«Использование информационных технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9






«Использование информационных технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»



Составитель: Кузнецова Ж.В.,
учитель письма и развития речи













Мысковский городской округ, 2015г.
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc323420107"14Введение 13 PAGEREF _Toc323420107 \h 1431515
13LINK \l "_Toc323420108"14Глава 1. Теоретические основы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья 13 PAGEREF _Toc323420108 \h 1461515
13LINK \l "_Toc323420109"141.1. Характеристика речевого развития детей с ОВЗ 13 PAGEREF _Toc323420109 \h 1461515
1.2. Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении.
13LINK \l "_Toc323420110"14Глава 2. Методические рекомендации по использованию 15
13LINK \l "_Toc323420111"14компьютерных технологий на уроках письма и развития речи 13 PAGEREF _Toc323420111 \h 14201515
13LINK \l "_Toc323420112"142.1. Использование информационных технологий на уроках письма и развития речи 13 PAGEREF _Toc323420112 \h 14201515
13LINK \l "_Toc323420113"142.2. Использование тестовой технологии 13 PAGEREF _Toc323420113 \h 14321515
13LINK \l "_Toc323420114"14Заключение 13 PAGEREF _Toc323420114 \h 14501515
13LINK \l "_Toc323420115"14Литература 13 PAGEREF _Toc323420115 \h 14521515
15











