Разработка урока по черчению на тему ЧЕРТЕЖИ И РАЗВЕРТКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ.


ЧЕРТЕЖИ И РАЗВЕРТКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ. УРОК 2.
ЦЕЛИ:
- закрепить понятие геометрические  тела;
- читать  и  строить  их чертежи геометрических тел;
- способствовать  самостоятельному  изучению построению разверток геометрических тел;
- развивать  пространственные представления и  мышление, умение работать с  информационными источниками;
- воспитывать чувство времени, ответственности в  коллективе.
 ТИП  УРОКА: урок  изучения  нового  материала
МАТЕРИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  модели геометрических тел, таблицы- задания, учебники, чертежные принадлежности, ножницы, чертежная бумага.МЕТОДЫ  ПРОВЕДЕНИЯ:    беседа, выполнение  чертежей геометрических тел и разверток, моделирование.
ЛИТЕРАТУРА: « Черчение»  Ботвинников А.Д.,Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
ХОД  УРОКА
1.Организационная  часть. ( 0,5  мин.)
Очень правильно, очень мудро,
Да  не будет помехой лень,
Утром  говорить всем: «Доброе … ( утро)»,
Ну а  днем говорить: «Добрый..( день)».
Просмотр готовности учащихся  к  уроку.
2. Сообщение темы урока ( 0,5 мин.)
ТЕМА  УРОКА: «ЧЕРТЕЖИ И РАЗВЕРТКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ» (Слайд 1)
На прошлом уроке мы рассмотрели некоторые геометрические тела, научились строить их чертежи и развертки. Давайте вспомним, что такое геометрическое тело? Какие геометрические тела бывают?
(Слайд 2)
3. Изучение  нового  материала (15 мин)
Сегодня на уроке мы познакомимся с телами вращения и закрепим старый материал.
Цилиндр – это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
(Слайды 3, 4)
Рассмотрим проекции цилиндра. Главный вид имеет форму прямоугольника с размерами высоты и диаметра основания, вид сверху имеет форму окружности с размером диаметра, вид слева имеет форму прямоугольника с размерами высоты и диаметра основания.
(Слайд 5)
Рассмотрим развертку цилиндра. Она состоит из трех частей – боковой поверхности и верхнего и нижнего оснований. Боковая поверхность – прямоугольник с размерами высоты и длины, которая высчитывается по формуле С=πd. Нижнее и верхнее основания – окружности с размерами диаметра d.
(Слайд 6)
Конус – это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг своей оси, проходящей через один из его катетов.
(Слайды 7, 8)
Рассмотрим проекции конуса. Главный вид имеет форму треугольника с размерами высоты и диаметра основания, вид сверху имеет форму окружности с размером диаметра, вид слева имеет форму треугольника с размерами высоты и диаметра основания.
(Слайд 9)
Рассмотрим развертку конуса. Она состоит из боковой поверхности – сектор R+ образующей конуса, угол α подсчитывается по формуле α =360º*d/2R
(Слайд 10)
Сфера (шар) – геометрическое тело, образованное вращением половины окружности вокруг оси, проходящей через его диаметр.
(Слайды 11, 12)
Рассмотрим проекции сферы. Главный вид имеет форму окружности с размером диаметра, вид сверху имеет форму окружности с размером диаметра, вид слева имеет форму окружности с размером диаметра. Используя условный знак диаметра можно сократить количество изображений до одного с надписью сфера.
(Слайд 13)
Рассмотрим развертку сферы. Если сферу разрезать на одинаковые части и затем их склеить, то получится развертка сферы. В школьном курсе черчения мы не изучаем развертку сферы.
Практическая работа. (18 мин)
Сейчас вам предстоит выполнить развертки различных геометрических тел. Вы разделены на 4 группы. В каждой группе к концу урока должно быть – куб, четырехугольная призма, треугольная призма, четырехугольная пирамида, цилиндр, конус. На ваших столах лежат схемы выполнения разверток и размеры геометрических тел. Приступайте к работе.
Подведение итогов. (3 мин)
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Добились ли вы поставленных целей? Все ли успели выполнить работу?
Домашнее задание.
§16.