Публикация «Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании»


Гурьева Ирина Владимировна,
Учитель математики, информатики и ИКТ
I кв. категории,
ГБС (К) ОУ «Елабужская школа-интернат
I, II вида»
8(987)2751835
Irina_Guryeva@mail.ru
Оптимизация образовательного процессачерез формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании
Актуальность данного вопроса связана с возрастанием в мире человеческого капитала, как основного фактора экономического развития. Таким образом, в основных направлениях деятельности правительства РФ сделаны выводы о том, что в российском образовании начаты системные изменения по его оптимизации и направленные на обеспечение его требованиям как инновационной экономики, так и запросам общества.
В условиях оптимизации российского образования, большая часть вопросов сводится к пониманию современного качества образования.
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигнутых результатов нормативно заданным.
К нормативно заданным результатам относят 4 группы результатов:
I Результаты ЕГЭ и ГИА;
II Уровень понятийного и интегративного мышления (требуют введения метапредметных и интегративных курсов);
III Формирование определенных ключевых компетенций;
IV Социальный (успешный опыт).
Заказ общества на образовательные ресурсы выпускника формулируется в виде ключевых компетенций, т.е. универсальных, надпредметных умений, необходимых каждому человеку для его успешной социализации в данном обществе, для его профессиональной, личной и общественной жизни.
Компетенция определяется как способность человека успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования, выполняя задание или осуществляя деятельность чаще в проблемных, неопределенных ситуациях, требующих самостоятельного поиска недостающих средств, ответственности и принятия решений.
Причем социальные ожидания и потребности в конкретных ключевых компетенциях (далее КК) в каждом конкретном обществе могут быть различны, например:
Совет Европы 5 КК;
В программе «КК 2000», разработанной Оксфордским м Кембриджским университетами разработаны 6 групп КК. и т.д.
На сегодняшний день не существует единой классификации КК, и тем более их содержательного наполнения, т.е. более дробных умений, входящих в состав КК.
Т.о. комплекс КК, необходимых молодому человеку для жизни и профессиональной деятельности определяется в контексте требований со стороны современного общества.
Обобщив имеющиеся в литературе классификации КК, можно выделить следующие группы:
Коммуникативные
Информационные технологии
Исследовательские
Проектные
Работа с числами
Организационные
Работа в группе
Умение учиться
Личностная
Решение проблем

Наиболее значимыми из них являются:
Умение учиться (ВКЛЮЧАЕТ планирование, рефлексию, самооценку, самостоятельную работу по теме, поиск информации из разных источников и т.д.).
Коммуникативные К (ПРЕДПОЛАГАЕТ понимание текстов, работа с И., выступление, написание текстов).
Личностные (ЭТО рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»).
Компьютерные технологии (В НЕЕ ВХОДИТ умение работать в сети И., работа с электронной почтой, программирование и т.д).
Состав любой группы КК определяется на основе исследований и в ходе дискуссии, в процессе которой договариваются, какие умения необходимы для социальной, личной и общественной жизни. В формировании КК могут участвовать администрация школы, учителя и воспитатели, психологи, соц. работники и др., а также родители.
В дополнительных источниках можно прочитать как подразделяется каждая ключевая К. по уровням ее достижения в учебном процессе.
В рамках своего предмета, выделяя блок в коммуникативной К. «Работа с информацией», выделены следующие 3 уровня.
Они включают следующие умения:
1 уровень: Уметь подбирать разную информацию из разных источников; уметь обрабатывать И. разного вида, уметь сохранять информацию и т.д.
2 уровень: Уметь находить информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать электронные презентации; уметь находить информацию для создания проектов, отчетов; уметь извлекать информацию из графиков, таблиц, диаграмм; обобщать информацию и т.д.
3 уровень: Уметь выделять главную информацию в объемном материале; уметь использовать подходящую дополнительную литературу.
Оценку уровня сформированности данной К у уч-ся и учителя можно сделать по предложенной 5-тибальной шкале в журнале Завуч №2, 2012 г.
Очевидно, что учитель должен:
владеть теми компетенциями, которым он обучает;
включать их при разработке адаптивных программ в виде ЗУН уч-ся, выпускников;
а также владеть различными необходимыми принципами, методами и технологиями для формирования у уч-ся этих КК.
Технологии обучения, применимые в школах I, II вида:
ИКТ в предметном обучении
Метод проектов
Личностно-ориентированная технология
Технология развивающего обучения
Игровая технология
Что касается принципов обучения, то в современном образовании одним из существенных принципов организации образовательного процесса на всех возрастных ступенях является принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый учащийся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Цель учителя заключается в помощи каждому учащемуся в определении собственного образовательного пути и сопровождении его в построении индивидуальной образовательной программы.
Такой тип педагогического сопровождения называется тьюторским сопровождением и принцип индивидуализации становится ведущим при организации тьюторской деятельности учителя (подробно ж. Завуч, №1, 2012, с.69)
На необходимость осуществления в педагогике индивидуального подхода указывал еще Ян Амос Каменский в своей гл. книге «Великая дидактика».
Сформулировав цели всеобщего обучения: «Научить всех – всему», Коменский понимал, что реализовать эту цель возможно только за счет специальных педагогических средств и форм обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику.

Литература:
Даутова О.Б. «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития». Ж. «Управление современной школой. Завуч», № 5, 2012 г., с. 35.
Иванов Д.А. «Внутришкольная система управления качеством образования». Ж. «Управление современной школой. Завуч», №7, 2010, с. 4.
Иванов Д.А. «Компетенция и компетентностная модель современного учителя». Ж. «Управление современной школой. Завуч»№ 7, 2010, с 108.
Масаутова З.Р. «Управление качеством образования». Ж. «Управление современной школой. Завуч», №8, 2012, с. 77.