Урок русского языка в 6 классе на тему Энциклопедия одного слова


Тема урока "Энциклопедия одного слова"
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.
Задачи:
Познакомить с технологией проектной деятельности на этапе повторения материала по теме “Лексика”.
Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности; развитию критического мышления, устной и письменной речи; привитию навыков работы со словарями, само – и взаимопроверки.
Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Оборудование: пакеты с заданиями, проектор, компьютер, словари
С. Ожегова, словари синонимов и антонимов, сборники стихов.
Ход занятия
I. Организационный момент
НУ, проверьте-ка, друзья, ВСЁ ль на месте, Всё ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, Только лишь оценку “5”. Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.
Уважаемые учителя! Я приглашаю вас присоединиться к нашей работе.
Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”. У вас была возможность расширить знания по теме. На уроках мы узнали много нового и интересного. Мы с вами стали намного грамотнее.
Какова цель нашего урока?
Цель урока – повторить и обобщить знания по теме «Лексика» через создание проекта.
Тема нашего урока – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. (Слайд 2,3) Мы поработаем над проектом и составим 4 статьи в энциклопедический словарь.
Давайте вспомним, что такое словарная статья ?
(Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и акцентологические (в необходимых случаях также орфоэпические) характеристики слова. Словарная статья сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны.
Энциклопедия - В переводе с греческого корни слова энциклопедия (enkyklios paideia) означают «общее образование». - это справочное издание, содержащее информацию по всем отраслям знания или освещающее отдельную отрасль.
Нам необходимо собрать как можно больше сведений о слове. Для работы мы разделились на группы.
Наша работа пройдет по такому плану (слайд 4)
 
1.Подготовка к работе над проектом (сбор и систематизация материала)
2.Работа над проектом в группе ( создать таблицу/схему, раскрывающую тему, подобрать 2-3 примера их текста ( прозаического или поэтического), оформить)
3.Защита проекта ( выступление)
4. Самооценка
5.Рефлексия (размышление о своем внутреннем состоянии на разных этапах работы над проектом)
В каждой группе нам нужно выбрать следующих специалистов ( слайд 5)
– энциклопедиста (защищает проект),
– архивариуса (работает со словарём , находит значение слова),
– лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова),
– этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами),
– искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),
– лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово),
– переводчика (переводит слово на языки мира).
Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит статью в энциклопедический словарь, который будет называться “Семья”
Первая группа готовит энциклопедию слова любовь
Вторая группа готовит энциклопедию слова женщина
Третья группа готовит энциклопедию слова счастье
Четвертая группа готовит энциклопедию слова дом.
Что нам необходимо, чтобы работы прошла плодотворно и успешно?
план
Ребята для успешного выполнения исследования используют план – своеобразные «шаги» (слайд 6):1.     Слово… и его лексическое значение (лексические) значение (значения) (в толковом словаре)2.     История происхождения слова(в этимологическом словаре)3.     Слово… и «слова родственники» (однокоренные)4.     Слово… и его «друзья-синонимы»5.     Слово… и его «враги-антонимы»6.     Слово… во фразеологических оборотах7.     Слово… и слова (сочетания) – рифмы8.     Слово… в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; загадках;9.     В скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях
В результате у нас должен получиться такой проект.
Пример проекта “Энциклопедия слова  Родина ” (в презентации). (Учитель показывает пример проекта и рассказывает о Родине в презентации).
А задумывались ли вы, ребята, о происхождении, строении, значении слова “Родина”? Сегодня я вам предлагаю познакомиться с биографией этого слова.
Лексическое значение слова родина.
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого – чего - нибудь, возникновения чего – нибудь.
Этимологическое значение слова.
Что такое этимология? Каким словарем мы будем пользоваться?
- Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная. Мы будем пользоваться этимологическим словарем.
Родина – (общеслав). Суффиксальное производное от “род”. Исходное значение – “семья”, далее – “место рождения” ( еще у Пушкина) и “ отчизна, отечество” ( с Державина).
 Однокоренные слова.
Род, родители, родной, рождение, рождаемость, рождество, прародина, родич, сородич, безродный, родоначальник, родословная, родинка, благородный.(ученики записывают в тетрадь).
Синонимы и антонимы к слову родина.
- Родная страна (или земля); отечество, отчизна.
Отчий край, край отцов(высок); родная сторона (или сторонка) (народно-поэтич.); родные палестины.
Слово родина во фразеологических оборотах - это устойчивые сочетания слов.
- Фразеологизмов со словом родина на обнаружено. Есть только с родственными словами.
Родиться в сорочке(рубашке) – быть счастливым, удачливым во всем.
Син. Родиться под счастливой звездой. От народного поверья: если младенец родился в плодной облочке – “ в сорочке”( “в рубашке”) – это значит, у него будет счастливая жизнь.
Слово родина в текстах художественной литературы.
Начнем с устного народного творчества.
Пословицы и поговорки о родине.
Дома все споро, а вчуже житье хуже.
Своя ноша не тянет, свой дым глаза не ест.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Теперь перейдем к художественной литературе. Творчество многих поэтов и писателей связано с темой родины. Нам даже не хватит времени, чтобы их перечислить, поэтому мы остановимся только на одном из них.
Я вам предлагаю отрывок из произведения Федора Александровича Абрамова “ Родное гнездо”.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом, дымилась старая, еще отцом битая печь.
Для Абрамова понятие Родины связано со многими словами и выражениями, этот писатель не одинок в своей любви к Родине. Трепетные слова, связанные с этим понятием, находим у Лермонтова, Есенина, Блока.
II.РАБОТА НАД ПОЕКТОМ В ГРУППЕ.
– А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта даю 15 минут.
(Под музыку выполняют проект).
III. ЗАЩИТА ПРОЕКТА
– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось и составьте небольшую статью с вашими словами.
– Слово предоставляется энциклопедистам.
– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ ”– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЖЕНЩИНА”
– А что нам скажет третья творческая группа, которая составляла энциклопедию слова СЧАСТЬЕ.
А что нам скажет четвертая творческая группа, которая составляла энциклопедию слова ЛЮБОВЬ.
– Спасибо творческим группам
– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 4 статьи в энциклопедический словарь “Семья”. Семья – это дом, счастье в нём, а счастье невозможно без женщины и любви. И как сказал Максим Горький: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”
В нашем энциклопедическом словаре уже имеются 4 слова: дом, счастье, любовь и женщина
Самооценка – Вы отлично поработали, как всегда, каждый оцените свою работу. – все получилось, все понятно.
– нужно еще потрудиться, есть вопросы.
– испытывали затруднения на каждом этапе урока.
Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии.
- Какую задачу ставили перед собой?
- Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- Какие умения помогли создать проект?
Домашнее задание.
– Дома каждый из вас поработает над своим проектом и составит статью в энциклопедический словарь с любым словом.
– Спасибо за внимание.