Проектирование индивидуального маршрута на уроке как способ развития творческих способностей и одаренности младших школьников


АНО ОО Школа "Ирида"
_____________________________________________________________________________
Проектирование индивидуального маршрута на уроке как способ развития творческих способностей и одаренности младших школьников
Выполнила:
Учитель изобразительного искусства
Чистая Оксана Игоревна
г. Москва, 2015 г.
Российское общество и образование ставят перед школой вопрос о необходимости сменить идеологию коллективизма на личностно-ориентированное образование.
В “Рабочей Концепции одарённости” говорится, что: “Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества”.
Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Цель индивидуальных образовательных маршрутов:
обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии.
Задачи:
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить роль самостоятельной творческой исследовательской работы педагога и учащегося;
обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал.
Индивидуальный образовательный  маршрут рассматривается как образовательно-формирующий, коррекционно-развивающий, диагностический путь, направление движения  учащегося. Проектируя индивидуальную образовательную траекторию, педагог включает обучающихся как активных субъектов обучения и воспитания в создаваемые им ситуации смыслопоисковой деятельности, целеполагания, коммуникации и совместной деятельности, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации.
Этапы разработки индивидуального маршрута
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут
должен действовать примерно по такой схеме:
Диагностика: Распределение учеников на дифференцированные группы с помощью различных методик диагностики познавательного интереса, готовности к уроку или эмоционального состояния
Создание смыслопоисковой ситуации: Создание педагогом смыслопоисковой ситуации и постановка через нее индивидуально значимых и социально значимых целей
Проработка содержания: Самостоятельное конструирование содержания образования, решение дифференцированных заданий, предоставление обучающимся права выбора уровня сложности задания
Эмоциональная разрядка и коррекция деятельности: Рефлексия эмоционального состояния обучающихся на уроке с помощью интеграции здоровьесберегающих технологий и активных методов оценки деятельности на уроке (например, посредством технологии формирующего оценивания)
Рефлексия и оценка результатов деятельности на уроке: Комплексная рефлексия образовательного события, включающая в себя рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности каждого обучающегося на уроке
По сути своей все эти этапы могут быть реализованы в рамках одного урока. Таким образом, от проектирования ИОМ на весь период обучения приходим к педагогической технологии, которую вполне успешно можем реализовать на каком-то одном уроке (или в ходе цикла уроков).
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту должна включать:
особенности развития ребенка;
описание способностей и потенциальных возможностей учащегося;
особенности организации образовательного процесса;
ожидаемые результаты;
критерии результативности;
формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса.
В индивидуальном маршруте необходимо:
предложить подборку заданий определенной сложности (повышенной или упрощенной)
в зависимости от особенностей развития детей и их возможностей;
представить тематику исследовательских или творческих проектов.
Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим.
Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
- умение поставить учебно-познавательные проблемы;
- стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
- поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях, которая создается путем выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).
При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы «Я = Я». Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание, разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения», предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.
При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.
Творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.
В линии поведения учащихся младших классов творческий стиль может проявляться в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке творческой деятельности и деятельности товарищей.
В современной школе проблеме формирования у ученика потребностей к индивидуальному и коллективному труду, осознанию последствий своих поступков, отношения к собственному здоровью, отказу от агрессивного поведения по мнению педагогов, уделяется недостаточно внимания.
Для обогащения опыта младших школьников и разработана технология «Принципы и методы направленных сопряженных воздействий». В основу данной технологии легли концептуальные особенности систем известных специалистов в области теории и методики спортивной тренировки (В. М. Дьячков, В. К. Бальсевич):
- принцип конвекции (использование творческих возможностей);
- принцип гармоничности развития личности обучающегося (освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, мобилизационных, коммуникативных ценностей физической и спортивной культуры);
- принцип активного формирования здоровья (своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка):
-своевременное формирование компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков;
-обязательное соответствие тренирующих и воспитывающих воздействий ритма возрастного развития;
- принцип накопления потенциала социальной активности (процесс накопления ценностей физической и спортивной культуры);
- создание моделей единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.
- принцип свободы выбора.
Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых движений является обратная связь. Важно отметить, что для учителя наличие обратной связи позволяет оценить не только успехи ученика, но собственную педагогическую эффективность. Весь процесс обучения мы строим через совместную деятельность: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа, учитель – группа, взаимное обучение. Эти формы организации учебной деятельности помогают сформировать и развить у младшего школьника определенные психологические качества и формы поведения (умение общаться друг с другом, помощь в выполнении задания, индивидуальная ответственность и т. д.).
Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предметам. Соотношение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в малых группах выливается в представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Под рефлексивными действиями будем понимать:
- готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
- умения обретать новый смысл и ценности;
- умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
- умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С.Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С.Гафитулиным, Т.А.Сидорчук).
Шкала "Фантазия" включает пять показателей:
- новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));- убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
-гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
- художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
- субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровень используемого метода.
Для определения уровня творческого мышления можно использовать методику С.И. Гин. Во избежание односторонней, субъективной оценки креативности учащихся нужно применять психологические и педагогические методики диагностирования в комплексе. Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П.Торренса, Е.Туник.
Творческие задания в начальной школе
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
- формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Занятие «ЭТО Я»
Занятие по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста, предлагаемое доктором психологических наук Евгенией Яковлевой.
Цель Создание каждым учеником автопортрета.
Материал Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.
Ход занятия
Учитель. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?
Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.
Учитель. Да, когда человек сам себя рисует (принятие).
Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета.
Учитель. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).
Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому Учитель может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле».
В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).
Может быть и так, что Учитель не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет».
Учитель. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?
Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.
Учитель. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет
Ответы детей: это был бы просто портрет.
Учитель. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?
Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.
Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур.
Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.
Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы.
Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят).
После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную.
Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают.
Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. Учитель должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:
— Ты, оказывается, любишь джинсы!
— О, тебе идут свитера!
— Какой прекрасный костюм принцессы!
Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в зеркало.) При этом Учитель обязательно напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».
После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит. По ходу этого рассказа Учитель осуществляет безусловную поддержку и принятие.
Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме.
Эта реакция ребенка тоже принимается: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился».
При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.
А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о "выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса". Технология проектирования ИОМ на уроке позволяет создать в классе климат высоких ожиданий, когда учитель точно знает и открыто демонстрирует своим ученикам, что каждый из них может достичь высоких результатов, позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.
Литература
1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
7. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
8. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
9. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
10. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-71.
11. Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 53-55.