Введение
Современные уроки трудно представить себе без использования информационно – коммуникационных технологий. Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи.  Электронные презентации, видеоролики, компьютерные программы и игры в сочетании с традиционными методами обучения в моей практике стали представлять собой единый программно – методический комплекс, способствующий эффективной коррекционной работе по  обучению чтению, письму  и развитию связной речи детей с ограниченными возможностями развития.
С изобретением компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью информационных технологий.
Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, ученики участвуют в дистанционных конкурсах, администрация ведёт управление – и всё это с использованием компьютерной техники и разного программного обеспечения. Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Для обучающихся коррекционных школ VIII вида это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века.
Поскольку мы говорим об обучающихся коррекционной школы, следует учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с ОВЗ. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого–педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно–образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка [15].
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии детей с нарушением интеллекта.
Компьютерные средства представляют для учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.
Целью исследования является выявление особенностей использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить специальную литературу по особенностям развития связной письменной речи у детей с нарушением интеллекта;
проанализировать психолого–педагогическую литературу по вопросу использования информационных технологий в коррекционных школах;
раскрыть общую характеристику использования компьютерных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида;
проанализировать компьютерные программы (тренажёры, игры, диски) предлагаемые для обучения детей с нарушением интеллекта.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с нарушением интеллекта
Характеристика речевого развития детей с нарушением интеллекта
Развитие речи детей с нарушением интеллекта – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия» [9].
От того, насколько будет сформирована речь детей с нарушением интеллекта, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально–трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.
Среди учащихся вспомогательной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. По данным М.А. Савченко, Р.А. Юровой, Р. И. Лалаевой, около 65% учеников 1–го класса имеют различные формы нарушений звукопроизношения, ко 2–му классу число таких детей снижается до 60%, а к 3–му классу – до 30%. Эти цифры свидетельствуют не только о распространенности дефектов произношения, но и об их стойкости, о затруднениях в овладении звуковым составом слова [7]. Нарушение звукопроизношения может проявляться по–разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп (свистящие, шипящие, аффрикаты, звуки [р] и [л], смешением звонких и глухих, мягких и твердых согласных), нарушением слоговой структуры слов.
По степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи обучающихся коррекционной школы можно разделить на несколько групп. В первую группу входят дети с неточным произношением отдельных звуков (так называемая фонетическая дислалия). Им свойственны такие недостатки, как боковой, межзубный сигматизм, горловой или одноударный звук [р] боковой [л]. При относительной сохранности фонематического слуха дети данной группы не испытывают особых затруднений в овладении грамотой, поскольку подобные звуковые замены не имеют сходства с фонемами русского языка и не смешиваются с ними.
Вторую группу составляют дети с фонетико–фонематическими нарушениями мономорфного или полиморфного характера (функциональная и механическая дислалия, дизартрия и др.). В основе возникновения данных нарушений лежат дефекты восприятия звуков речи, трудности с их дифференциацией, некоординированность движений артикуляционного аппарата. Такие учащиеся с трудом осваивают навыки чтения, допускают специфические ошибки в письме. Положение осложняется, если у детей есть дефекты периферической части анализаторов (недостатки слуха, артикуляционного аппарата). Они испытывают значительные трудности при овладении навыками чтения и письма на протяжении всего процесса обучения. Именно эта группа детей составляет большую часть учащихся с нарушенным произношением.
В третью группу входят дети, страдающие заиканием. В специальной (коррекционной) школе таких обучающихся немного. И если заикание не сопровождается другими речевыми расстройствами, дети, как правило, успешно овладевают учебными навыками.
К четвертой группе относятся дети с нарушениями речи алалического характера. Их речевое развитие находится на уровне лепета и характеризуется почти полным отсутствием морфологических средств для выражения лексических и грамматических значений. Дети этой группы не справляются с учебным материалом и занимаются или по индивидуальным программам, или в специальных классах школы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Серьезные недостатки наблюдаются у детей с нарушением интеллекта в лексике. В литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия (беспокойный, грозный, белизна), они не знакомы с названиями многих видовых (дуб, береза, клен) и родовых понятий (растение, инструмент), хотя и те и другие обозначают конкретные предметы. Незнание большого круга слов разной степени обобщенности делает речь детей малоконкретной и вместе с тем недостаточно обобщенной. Отдельные грамматические категории совсем не употребляются детьми с нарушением интеллекта или составляют в их словаре минимальный процент. К таковым относятся причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги, подчинительные союзы и др.
