Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению математики.


Роль дифференцированного подхода в развитии познавательной способности учащихся с ОВР на уроках математики.
Залётова Надежда Фёдоровна, учитель нач. классов. ГКОУ ЛО «Всеволожская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». Работа над задачей остаётся одним из важнейших аспектов обучения математике в начальной школе VIII вида, когда закладываются основы знаний, является движущим фактором в общем развитии учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной трудовой деятельности.
Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда.
Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий.
Особенно длительным и трудоёмким является процесс обучения решению задач, и улучшение процесса обучения в значительной мере зависит от изыскания психологических и методических возможностей, которые сделают доступным для учащихся усвоение умения решать задачи при меньшей затрате времени и с большей эффективностью.
У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает наглядно-образное мышление. Научить решать задачи по представлению, т.е. пользуясь мысленной моделью трудно, а в классе всегда есть дети, которые не могут это делать. Поэтому использую наглядность (предметы, картинки), а за тем более абстрактные её варианты ( кружки, квадраты). Использование конкретно – воспринимаемой наглядности помогает осмыслить ситуацию. Однако использование предметного моделирования имеет смысл только на первых порах обучения решению задач, для этого использую на уроках математики ИТК.
101663585344042975607585940053125585451000 При формировании умения записывать кратко простую задачу использую опоры – таблицы, выполненные по принципу тренажёров. Весь дидактический материал демонстрируется через компьютер с проектором. Каждая таблица представляет определённый вид задач: нахождение суммы или одного из слагаемых
4297560262370003248878172849013689238972200I - Было -
53125521475000
42975604500100II - Стало -
83733819128200нахождение остатка, уменьшаемого или вычитаемого
02508250083818725192600 Было -
83818731237600 -
Осталось -
76784830940900увеличение или уменьшение числа на несколько единиц
I -
76784822568700
II - ? на
76784823212100на разностное сравнение чисел
I -
17456151993900076784823792100 б
1746192-216700II - на ? м


Тренажёры, интерактивные задания очень удобны во время объяснения нового материала, закрепления и т.д. Использование тренажёров приучает детей правильно оформлять задачи (постоянно видят образец), даёт возможность при работе у доски составлять краткую запись задачи (недостающее главное слово на первых порах записываю сама, по возможности подбирая слово, составляющее из изученных букв), помогает учиться различать задачи по их существенным признакам. Наряду с демонстрационными таблицами дети используют такие же индивидуальные, что позволяет включать в работу всех учащихся.
При работе над задачей использую и другой вид дифференцированной помощи – чертёж или исследовательскую деятельность. Этот метод является действительным средством поиска решения задачи. Кроме того подробное обоснование учеником своих действий при построении схемы способствует развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументированно излагать свои мысли. Работу над конкретной задачей строю по следующему плану: 1. Чтение текста.
2. Изображение схематического рисунка. После этого, опираясь на чертёж, провожу работу по тексту:
- Что известно в задаче?
- Покажите данные и искомые величины на чертеже.
- Что нужно найти?
После записи решения слабые учащиеся ещё раз повторят задачу:
- Что нашли?
- Как нашли?


Данный чертёж выносится на проектор при помощи компьютера. Использование ИКТ даёт возможность совместного наблюдения и размышления над поиском решения задач.

п/п Схематический чертёж Пример задачи
1 1812490786650 _______а______________
?
_______б______________ У Кати на полке 7 книг, в портфеле на 5 меньше.
Сколько книг всего у Кати?
2 2285676792110 _______а______________
?
_______б______________________
с На ёлку повесили 7 красных шаров, а синих на3 больше. Сколько всего шаров повесили на ёлку?
3 а б
____________________________
с ?Саша принёс 6 морковок, а Оля 4 морковки.
8 морковок они отдали кроликам. Сколько
морковок осталось?
4 а б с
____________________________
? На школьном дворе убирали снег 9 школьников, к ним на помощь подошли ещё
3 мальчика, а потом ещё 2 девочки. Сколько
всего ребят убирали снег?
5 а
____________________________
б с ?В куске было 15 м ткани. Одному покупателю продали 5 м, а другому 4 м. Сколько м ткани осталось в куске?
Большую активность проявляют дети, когда урок проходит в игровой форме. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А.С.Макаренко. Например, учащимся предлагаю самостоятельную работу в форме игры «кто полетит в космос?» Она демонстрируется на проектор. Каждый ученик получает карточку с заданием. Задача у всех одна. Но в карточках предлагаю разную степень помощи учащимся в зависимости от уровня их подготовленности.
Например, хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составить по ней выражение:
Карточка 1.
Цена Количество Стоимость
1 поток 7м ?, на 18р. больше
Одинак.
2 поток 5м ? Составь задачу по краткой записи и реши её выражением.

Карточка 2.
Цена Количество Стоимость
1 поток 7м ?, на 18р. больше
Одинак.
2 поток 5м ? Решение
774243151001) 7м - 5м = (м)
825398222340054404422234002) 18р. : = (р)
Карточку 2 даю слабоуспевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить её решение.
Многие игры и упражнения строю на материале различных трудностей . Это даёт мне осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре с разным уровнем знаний.
Цель игры объясняю: тот кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя победителем. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся увлечённые игрой, не заметно для себя приобретают определённые знания.
Обучение решению задач требует от учителя творческого отношения. И как не согласиться со словами Ш.А.Амоношвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».