Построение индивидуального образовательного маршрута педагога, как средство повышения качества образования.


Набиева Р. Р.
Выступление
на заседании педагогического совета
МКОУ ООШ с.Угузево

октябрь 2015 года
Построение индивидуального образовательного маршрута педагога, как средство повышения качества образования.
«Качество и результат» - эти два понятия сегодня становятся ведущими критериями деятельности современной образовательной организации. «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», - утверждал английский писатель Р.Киплинг. С эти трудно не согласиться, но современная педагогическая наука ещё не определила сущность термина «качества образования», а его оценка является одной из сложнейших проблем российской педагогики.
Каждый субъект образовательного процесса (учитель, обучающийся, родители и др.) заинтересован в обеспечении качества образования. Эксперты Международного института планирования образования (МИПО) считают, что качество образования это многоаспектовое явление, включающее в себя: качество преподавания, качество педагогических кадров, качество материально – технической базы, качество учащихся, качество управления и качество исследований.
Система качества образования в образовательной организации синтезируется из следующих качеств:
Качество целей;
Качество условий;
Качество учебного процесса;
Качество конечного результата.
Перевод основных требований развития образовательного учреждения в реальное школьное пространство осуществляет прежде всего, учитель Именно поэтому сегодня нужен учитель, который работает не в рамках рецептурной педагогики, а в рамках концептуальной педагогики. Потребность школы в новом учителе – учителе, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; которые не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., поскольку владеет навыками профессиональной управленческой деятельности. Эта потребность четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты образовательной политики сегодня.
Доступность, качество образования, эффективность начинается, несомненно, с «учителя нового качества».
Именно учитель и его система профессиональных компетентностей есть та инновационная область, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего образовательного пространства школы и в том числе, качестве образования.
В этой связи хочется остановиться на уроке как основной форме обучения, являющейся важным фактором качестве образования.
Многочисленные исследования и наблюдения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков:
Увлечение планированием без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока, противопоставление творчества и программно – методической дисциплины;
Слабое знание личности школьника и классных коллективов, и как следствие, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференцированности в обучении, отсутствие направленной работы по ликвидации пробелов в знаниях;
Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования;
Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;
Перегруженность содержания учебного материала;
Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;
Бедность арсенала выбора методов обучения, односторонне увлечение то одним, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;
Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы;
Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающую познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации.
При этом важно отметить, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.
Успешная реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых ФГОС НОО и ООО второго поколения, реализация комплекса мер по модернизации общего образования всецело зависят от подготовки  педагогических кадров, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала.
Школе необходимы «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа). Именно такие учителя реально смогут реализовать новые требования к образованию.
Деятельность учителя в Едином квалификационном справочнике представлена такими процессами, как: осуществление, использование, планирование, соблюдение, внесение, выполнение и т. д. Когда слышишь это перечень, то не может не возникнуть мысль о том, кто всему научит, сформирует компетенции учителя. Решение проблемы возможно только при выполнении системной работы с учителем, предполагающее построение системы самообследования, организации внутришкольной системы повышения квалификации, активизации самообразования.
В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности.
Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации, которые могли бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы повышения квалификации учителей на школьном уровне, что будет способствовать вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.
Цель: создание модели непрерывного внутришкольного повышения квалификации педагогов для эффективного достижения предметных и метапредметных результатов в условиях введения ФГОС.
Задачи инновационного проекта:
1. Oбеспечить перехoд от периoдического пoвышения квалификации педагoгических кадрoв к их непрерывному oбразoванию через сoздание мoдели внутришкoльнoй системы пoвышения квалификации.2. Фoрмировать нoвые oбразoвательные пoтребнoсти педагoгов, пoбуждающие к рабoте над дoстижением нoвого качества oбразoвания в сooтветствии с требoваниями ФГOС и рынка труда, поиску новых путей и форм повышения педагогической квалификации, созданию конкурентоспособного образовательного учреждения в окружающем социуме.
3. Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности уровня профессионального мастерства каждого учителя; выявить изменения в их педагогической деятельности и влияние этих изменений на уровень успеваемости, качества знаний
учащихся.
4. Разработать методические рекомендации для образовательных организаций по внедрению модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров.
Список литературы
Панферова Н.Н.: Управление в системе образования. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 От качества образования - к качеству жизни. - Старый Оскол: ТНТ, 2014
Науч. ред. И.В. Усольцева: Интеллект: динамические, структурные и индивидуальные факторы, влияющие на процесс обучения. - М.: Современная гуманитарная академия, 2013
Рубин Ю.Б.: Современное образование: качество, стандарты, инструменты. - М.: Маркет ДС, 2009сост. Г.Е. Бацюн, Л.С. Стацура: Качество профессионального образования: моделирование, обеспечение, управление. - М.: Образовательная инициатива, 2014
Болотов В.А.: Система оценки качества образования. - М.: Логос, 2013
Бурая Л.В.: Теоретические основы творческой самореализации учителя в исследовательской деятельности. - Белгород-Минск: ИП Остащенко А.А., 2012