Не менее распространенными недостатками лексической стороны речи учащихся являются неправильное понимание слов и неточное их использование. Здесь можно выделить такие ошибки, как чрезмерное расширение значения слова. Учащиеся называют одним словом разные предметы, имеющие внешние черты сходства (жук – это комар, паук, муравей, кузнечик). Чаще всего такому замещению подлежат близкие по смыслу слова (шапка – это и шляпа, и фуражка, и кепка, и панама). Словом–знаменателем при этом является название предмета, наиболее часто встречающегося в жизни ребенка. Смешение слов, а отсюда их неточное употребление могут возникать также на основе фонетического сходства. Нарушение звукового анализа и синтеза, неумение мысленно воспроизводить последовательность звуков препятствуют различению слов, являющихся фонетическими паронимами. Учащиеся смешивают слова бузина – бусинка, батон – бутон и т.п.
Одновременно с таким расширенным употреблением слов встречаются ошибки противоположного характера, когда ученик использует слово для названия только одного предмета из группы однородных. В этом случае слова теряют обобщающую функцию, приобретая сходство в значении с именем собственным (сквер – это место возле их школы, дубрава – лес возле данной деревни).
Еще одно специфическое качество лексики детей с нарушением интеллекта – патологическое различие между пассивным и активным словарем. Значительная разница между теми словами, которые ребенок знает, и теми, которые употребляет в речи, – это проявление низкого уровня развития его мышления. Небольшой по объему активный словарь детей с нарушением интеллекта отражает примитивность их желаний, отсутствие знаний для более точного описания увиденных признаков, действий, отношений между людьми, предметами, явлениями.
Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. К наиболее серьезным, часто встречающимся недостаткам можно отнести следующие.
Малая распространенность предложений. Дети пользуются простыми, короткими конструкциями, употребляя в качестве второстепенных членов названия конкретного объекта, на который переходит действие, или орудия, с помощью которого действуют (купили книгу, режут ножом), лица, на которое направлено действие (дать брату), места действия (в школе, дома). Значительно реже второстепенные члены могут выражаться наречием, указывающим на время и образ действия (поздно, вечером, быстро, медленно), качественным прилагательным для характеристики признака предмета (красный, сладкий, круглый) и в единичных случаях – относительным прилагательным (песчаный, заводской), сочетанием существительного с предлогом для выражения причины и цели действия (по болезни, за книгами).
Пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы. Предложения, которые употребляют дети с нарушением интеллекта, часто характеризуются аморфностью структуры, а нередко и искажением смысла высказывания в целом (Когда мама пришла, мы обедать. Мальчик кормит молока).
Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение. Проведенное А.К.Аксеновой исследование свидетельствует, что количество сложных предложений в речи школьников 3–го класса равно 2–5%. Этот процент увеличивается к восьмому году обучения до 12–30, но в той и другой возрастных группах большая часть сложных предложений отражает сочинительные связи с союзом «и». Перечисление событий и явлений может быть передано и бессоюзным предложением. При этом остается значительным и в 8–м классе число предложений, построенных неверно (У мальчика есть кошка Мурка поймала мышку. Наступила осень а дети собирают яблоки. Мне Сережа нравится. Потому что он веселый) [2].
Нарушение связи слов в предложении. Чаще всего эти ошибки проявляются при согласовании подлежащего и сказуемого, существительного и прилагательного (Марина нарвала красные ягода. Кошка поймал мышку), в неправильном использовании предложного и беспредложного управления (Вдруг кошка поймала мышку в чулан. Она лакала молока). Особенно часто ошибки возникают в предложном управлении в связи с опусканием предлога или неверным его употреблением (Тетрадипол ожили портфель).
Нарушение порядка слов: неоправданные инверсии, разрыв словосочетаний (Мальчик домой пошел. Зеленая появилась трава).
Следует отметить, что специфика речи детей с нарушением интеллекта объясняется не только бедностью впечатлений (а отсюда недостаточным запасом слов, расплывчатостью их значений) и затруднениями в понимании связей между предметами и явлениями, но и отсутствием подлинных мотивов речи. Очень часто ребенок ограничивает свои ответы короткими «да», «нет» или строит их в виде нераспространенных предложений. В то же время дополнительные приемы стимулируют ученика к более подробным высказываниям, помогают значительно улучшить его речь.
Говоря об особенностях речевого развития детей с нарушением интеллекта, нельзя не выделить группу учащихся, у которых на первый взгляд речь довольно богата с точки зрения как словарного состава, так и сложности конструкций. Однако при более тщательном ее исследовании оказывается, что все пространные высказывания ребенка являются не чем иным, как дословным воспроизведением речи окружающих, тогда как его самостоятельная речь страдает описанными выше недостатками (их можно наблюдать при пересказе прочитанной статьи, рассказывании по картинке и в других случаях) [13].
