ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассматривается особенность организации коллективной художественно - творческой деятельности, та как, именно она создает условия для формирования всесторонне развитой личности. Коллективная художественно - творческая деятельность, повсеместно используется многими педагогами и несет в себе глубокую практическую и духовную ценность, позволяющей при правильно подобранных методических рекомендациях полностью раскрыть творческий потенциал учащегося, позволяет лучше пройти процесс адаптации в окружающем его мире, найти общий язык со сверстниками и близким людьми.
Ключевые слова: коллективной художественно - творческой деятельности, младший школьник, творческий потенциал.
Современный процесс обучения ознаменовал резким повышением интереса к коллективной художественно - творческой деятельности учащихся так как, именно эта деятельность в должной мере способствует достижению главной цели образования - формирование всесторонне развитой личности. Именно искусство, играет решающую роль в раскрытии внутреннего потенциала учащегося, позволяет лучше пройти процесс адаптации в окружающем его мире, найти общий язык со сверстниками и близким людьми. И.П. Иванов понимал под понятием коллективной художественно- творческой деятельности- такую организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе. Деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость окружающему миру.[1;7]. Коллективной художественно - творческая деятельность эта деятельность которую повсеместно используют учителя в образовательных учреждениях, она позволяет раскрыться учащимся, показать весь свой внутренний потенциал, а иногда наоборот создает в душе ребенка дисгармонию и препятствует формированию творческих способностей ребенка. Это противоречие создается из-за неправильной методической организации проведения коллективной художественно - творческой деятельности. Хотелось бы уделить особенностям организации коллективной художественно - творческой деятельности большее внимание. Рассматривать методику организации данной деятельности, мы будем именно на примере младшего школьного возраста, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным для восприятия различных педагогических воздействий. Урок изобразительного искусства для ребенка, это не просто урок, а урок особенный. Ведущая роль на этом уроке должна отводится учителю как наставнику, искусному оратору, способному завлечь ребенка в таинственный мир искусства. Учитель может объявить не о простом уроке, а например о уроке - пьесе, уроке-сказка, урок - путешествие и многое другое, что сможет погрузить ребенка всецело в творческий настрой. Немаловажно, образное оформление урока, это когда все сопутствующие параллели урока позволяют ребенку целостно воспринимать картинку и более точно сформировать замысел происходящего. Так как в младшем школьном возрасте еще и происходит становление коллектива, немаловажным будет, включение в каждый урок коллективного элемента, который позволит непросто порадоваться общему успеху, а создать особый доверительный микроклимат в классе. Именно этот коллективный элемент позволяет повысить общую культуру и воспитанность класса формирует умения сопереживать ценить творчество сверстников. В образовательных учреждениях используется несколько форм коллективной деятельности. Мы выбираем, классификацию форм, предложенную Т.С.Комаровой и А.И.Савенковой (совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая и совместно-индивидуальная) [2;38]. Это классификация очень удобна, так как, она позволяет разграничить деятельность учащихся, при коллективной работе на малые и большие группы. Остановимся, более подробно на каждой форме работы.
1 . Совместно-последовательная форма, используется в школе крайне редко, в силу большего количества времени, затраченного на проведение данной формы работы. Этот вид работы предполагает, что сначала ребенок создает какой-то конкретный элемент, который является частью общего задания, когда каждый последующий участник создает по одному элементу. Эту форму, учителя используют только в том случае, когда конечный результат не требует большое количество разнообразных сложных элементов, несущих в себе определённую творческую нагрузку.
2. Совместно-взаимодействующая форма, которую редко выбирают педагоги имеющие мало опыта работы в школе, так как, она требует определенного педагогического мастерства от учителя, и учеников уже прошедших этап сплочения коллектива. Суть этой работы сводится к тому, что учащиеся выполняют совместное творчество, одновременно на одном большом листе. Учителю необходимо, заранее до начала проведения этой работы, четко рассчитать количество участников, а также огласить правила, при совместной работе и цель данной работы. Необходимо, обратить внимание педагогу на каждую работу и обязательно заканчивать демонстрацией выставки работы,для того чтобы, учащиеся увидели оценку своих творческих усилий.
3. Совместно-индивидуальнаяформа. Данная форма работы является одной из самых приемлемых на начальной ступени обучения. При такой работе, учителю крайне важно, объяснить учащимся, что каждый рисунок станет элементом общего творческого коллажа, и поэтому учащимся необходимо продемонстрировать все свои способности, так как результат и успех работы зависит от каждого. Педагогу необходимо уделить внимание каждой работе.
Триумфальность любой формы работы может завесить, не только от творческих способностей учащихся, но и от мастерства учителя, способного раскрыть каждого учащегося коллективного задания. Перед началом планирования того или иного урока, необходимо учитывать возрастную группу учащихся, сложность выполнения задания. Особую значимость, на таких занятиях, имеет личность педагога. Так, в младшем школьном возрасте, наиважнейшую роль играет образец поведения. [3;86]. Педагог должен воспринимать позиции участников коллективной художественно творческой деятельности и демонстрировать свою устойчивую позицию в культурной форме. Грамотный педагог сможет добиться устойчивых доверительных отношений в коллективе, только путем собственного примера, правильного выстроенного диалога с учащимися. Одним из показателей правильной организации взаимодействия участников в команде, является четкая аргументация учащимися правил работы в коллективе, заранее до запланированной деятельности. Коллективная художественно - творческая деятельность, целью которой является не просто передача модели взаимоотношения, а деятельность несущая в себе глубокую практическую и духовную ценность позволяет, при правильно подобранных методических рекомендациях полностью раскрыть творческий потенциал учащегося. В своей педагогической практике, мы чаще всего использовали к совместно-индивидуальную форму работы, и это дало свои плоды, дети всячески старались проявлять себя творчески, импровизировали, старались соблюдать культуру общения со сверстниками. Учащиеся, которые отличались ранее пассивностью проявляли глубокий интерес к творческому процессу. Большую радость и удовольствие приносит детям совместно-индивидуальная форма работы. У детей была общая цель и для ее достижения они стали более эмоционально отзывчивы, терпимее, доброжелательны по отношению друг к другу. Таким образом только при правильно организованной работе коллективной художественно-творческой деятельности происходит раскрытие творческого потенциала младшего школьника.
Список литературы
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания/И.П. Иванов. – М., 1990.-144c
Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005г,128с.
Матюшкина.А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004г,192с.
Петрушкина Г.С. Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс]/Г.С Петрушкина . – Режим доступа: http://sandbox.openclass.ru