Конспект урока на тему энциклопедия одного слова.


Тема урока "Энциклопедия одного слова"
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.
Задачи:
Познакомить с технологией проектной деятельности на этапе повторения материала по теме “Лексика”.
Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности; развитию критического мышления, устной и письменной речи; привитию навыков работы со словарями, само – и взаимопроверки.
Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Оборудование: магнитофон, пакеты с заданиями, проектор, компьютер, словари
С. Ожегова, словари синонимов и антонимов, сборники стихов.
Ход занятия
I. Организационный момент
НУ, проверьте-ка, друзья, ВСЁ ль на месте, Всё ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, Только лишь оценку “5”. Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.
– Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”. У вас была возможность расширить знания по теме. На уроках мы узнали много нового и интересного. Мы с вами стали намного грамотнее.
Наша работа пройдет по такому плану:
 
1.Подготовка к работе над проектом (сбор и систематизация материала)
2.Работа над проектом в группе ( создать таблицу/схему, раскрывающую тему, подобрать 2-3 примера их текста ( прозаического или поэтического), оформить)
3.Защита проекта ( выступление)
4.Рефлексия (размышление о своем внутреннем состоянии на разных этапах работы над проектом)
5.Выставление оценок
II. Работа над проектом
– Тема нашего урока “Энциклопедия одного слова”. Мы поработаем над проектом и составим 4 статьи в энциклопедический словарь.
Для этого нам нужно поделиться на 3 группы.
Прежде чем перейти к работе давайте вспомним правила работы в группе:
Говорите по очереди, не перебивая друг друга;
Когда скажешь свое мнение, предложение, спроси остальных: «Вы согласны?»
Если то, что говорят не совсем понятно, обязательно переспроси.
Следующий говорящий дополняет предыдущего (не повторяясь)
Высказывается обязательно каждый.
В каждой группе нам нужно выбрать:
– энциклопедиста (защищает проект),
– архивариуса (работает со словарём , находит значение слова),
– лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова),
– этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами),
– искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),
– лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово),
– переводчика (переводит слово на языки мира).
– Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит статью в энциклопедический словарь, который будет называться “Семья”
Первая группа готовит энциклопедию слова любовь
Вторая группа готовит энциклопедию слова женщина
Третья группа готовит энциклопедию слова счастье
Ребята для успешного выполнения исследования используют план – своеобразные «шаги»:1.     Слово… и его лексическое значение (лексические) значение (значения) (в толковом словаре)2.     История происхождения слова(в этимологическом словаре)3.     Слово… и «слова родственники» (однокоренные)4.     Слово… и его «друзья-синонимы»5.     Слово… и его «враги-антонимы»6.     Слово… во фразеологических оборотах7.     Слово… и слова (сочетания) – рифмы8.     Слово… в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; загадках;9.     В скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях
– В результате у нас должен получиться такой проект. Пример проекта “Энциклопедия слова  багряный ” (в презентации). (Учитель показывает пример проекта и рассказывает о доме в презентации).
– А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта даю 15 минут.
(Под музыку выполняют проект).
III. Защита проекта
– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось и составьте небольшую статью с вашими словами.
– Слово предоставляется энциклопедистам.
– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ ”– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЖЕНЩИНА”
– А что нам скажет третья творческая группа, которая составляла энциклопедию слова СЧАСТЬЕ.
– Спасибо творческим группам
IV. Этап рефлексии.
– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 4 статьи в энциклопедический словарь “Семья”. Семья – это дом, счастье в нём, а счастье невозможно без женщины и любви. И как сказал Максим Горький: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”
– В нашем энциклопедическом словаре уже имеются 4 слова: дом, счастье, любовь и женщина
– А какие слова ещё могли бы пополнить наш энциклопедический словарь “Семья”?
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
Поделитесь своими мыслями и чувствами.
– Дома каждый из вас поработает над своим проектом и составит статью в наш энциклопедический словарь.
– Спасибо за внимание.