Характеризуя состояние связной речи детей с нарушением интеллекта, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи развития появляется еще в дошкольном возрасте, дети с нарушением интеллекта без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.
В процессе формирования связной речи у детей с нарушением интеллекта недостатки проявляются в содержании речи, ее структуре и грамматическом оформлении. Назовем характерные нарушения.
Отсутствие полноты и развернутости в высказывании (построение рассказа по типу ситуативной речи, фрагментарность изложения, пропуск частей рассказа, сокращение действующих лиц и мест действия).
Нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий (хаотичность излагаемой информации, неоднократное возвращение к ранее сказанному).
Искажение логической зависимости явлений (неправильное установление связей между лицами, явлениями, предметами, нечеткое, поверхностное понимание контекстных связей, неадекватное привлечение прошлого опыта, стереотипность концовки рассказа, не соответствующая общему смыслу передаваемых событий).
Отсутствие или неправильное использование языковых средств связи, при котором разрушается общая связность изложения мыслей. Этими средствами связи служат местоимения, наречия, межфразовые синонимы и др.
Обедненность речи, ее недостаточная выразительность (редкое использование образных средств языка, слов, обозначающих качества предметов или действий, однообразие и примитивность синтаксических структур).
Значительные нарушения наблюдаются у детей с нарушением интеллекта при использовании речи как регулятора поведения. Учащимся не всегда бывает доступно выполнение деятельности по чужой словесной инструкции, если последняя содержит несколько заданий, хотя каждое из них хорошо знакомо ученику и выполнялось им неоднократно. Дети могут не понять подобную инструкцию, забыть часть заданий, перепутать их последовательность. В результате они либо вообще не приступают к действию, либо, начав его, сбиваются на неправильный путь выполнения.
Еще более сложной для детей с нарушением интеллекта оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщениями. Учащиеся затрудняются без посторонней помощи сформулировать общее правило, которое явилось бы для них руководством к действию. Если же такое правило высказано (с помощью учителя или др.), оно все–таки недостаточно регулирует деятельность ребенка. Эту особенность умственного и речевого развития детей также надо учитывать в процессе их обучения в специальной школе, в частности на уроках русского языка.
Основная нагрузка в формировании речи детей с нарушением интеллекта приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения.
Таким образом, компьютерные технологии являются незаменимыми во время проведения занятий, так как дают возможность «оживить» урок, вызвать интерес к предметам. Поэтому мы считаем, что наиболее эффективным средством решения этой задачи будет использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с нарушением интеллекта.
Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80–х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Мультимедиа–системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и проведения урока с использованием ИКТ. Основная часть урока – это изложение материала по вопросам в сопровождении видеослайдов – фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, графики, диаграммы и пр.
Образовательные средства информационных компьютерных технологий можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам.
– средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
– средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
2. По функциям в организации образовательного процесса:
– информационно–обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
– поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
– электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно– и учебно–методические материалы);
– электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
– электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
– электронные и информационные ресурсы с аудио– и видеоинформацией (аудио– видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
– электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
– урочные;
– внеурочные.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
Применение информационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы мотивировано тем, что они:
позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
повышают интерес к урокам;
активизируют познавательную деятельность учащихся;
развивают творческий потенциал учащихся;
осовременивают урок.
Поскольку мы говорим об обучающихся вспомогательной школы, следует учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению. Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.
Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в коррекционной школе эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы.
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
