг с другом.
Так и герои нашего произведения не были счастливы в родном доме, т.к. у них не было взаимопонимания, не было дружеского, внимательного отношения друг к другу. Они живут по отдельности, каждый для себя. Ребята, какие еще картинки нам нужно поместить на доску?
(выбираются картинки: “Взаимопонимание”, “Любовь”, “Ласка” и прикрепляются на доску).6. Создание “Картины счастья”.
Учитель: Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
-Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? (Прикрепите сердце)
-Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Прикрепите серый камень) Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, т.к. прикрепили сердечко…
Что сделает ее еще красивее?
Ответы детей.
Учитель: Да, мы забыли о солнышке, о голубом небе, о цветах, благодаря которым расцветала Маруся. Завершим с их помощью нашу картину.
Каждый ребенок прикрепляет к доске цветок, нарисованный им дома. Из цветов создается рамка картины.
6.Рефлексия.
-Так что же значит любить человека? (жертвовать чем-то для него, сострадать, сочувствовать) (жалеть человека, помогать ему в сложных обстоятельствах, поддерживать, сочувствовать)
III. Заключительная часть.
Учитель: Сейчас мы с вами создали коллективную картину СЧАСТЬЯ. А каждый из вас дома уже нарисовал свое собственное счастье. (Учитель комментирует рисунки детей, обращая внимание на то, что дети нарисовали маму, небо, солнце, цветы, друга).
Да, ребята, у вас каждого есть дом, семья, друзья. Вас любят родители. Они выслушают вас, попытаются понять вас, помогут. Подарят вам ласку и тепло. Значит, каждый из вас счастлив.
Любите! И цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть ее дорожеНа этой сказочной земле?
Закончить наш урок я хочу пожеланием каждому из вас, которое с самого начала уже было на нашей доске: “Будьте счастливы!”
А теперь дружно хором пожелаем друг другу: “Будьте счастливы!”
IV. Домашнее задание.
Учитель: Предлагаю Вам небольшое творческое задание: напишите свое размышление на тему “ Я счастлив, потому что …”

Задание: Отметьте номера правильных предложений 
(+) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.
(–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.
(+) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
(–) Вася и Валек впервые встретились в роще.
(–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.
(+) Маруся очень отличалась от Сони.
(+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
(–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее
(+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
(+) Маруся заболела осенью.
(–)Вася тайком взял куклу у Сони.
(+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.
VII. Рефлексия 
Я хочу подарить вам частичку своего сердца. (раздаю сердечки) Как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? Если да, то поднимите вверх свои подарки.
Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое
горе и перестал носиться со своим.
                                В.Г. Короленко.
   Итог урока.
- Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?
- Эти слова В. Короленко мало прочитать,  их нужно пропустить через себя, пережить вместе с героями все трагические моменты и стать добрее, милосерднее, внимательнее друг к другу. С этой задачей вы справились великолепно.