СтатьяРоль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения


Тема: Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
( слайд 1)
Ворфоломеева Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ Казановская СОШ
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.      Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкованным, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители, сколько функций одновременно ему приходится выполнять.
Основные идеи
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. 
Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя
(Слайд 2) ФГОС – конвенциональная норма организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность учащихся – обязательная часть образовательного процесса. Учет запроса и удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности учащихся.
(Слайд 3) Актуальность опыта. В 2012 году я стала классным руководителем 1 класса, обучающегося по УМК «Гармония».
Цель нашего образовательного учреждения МОУ Казановская СОШ перекликается с одним из положений стратегии – инициативы “Наша новая школа” – опережающее развитие, изучение того, что пригодится в будущем. То есть, учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Учитывая это, классный руководитель ОУ выстраивает свою систему работы. Эта работа ведётся по нескольким направлениям (слайд 4)
Воспитание физической культуры и здорового образа жизни;
Развитие интеллектуальной одарённости;
Воспитание нравственной культуры;
Воспитание эстетической культуры;
Моей главной воспитательной целью(слайд 5), как классного руководителя стало: создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь, в школе, его место для самовыражения и самореализации.  Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, поэтому и работа классного руководителя стала другой.
Цели опыта
Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода классного руководителя в воспитательной работе.
Проблема определила цель работы (слайд 6): организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе, отвечающие ФГОС НОО.
(Слайд 7) Назначение классного руководителя- обеспечить индивидуальное развитие школьника.
Как классный руководитель коллектива, развивающегося в соответствии с ФГОС НОО, в основу своей работы я положила следующие принципы (слайд 8)
-ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);
- системно–деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)
Воспитательную работу планировала, руководствуясь следующими ожидаемыми результатами (опираясь на метапредметные результаты):
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- активное отношение (активность)  к деятельности,
- уважительное отношение к  другому человеку,
- позитивный опыт участия в школьном самоуправлении,
- школьная мотивация,
- ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,
- умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора,
- опыт здорового и безопасного образа жизни.
-умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.
Для решения поставленных задач хотелось бы перечислить с кем приходится взаимодействовать мне, как классному руководителю, осуществляя свои должностные обязанности. Классный руководитель должен максимально изучить каждую детскую личность, чтобы в дальнейшем максимально эффективно использовать это при работе с классом, воспитании. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив.
(слайд 9-Модель организации деятельности)
1.Ученическое самоуправление (слайд 10); Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни. Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
2.Учителя-предметники,администрация школы (слайд 11)
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками . Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
3. Социальный педагог (слайд 12)
Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся
4.Детская общественная организация «Путешествие в страну Знаний»(слайд 13)
5.Учащиеся классного коллектива (слайд 14)
Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.Ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Приучают учащихся быть активным участником в общественной жизни класса, школы, города, района. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, сопереживание всех всем.
6. Работа с родителями (слайд 15,16)
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями  направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Знание особенностей отношений между членами семьи учащихся позволяет увидеть причины многих проблем учащихся.
7.Медицинский работник (слайд 17)
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения
8. Библиотекарь школы и библиотекарь Дома Культуры(слайд 18)
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения. Особенно широко это сотрудничество осуществляется в начальной школе. В среднем звене к сожалению оно сводится к контролю за обеспечением учебниками
9.Сотрудничество с музеями, Домом Культуры с Казаново, спортивным клубом «Атлет»(слайд 19) Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
10.Работники пищеблока
Даже с работниками школьной столовой необходимо сотрудничать. И это не только заказ и оплата питания учащихся, но и порой необходимость индивидуального подхода в питании.
11.Правоохранительные органы
Классному руководителю также приходится сотрудничать и с представителями правоохранительных органов, как в целях профилактики правонарушений, так и к сожалению при решении уже сложившихся непростых ситуаций.
12.Кроме того, классный руководитель хорошо должен знать инфраструктуру своего села, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Для этого ему необходимо сотрудничать с представителями культурных объектов (музеи, Дом Культуры, предприятия села)
13.Технология создания портфолио учащихся(портфеля достижений),портфолио класса
Портфолио материалов дает представление о степени достижения обучающимися определенных результатов. Как правило, для создания портфолио в своей работе использую файловую папку (обычная или архивная).Одним из направлений деятельности классного руководителя является участие во всероссийских и международных конкурсах. Результаты детей в форме сертификатов, грамот и дипломов внесены в портфолио учащихся. (В подтверждение этому я принесла портфолио ребят, где видны явные результаты).
Особое место в деятельности может занимать проект «Электронный дневник». Классным руководителям, можно рекомендовать провести входное анкетирование, для получения согласия родителей на размещение личных данных в Электронном дневнике. После подключения к проекту учителей-предметников и введения, данных родители получают возможность отследить успеваемость учащихся самостоятельно. Каждый пользователь Дневника (родитель, учитель, ученик) имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы. При данной организации работы с классом будут достигнуты следующие результаты: активность учащихся; “слабые” ученики почувствуют уверенность в своих силах; “сильные” ученики станут ощущать необходимость и пользу в помощи товарищу; умение взять ответственность на себя; доброжелательное отношение друг к другу.
Талантливый педагог, прирожденный лидер, верный детям и искренне их любящий может работать классным руководителем, непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений своих учеников, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. (Слайды 20-27)
Закончить своё выступление я хотела такими словами:.     Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.
(Слайд 28) Успехов вам в вашем нелегком труде…
Спасибо за внимание!!!