Дети с нарушением интеллекта недостаточно четко воспринимают окружающее, они не выделяют существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщают, строят отвлечения. Они снижают момент обсуждения, стараясь действовать по привычке и т.д. Все эти черты, характеризующие детей с нарушением интеллекта, заставляют соответствующим образом строить и учебно–воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft PowerPoint, чаще всего используется при создании презентаций.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.
Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Рассмотрим конкретные примеры использования PowerPoint на уроках.
Современный урок чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов–иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Именно поэтому информационные компьютерные технологии наиболее полно отвечают требованиям современного коррекционного образования.
Глава 2. Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках русского языка
Использование информационных технологий на уроках русского языка
Учитель специальной (коррекционной) школы работает с учащимися, имеющими нарушение интеллекта, с учащимися, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников.
В нашей школе обучаются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Примеры применения дидактических средств на уроках русского языка рассмотрим на примере учащихся 6 класса.
В 6 классе обучаются 9 учащихся в возрасте 14-15 лет. Все учащиеся имеют легкую степень умственной отсталости.
По возможностям обучения учащихся 6 класса можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют ученики, наиболее успешно обучающиеся в классе (их 4 человек ). В ходе обучения они понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Все задания им, как правило, выполняются самостоятельно, но иногда нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия учащихся в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся недостаточно точны.
Ко второй группе, (3 человека), относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания.
К третьей группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне (2 человека). При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы.
Так же, по данным логопедической диагностики 8 учащиеся 6 класса имеют системное нарушение речи средней степени на фоне основного заболевания. Из них речевое заключение – дисграфия и дислексия имеют пять учащихся шестого класса.
Учащиеся не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме – дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе является необходимым условием эффективности коррекционно-развивающего обучения, позволяет проводить как фронтальную так и индивидуальную работу на уроке, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом.
Сегодня в школьной практике широко применяются информационные технологии. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются [14].
Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем русского языка, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая почти все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Многолетняя практика показывает, что применение компьютерных технологий на уроках является одним из условий эффективного развития письменной и устной речи учащихся с нарушением интеллекта. У детей с нарушением интеллекта, страдает речь, ослаблены память, внимание, мышление, отмечается неправильность произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом. Именно поэтому, коррекционное обучение (обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития связной выразительной речи) в первую очередь ложится на учителей русского языка.
Использование информационно–компьютерных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. В обучающих цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) могут быть использованы разнообразные формы наглядности: таблицы, схемы, опорные конспекты и так далее. Это демонстрация не только статичной информации, но и различных языковых явлений в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, которые позволяют воссоздавать реальную обстановку деятельности.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия для мотивации к изучению этого учебного предмета. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.
Использование компьютера как средства обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:
увеличивается скорость овладения учебным материалом;
наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью.
становится более качественным самоконтроль учащихся при решении учебных задач;
в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);
создаётся положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника.
Для многих учащихся 6 класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. Именно поэтому активно используются ИКТ-технологии. На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.
На уроках по обучению школьников русскому языку и чтению внедряем следующие мультимедийные дидактические средства.
Слайд представляет собой отдельный фрейм (окно), занимающий всю доступную площадь экрана, на которой размещаются учебный текст, графические, видео– и аудио–объекты, командные кнопки, предназначенные для организации интерактивного процесса между компьютером и учеником. Слайды используются мной на уроках русского языка и чтения для иллюстрации каких–либо теоретических сведений, положений, объяснения понятий и т.д.
Слайды могут использоваться на любых этапах урока. Путешествуя по слайдам ребята работают с интересом и увлечением. А в памяти у них остаются не только понятия, но и зрительные образы, которые помогают дальнейшему использованию полученных знаний в процессе обучения.
