Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.
У выпускников должны быть сформированы:
Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)
Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)
Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов)
Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)
Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь)
В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:
Произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах
Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования
Усилено внимания изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории
Исходя из этих особенностей времени, сложилась моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся.
Идея технологии педагогического процесса зародилась в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Всего в отечественной педагогике (В.П.Беспалько) описано около пятидесяти педагогических технологий. Педагогическим технологиям присущи определенные признаки:
В основе каждой педагогической технологии лежит методологическая позиция автора
Каждая технология – это жесткий алгоритм педагогических действий, операций
В основе процесса – взаимодействие педагога и учащихся
Обязательной частью любой технологии является рефлексия
В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ.
В процессе применения технологий на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Например, перед изучением темы “Избирательное право”, учащиеся 9-х классов провели социологический опрос среди родителей и знакомых: регулярно ли те ходят на выборы и почему? При обсуждении на уроке данной проблемы учащиеся пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами. В группах был составлен порядок действий. Учащиеся предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества, если уже были депутатами, то результаты деятельности. Затем в группах был проведен анализ информации по трем кандидатам, в итоге каждый определил для себя: кто из кандидатов является популистом, а кто политическим лидером – тем, за кого можно отдать свой голос.
Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Программа по обществознанию позволяет это успешно осуществлять. Мною разработаны с использованием разных технологий темы: “Проблемы современной молодежи”, “Любовь в наше время”, “Семья в жизни современной женщины”, “Девиантное поведение: наше отношение”, “Смысл жизни”.
Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”.
Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами:
Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий
Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых
Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах
Освоением информационных “джунглей” Интернета.
Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах.
Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам.
На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки “v” - уже знаю, “+” - новая информация, “?” - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу. Прием “чтение с остановками” часто используется на уроках обществознания.
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.
Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах проводится игра “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту. В старших классах проводятся пресс-конференции, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс.
Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ. С учащимися мы проводим конкурсы презентаций.







ђ Заголовок 1ђ Заголовок 215