Использование развивающих минуток на уроках письма и развития речи в старших классах коррекционной школе VIII вида


Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида
Развивающие минутки в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках чтения, письма и развития речи актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально-волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться. В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это так называемые развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока.
Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.
1.     Разминки-хитринки.
Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.
Варианты заданий.
·        Игра «Третий лишний».
-Определите, какое слово лишнее: на кроват…, из морковк..., в тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки).
·        Игра «Вспоминай-ка!».
-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ?  Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида задуматься, найти ответ и удивиться.
Например, к теме «Имена числительные»:
         -Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте его.
5ь – 20ь, 30ь
5ь0 – 8ь0
5ь00 – 9ь00
         -Какие слова зашифрованы в ребусах?
Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.
-Попробуйте сами придумать подобн2. Разговорная минутка.
Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока.
Например:
-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?
-Почему на перемене плакал маленький Артём? Что вы сделали, чтобы
3. Поэтическая минутка.
Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.
Варианты применения.
·        Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова «Дачники» (5-ый класс) можно дополнить слушанием стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».
·     На этапе закрепления темы «Изменение имён существительных по падежам» (5-ый класс) было бы уместно послушать стихотворение-шутку Г.Граубина «Ленительный падеж».
Без сомнения, стихотворения должны быть заранее выучены учителем наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у учителя сохранялась возможность улавливать малейшие эмоциональные  реакции учащихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом можно предложить детям ответить на некоторые вопросы.
Например, к стихотворению Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге» вопросы могут быть следующими:
         -Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?
         -Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?
-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?
А к стихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут быть такими:
         -Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?
         -Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?
         -А какие бы названия падежей придумали бы вы?
4.     Эмоциональная зарядка.
Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся. Учитель дирижирует произносительным оркестром, дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).
Образцы высказываний.
o   Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках  умелых оно в состоянии совершать чудеса!
                   (И.Тургенев)
o   Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.
(К.Станиславский)
o   Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.
                                                                                     (К.Паустовский)
o   Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.                                     
(А.Толстой)
o   Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
                                     (Н.Гоголь)
o   Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
                            (К.Паустовский)
5. Двигательная минутка.
         Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.
Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.
По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.
6.     Музыкальная встреча.
На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида мы широко используем образцы классической музыки (произведения, Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в свои возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом.
Варианты применения.
·        При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.
·        К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
·        А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.
·        При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц.
7.     Минутка прикладного творчества.
Это включение в урок чтения, письма и развития речи элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.
Варианты заданий.
1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).
2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).
3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.
4.Рисование музыки.
o    Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).
-Какое время года изображает музыка?
-Придумайте для неё название.
-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.
o   «Утро» (Э.Григ).
-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.
-Какую часть суток изобразил Э.Григ в своей музыкальной композиции?
o   «Марш Черномора» (М.Глинка).
-Представьте себе колдуна Черномора.
-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы.
-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?
5.Обрывная аппликация.
Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.
6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов.
Задания:
 -Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина…
Итак, развивающие минутки являются действенным средством совершенствования памяти, внимания, речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики старшеклассников с нарушениями интеллекта, способствуют реализации принципа коммуникативной направленности в обучении, повышению речевой мотивации, формируют чувство языка и опираются на него. Развивающие минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала, повышают познавательную активность учащихся на уроках чтения, письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида, пробуждают их интерес к русскому языку и служат более успешной реализации коррекционных целей обучения.