Видеовыдержки из словаря – это точные выдержки словарной статьи, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. В них раскрывается лексическое значение слова, дается анимированное изображение объекта, о котором идет речь. Изображение объекта может быть строго реалистическим и с элементами условности. Видеовыдержки из словаря имеют звуковое сопровождение.
Показ написания слова на экране позволяет проводить и словарно–орфографическую работу. Красочное оформление таких выдержек способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического образа. Видеовыдержки из словаря предлагаются вниманию учащихся, как правило, при объяснении нового материала.
Видеовыдержки из произведений художественной литературы – это цитаты, взятые из какого–нибудь текста. Они сопровождаются иллюстрациями из художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного текста. Видеовыдержки подбираются учителем в соответствии с изучаемыми темами, например, при знакомстве с признаками текста, структурными элементами текста, композицией основных типов текста и т.д. Они используются на любых этапах урока.
Видеовыдержки из произведений художественной литературы позволяют проводить исследовательскую работу по анализу текста, установлению содержательно–логических связей в тексте т.д.
Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются на уроках русского языка и чтения посредством умозаключений с использованием текстового материала, предъявляемого на экране компьютера. Видеозадачи решаются школьниками при объяснении учителем нового материала или организации работы над ошибками, а также в ходе обобщающего повторения. Эти задания выполняются с помощью программы Windows PowerPoint.
Например, учащимся дается задание «Собери из слов пословицы»: учитель предлагает учащимся набор слов (на мониторе они располагаются хаотично), а учащимся необходимо разместить их в порядке, чтобы получилось предложение. Выполнив задание в тетради, проверить можно на экране компьютера (правильный ответ).
Еще в качестве примера можно привести задание «Собери фразу», используя цвета светофора. Выполнение заданий с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Подобного рода задания позволяют развивать связную речь детей с ограниченными возможностями здоровья.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Видеокроссворды – это игры–задачи. Фигура, состоящая из квадратов для букв и представляющая собой перекрещивающиеся слова, выводится на экран компьютера или проецируется через мультимедийный проектор. Видеокроссворды составляются учителем для проверки знаний учащихся с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft РowerPoint и др. Они могут проецироваться на экран как для одновременной работы со всем классом, так и для индивидуальной работы с учащимися на персональных компьютерах.
Специфика видеокроссвордов состоит в том, что их учащиеся отгадывают за компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв. Если весь видеокроссворд решен верно, то на мониторе появится надпись «Молодец!», (если видеокроссворд решен неверно, то компьютер «попросит» ученика подумать еще.).
Кроссворды хорошо использовать при закреплении материала, например, при изучение темы «Имя числительное», которая, как мне кажется, является наиболее сложной. Дело в том, что, учащимся скучно и неинтересно писать и правильно произносить числительные. Ведь вряд ли кто из детей, окончив школу, станет писать прописью цифры и числа. Поэтому нужно подумать, как разнообразить довольно сложный материал этой темы.
Учащимся дается задание: «Образуй и впиши порядковые числительные в клетки кроссворда». Им нужно вспомнить на какой вопрос (какой?) отвечают порядковые числительные и вписать в клетки слова. Если числительные вписаны правильно, в конце они получают ответ, что это числительные порядковые.
Такая работа носит интерактивный характер, так как в поисках правильного ответа на поставленный вопрос осуществляется взаимодействие между учеником и компьютером.
Кроссворды и загадки, вводимые в урок, помогут активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Использование кроссвордов, загадок, различных занимательных заданий делают мультимединый урок более интересным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Много разных и интересных кроссвордов можно использовать на всех этапах уроках, после изучения любой темы, а также и на других уроках.
Видеотаблицы – это печатный видеоматериал, выводимый учителем непосредственно на экран компьютеpa, сгруппированный в виде нескольких столбцов, имеющих самостоятельные заголовки и отделенные друг от друга горизонтальными и вертикальными линиями.
Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала.
Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами и опорными схемами.
Динамическая таблица – это печатный материал, выводимый учителем непосредственно на экран компьютеpa. Динамические таблицы применяются учителем при изучении нового материала, закреплении знаний и т.д. Например, при повторении темы «Падежные окончания имен существительных 1 склонения» учащимся предлагается задание: заставить говорить молчащую таблицу, которая заполняется в ходе беседы, а на экране появляются записи в цвете. Это динамичная, подвижная таблица, поскольку следующая ее часть может заполняться только после заполнения предыдущей.
Таблица может помочь вспомнить учащимся трудные для запоминания орфографические правила. Например, она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе буквы «Е» или «И» в окончаниях существительных (рис. 2.1).

