Рефлексивный отчет по коучингу на тему «Эффективное лидерство как условие повышения внутренней мотивации»


Рефлексивный отчет Хворовой О.Ю. сертифицированного учителя 1 уровня КГУ «Средняя школа №7 города Аксу» по коучингу «Эффективное лидерство как условие повышения внутренней мотивации». 27.03.2015г.
19050231140Сравнительно новая для нас тема. Предложила подготовить и провести коучинг Литкевич Татьяне Сергеевне – учитель математики, не имеет сертификата, но всегда присутствует при встречах и активно работает, входила в группу Lesson study.
Присутствовало 24 человека. По мнению лидеров лицея, их коллектив не любит коучинги, с трудом собирается. Поэтому, 8 человек присутствующих гостей – знак доверия нашему коллективу. Мы были в гостях в начале февраля.
С самого начала сложилась благоприятная атмосфера. Коуч приветствовала участников и попросила прикрепить стикеры с пожеланиями в «корзину ожиданий». Затем частники встали в круг и, соединив руки друг с другом большими пальцами, проговорили: «Желаем успеха большого всегда и везде, здравствуйте!».
85725130810В корзине ожиданий оказались пожелания:
- освежить знания о лидерстве в обучении;
- создание коллаборативной среды;
- научиться различать, правильно определять лидера в группе, классе, коллективе, узнать, каким он должен быть;
- «Могу быть лидером, часто бываю лидером, но почему-то иногда боюсь и не всегда хочу»;
- как развить в себе лидерские качества;
- пополнить знания, научиться применять в своей работе;
- получение информации и работа в группе на практике;
- какими правилами руководствоваться лидеру;
- получить дополнительную информацию по теме коучинга для совершенствования своей деятельности и для повышения внутренней мотивации;
- хорошего настроения, полных эмоций, научиться чему-нибудь;
- в итоге понять, что такое лидерство и, развивая лидерские способности, как применять на уроке.
Диагностика лидерских качеств участников коучинга была проведена в интерактивной форме. Мини-тренинг «Ехали цыгане» помог выделить лидеров, познакомиться «хозяевам» и «гостям», способствовал осознанию собственного места в коллективе каждому участнику. Поначалу настороженно отнеслись к идее выйти в рекреацию, но в итоге с большим воодушевлением были построены «цыганские повозки». По окончании игры, все встали в круг, по очереди представились и высказали свое мнение по поводу такого распределения ролей, и на какое место они сами претендуют. В основном роли совпали, но были и неожиданности.


Деление на группы состоялось по пазлам соответствующей тематики.
Выход на тему также прошел очень удачно при обсуждении ролика «Тележка»: Хотите повести за собой других – начинайте с себя.
Первое задание выполнили в срок. Были представлены кластеры.
1 группа – «Лидер», «лидерство» - это…
2 группа – стили лидерства по Козлову.
3 группа - «Что мешает учителю быть эффективным лидером?» (типы активности).
4 группа - Качества эффективного лидера. («Железная рука умного человека в бархатной перчатке»). Функции лидера?


Динамическую паузу снова проводили в рекреации (учащиеся на каникулах, школа – в нашем распоряжении). Коуч: сейчас мы сыграем в «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым «локомотивом», вторым и т.д. Условие проведения: Одновременно будут двигаться несколько «паровозиков». Тем, кто будет «локомотивом», важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой «вагончики», которые будут с закрытыми глазами. Задача для каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива». Последний раз: «локомотив» тоже закрывает глаза и начинает движение. После игры обсуждение: Ваши ощущения, когда вы были «локомотивом», «вагончиком»?  Что было сложно?  В какой роли больше понравилось, почему?

Не оказалось ни одного равнодушного, всем хотелось высказаться. Больше всего эмоций вызвало движение с закрытыми глазами всего «паровоза» во главе со слепым «машинистом». Шайфулина С.А. говорила о том, чтот ей никогда не было страшно, было просто весело, потому что обсудили, в какою сторону двигаться. Общий вывод – в хорошей команде ничего не страшно, а без «локомотива» плохо…
Второе задание. Инсценировки стилей лидерства, их влияние на уровень мотивации прошли с успехом. Каждый стиль четко прорисовывался, безошибочно определялся каждой группой. На вопрос: Как можно мотивировать учителей взять на себя больше функций и /или роль лидера? – последовали ответы:
- наличие четкой цели, контроль с учетом интересов команды, соратников, материальное поощрение;
- поощрение, рост карьеры, стимул, цель;
- создание условий, ситуация успеха, материальная заинтересованность¸ мобильность и т.п.
Как можно мотивировать учеников взять на себя больше функций и /или роль лидера?
- наличие четкой задачи с выходом на перспективы, учет индивидуальных особенностей, поощрение, доверие.
-поощрение, распределение обязанностей по желанию, поддержка со стороны учителя;
- создание ситуации успеха, поощрение, искусственно созданная ситуация и т.п.

Задание 3. Диагностика лидерских качеств. Самая «молодая» концепция лидерства: лидерство на основе модели эмоционального интеллекта, была разработана Д. Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980–90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.  Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.   4 основных вопроса:
Осознаете ли вы в любой момент времени, какие эмоции вы испытываете и почему?
6% - слабо; 44% - средне; 50% - хорошо осознают.
Понимаете ли вы, какие эмоции испытывают окружающие люди и почему?
6% - слабо; 31% - средне; 56% - выше среднего; 6% - хорошо понимают.
Не теряете ли вы самообладание в критических ситуациях?
13% - теряют; 65% - в средней степени; 22% - относительно хорошо оценивают свое самообладание; 0% - хорошо оценивают.
Способны ли вы своими словами и действиями осознанно оказывать влияние на окружающих?
6% - слабо; 19% - ниже среднего; 65% - средне оценивают; 25% - выше среднего; 13% - относительно высоко оценивают свои способности оказывать влияние на окружающих.
Были предложены интернет-ресурсы, где можно определить свой EQ, тренинги  на развитие лидерских качеств личности: http://www.gohappy.ru/test/12 
Рефлексивная часть коучинга состояла из методики «Шесть шляп» Де Боно.


«Две звезды и пожелание»:
- много: спасибо за урок, очень понравилось, много взяла себе, буду применять на практике;
- Спасибо, молодцы, дерзайте;
- быть лидером, позитивность, обмен опытом через встречи;
- больше творчества, успехов, больше таких встреч;
- позитив, открытость, почаще встречаться;
- хорошая организация, четко продуманы этапы, молодец коуч, можно идти на курсы…
- творчески, актуально, не останавливаться на достигнутом, быть лидерами;
- положительные эмоции от такого общения, новые знания; желаю творческих успехов организаторам;
- отличный материал, положительный настрой, почаще встречаться;
- хорошая организация, интересные и полезные задания; стимулируйте;
- хорошая организация, мотивация к совершенствованию, успехов!
- получила удовольствие от общения с коллегами из другой школы, познала новое: типы лидерства, игры, которые можно проводить с детьми; уверенность.
Считаю коучинг «Эффективное лидерство как условие повышения внутренней мотивации» одним из наиболее продуманных, эмоциональных, позитивных и эффективных из прошедших в нашем сообществе. Высокая оцека гостей из лицея для одаренных детей соответствует нашему внутреннему ощущению после мероприятия.
Закончить хочется словами группы с зеленой шляпой: «Не бойся лидером быть, иди смелей вперед - в конце пути твою команду успех и слава ждут».