Методический бюллютень Виды диктантов на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.


КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Виды диктантов на уроках письма и развития речи
в коррекционной школе VIII вида.
Учитель начальных классов: Горбунова Елена Ильинична
2014
Основной контрольной работой на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида является диктант. Для слабых детей проверочной работой может быть списывание.
Диктанты - это вид письменных упражнений, сущность которых состоит в записи воспринимаемого на слух текста. В записи под диктовку сильнее обнаруживается различение между произношением и орфографической записью. Диктант служит формированию у школьников соотносить фонему во всех ее проявлениях с одной и той же буквой. Существует большое количество видов диктантов.
В специальной коррекционной школе проводятся: обучающие диктанты, контрольные диктанты.
Обучающие:
1.Предупредительный
2.Объяснительный
3.Выборочный
4.Свободный
5.Творческий
6.Комментированное письмо 7.Картинный 8.Словарный и другие.
Контрольные: диктант любого вида, проводимый с целью проверки усвоенных знаний. Основной формой обучающего диктанта являются:
1.Предупредительный ( результате его проведения осуществляется одно из важных методических требований - ошибкулегче предупредить, чем ее допустить, а потом работать над ее исправлением.
Читается предложение, разбирается каждая орфограмма. Затем эта орфограмма подчеркивается, объясняется. Такова структура поведения предупредительного диктанта.
Предупредительный диктант используется при изучении нового материала и при закрепление.
2.Зрительно – предупредительный ( в младших классах начинается с коллективной работы : составляются слова,предложения из букв разрезной азбуки или работа учащихся вместе. На доске записывают слово или предложение. Затемучитель исправляет ошибки. После чего слово или предложение записывается под диктовку учителя.
3.Слуховой - предупредительный диктант. Вначале текста читается целиком, затем отдельными предложениями. Устноразбираются орфограммы в предложении и только после этого записываются. Слуховые диктанты рекомендуется писать с проговариванием слогов.
4. Зрительно - слуховой диктант. Диктант отличается тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изученное правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, ре регулируемых правилами.
5.Выборочный диктант (развивает орфографическую зоркость, дает возможность за короткий промежуток времени записать наибольшее количество слов с определенной орфограммой.В начале дать инструкцию - задание. Образец обязателен. После этого учащиеся письменно работают.
Выборочный диктант и выборочное списывание ставят целью отработать правописание слов на изученное правило. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Диктант может быть усложнен дополнительным заданием.
6.Обьяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта состоит в орфографическом разборе текста после его записи.
7.Объяснительно- предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его состоит в том, что учитель читает текст по предложениям или предложение ( в 1-2 классах). Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова (можно построить схему). Затем дети записывают предложение в тетрадь. Слова и части слов, написанные которых объяснялось, подчеркиваются. Можно записывать текст на доске одновременное записью в тетрадях. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.
8. Творческий диктант представляет собой
-запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим заданием;
-расширение текста (учащиеся должны в текст вставить слова нужной грамматической категории или с определенной орфограммой. Предварительно проводятся аналогичная работа.
Например: Наступила золотая
- творческий диктант с заменой (глагол 1-го лица заменить на глагол 2-го лица. Например: Я ношу - ты носишь. Я прошу - ты просишь)- с использованием картины ( предварительно демонстрируется картина, разбор содержания картины, а затем учитель диктует текст, пропуская определенные слова, которые учащиеся назвали при работе с картиной.
9. Картинный (молчанка). Учитель показывает предметную картинку. Ученики молча записывают название предмета.
10.Проверяй себя (после записи текста учащиеся могут задать учителю вопросы на слова, в правописании которых они сомневаются или текст записан на доске, дети списали и проверили.11.Комментированное письмо ( учитель диктует, все учащиеся записывают, а один учащийся комментирует все слова с объяснением. Комментированное письмо - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментированное письмо развивает мышления, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Контрольный диктант является самым напряженным видом работы.
При записи диктанта текст необходимо проговорить хотя бы на уровне внутренней речи.
Программные требования к диктанту.
В 1 класс основной вид диктанта - это зрительный, слуховой, предупредительный. После 1, 2 этапа обучения грамоте для записи по слуху предлагаются слоги, отдельные слова. На 3,4 этапе - вводятся небольшие предложения, тексты. Примерный объем текстов контрольных работ в 1 классе - 10-13 слов. Тексты контрольных работ должны состоять из предложений. Работы оцениваются дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей.
Во 2 классе - кроме вышеназванных диктантов вводится выборочный диктант. Объем 15-20слов, предложения состоят из 3-4 слов.
В 3 - 4 классах - диктанты должны быть насыщены орфограммами. Вводится творческий диктант, комментированное письмо.
Объем 3 класс - 20-25 слов, 4 класс - 30-35 слов Предложение не должно превышать 6 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги и союзы. В начале учебного года берется за норму объем текстов предыдущего класса. Диктанты должны содержать 2 -3 орфограммы. В общем количестве орфограмм не должно превышать 50% общего количества слов.
Методика проведения диктанта состоит из 3-х этапов:
Знакомство с текстом до его записи. Первое чтение учителя должно быть неторопливым, выразительным, спокойным.
Учащиеся должны осознать текст, так как понимание содержания поможет им в написании диктанта.
Готовясь к диктанту учитель должен заранее определить, что необходимо выделить голосом, паузой, логическим ударением.
•Обязательно нужно прочитать текст диктанта вслух, содержание текста должно быть доступным, даватьпредставление об окружающем мире.
Непосредственная запись текста начинается с прослушивания отдельных предложений.
Некоторые учащиеся начинают писать не дослушав предложение до конца. В результате они не анализируют предложение.
Учитель должен потребовать от учащихся прослушивать предложения до конца. Повторить про себя. Выделить слова с орфограммой и только потом после этого записать.
Большие предложения читаются по частям.
После записи большого предложения рекомендуется повторное его прочтение учителем.
Проверка текста диктанта.
Первая проверка проводится после написания текста диктанта учащимися. Учитель читает текст – учащиеся проверяют написанное за учителем. Задача учащихся - сверить услышанное с написанным. В написанном предложении легче, чем в услышанном, выделить орфограммы. Вторая проверка проводится учащимися самостоятельно.
Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать все виды этих диктантов, что способствует развитию зрительной памяти, способствует формированию навыков самоконтроля.