1 скл.
3 скл.

Р.п.
–ы, –и
–и

Д.п.
–е


П.п.



Рис. 2.1 Динамическая таблица
Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончания «–Е» или «–И»: склонение и падеж. Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик запоминает её уже потому, что зрительная память детей обычно неплохо развита. Для запоминания предлагается не формулировка правила, а предельно сжатая форма записи его.
Таблица будет также подсказкой при проверке знаний учащихся или при опросе «Проверь себя».
Ориентируясь на таблицу, школьники не только применяют свои знания при разборе конкретного слова, но и воспроизводят по памяти основные грамматические признаки.
Большое распространение получают так называемые таблицы–схемы. Очень удобно их использовать при опросе учащихся. Вывод таблицы на экран компьютера, облегчает работу учителя, и учащимся интересней с ней работать.
Все это облегчает восприятие и понимание материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать ее с помощью иллюстраций, подчеркиваний, цвета.
Видеопросмотры на уроках особенно важны для повышения общей культуры учащихся, обучения их «умному сопереживанию», формированию визуальной культуры. Они дают материал для дискуссий, различного рода сообщений, творческих работ, повышают мотивацию учащихся и активизируют их творчество.
В коррекционной школе такие занятия проводятся по многим учебным дисциплинам. В настоящее время нет комплекта учебных кино– или видеофильмов, разработанных специально для коррекционной школы VIII вида. Поэтому учителя пользуются учебными фильмами, созданными для учащихся общеобразовательных школ, научно–популярными фильмами отечественного и зарубежного производства, а также собственной видеопродукцией.
Использование информационных технологий позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование компьютера позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам с нарушением интеллекта в форме игры легко усвоить учебный материал. В результате чего в несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании, учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учётом санитарно–гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно. За компьютером дети находятся не более 20 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. В течение уроков проводятся физкультурные минутки, для снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
Уроки с применением ИКТ позволяют:
1) каждому ребенку работать в своем темпе;
2) вовлекать в работу всех детей без исключения;
3) увеличить объем учебного материала;
4) составлять ответы, дополнять предложения и т.д.;
5) значительно сокращать время на составление рассказа по картине;
6) поэтапно предъявлять учебный материал под постоянным контролем;
7) уменьшить количество речевых, орфографических, синтаксических ошибок.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно–образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
В заключение хочется привести высказывание Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит себя долго ждать.
Использование тестовой технологии
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Компьютер, конечно, не может заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе: ученик может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.
Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
При проведении самостоятельных и контрольных работ, тестов каждый ученик отвечает на задания самостоятельно и получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка: он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
В качестве текущего и промежуточного контроля на уроках русского языка я преимущественно использую тесты. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний – контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.
Сейчас в распоряжении учителя появилось много готовых учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе, рекомендованных Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ: образовательные программы на CD–дисках с тренажерами, тестами, тренировочными упражнениями, которые могут быть использованы при проведении уроков. К таким программам относятся:
электронный учебник по русскому языку – позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию «мозгового штурма» (использование тестов–тренажеров разных уровней сложности). Тренажер содержит задания нескольких уровней сложности, что позволяет организовать дифференцированную работу по решению тестов;
электронные учебники по русскому языку Кирилла и Мефодия – дают учителю возможность работать с учениками в дифференцированной форме;
диски серии «Фраза» – обучающая программа;
«Репетитор» – для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками;
«1С: Репетитор. Русский язык»,
«Наставник – русский язык 2,3,4 класс» – учебная комплексная программа для проверки и корректировки личной грамотности. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме, ритме;
«Редактор» – правка деформированного текста (развитие орфографической и пунктуационной зоркости).
мультимедийная энциклопедия «Русская литература».
Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя, а для обучения детей с нарушением интеллекта имеющиеся программы мало приемлемы, так как большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям таких детей.
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами, учителю проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно–методические материалы: тесты, мультимедийные презентации, кроссворды. Создание собственных электронных пособий по русскому языку и чтению, позволяет подбирать и систематизировать наглядный и учебный материал в соответствии с программой по предмету.
Для входного, промежуточного, контрольного тестирования в своей работе я использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.
Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль – существенно повышают уровень обучения.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют не только повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время при опросе учащихся, но и помогают учителю повысить свою квалификацию.
Информация Всемирной сети – находка для учителей русского языка: здесь есть сайты, помогающие освоить современную методику преподавания предмета, быстро и качественно подготовиться к уроку, это и доступ к разнообразным видео– и аудиоматериалам, интересным компьютерным программам, современным справочным материалам (тесты, редкие учебные пособия, энциклопедии, словари).
Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на важных вопросах по теме, повторении и разъяснении непонятных положений. Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору и представлению полученной информации. Заметно возрастает интерес учащихся к выполнению заданий.
Тестовые задания могут быть использованы практически на каждом уроке для организации любого вида письменной работы, для индивидуальной и фронтальной работы в классе с целью быстрого контроля знаний учащихся.
Применение тестов позволяет активизировать деятельность учащихся, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.
Например, предложенное ученикам 6 класса тестовое задание «выбери правильный ответ» по теме «Имя существительное» было выполнено за 20 минут, с качеством знаний – 78% – это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе (таблица 2.1). Подобную работу в тетради учащиеся выполняют в течение 30 минут.
Таблица 2.1
Уровень обученности и качества знаний по русскому языку учащихся за 2013 – 2015 гг.

2013-2014
2014-2015


7 класс
6 класс

Уровень обученности (%)
100%
100%

Качество знаний (ср. %)
67%
78%

Средний балл
3,4
4,0




Рис. 2.2. Уровень обученности и качества знаний по русскому языку учащихся за 2013 – 2015 гг.

Из рисунка 2.2 мы видим положительную динамику уровня обученности и качества знаний учащихся: степень обученности учащихся составляет 100%, качество знаний возросло на 9% (с 67% в 2011г. до 78% в 2012), средняя отметка возросла с 3,7 до 4 балла.
По результатам диагностики письменных работ учащихся на начало учебного года выявлены значительные нарушения письменный речи у 90% учащихся класса. Наибольшее количество ошибок относится к нарушениям звукового анализа, так же часто встречаются аграмматизмы и ошибки на грамматические темы (безударные гласные, «ь» после шипящих).
Обучающая программа-тренажер «Фраза» используется для тренировки орфографических и пунктуационных навыков в 5-11-х классах. Материал распределен по классам и темам. Каждая тема содержит несколько вариантов по степени сложности. На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При правильных ответах машина выдает реплику «Молодец!» Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
В результате учащиеся лучше запоминают правила, что отражается при написании в течение года письменных работ (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Анализ письменных работ учащихся за 2013 – 2015 гг.

2010-2011
2011-2012


Начало года
Конец года
Начало года
Конец года


Всего учащихся
9
9
9
9

Оценки






5



1

4
6
8
7
6

3
3
1
2
2

2





Средний балл
3,67
3,89
3,78
3,89


Из таблицы 2.2 видно, что в результате систематической работы, проведенной в течение года, у учащихся наблюдается положительная динамика при написании письменных работ (рис. 2.3 и рис. 2.4).

Рис. 2.3. Анализ письменных работ учащихся за 2013 – 2014 гг.

Рис. 2.4. Анализ письменных работ учащихся за 2014 – 2015 гг.



Заключение
Главная цель учителя – это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что использование информационных технологий играет важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной) школе.
Во–первых, при изложении нового материала: визуализация знаний – демонстрационно–энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска.
Во–вторых, на этапе закрепления изученного материала – программы–тренажеры.
В–третьих, при контроле и проверке изученного – программы для тестирования и контроля.
В–четвертых, при самостоятельной работе учащихся – программы–репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы.
В–пятых, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе. Подготовка презентаций – это творческий процесс, результатом которого становятся электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету.




Литература
Аксенова А.К., Н.Г.Галунчикова Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М. «Просвещение», 2004 г.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:ВЛАДОС, 1999 г.
Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005 г.
Жукова Н.Н. «Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: «Просвещение», 1988 г.
Кудрина С.В. Организация учебных и внеклассных занятий в коррекционной школе. – Санкт–Петербург. Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2008, с. 97.
Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л.,1988 г.
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М. 1961.
Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М., 1956 г. – с.10.
Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.
Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993) // «Российская газета», № 54, 16.03.2011.
Учащиеся вспомогательной школы. – Под ред. Певзнер М.С., Лебединской. – М., 1979 г.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 8. – С. 251
ФГОУ ВПО «АмГПУ» Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи – г. Комсомольск–на–Амуре, 2009.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 14315






Диаграмма 5ћђ Заголовок 215