Сценарий урока-концерта на тему Взаимосвязь музыки и литературы(10-11классы)

«Ах, этот романс!»

.


Исполняется романс «Не уходи, побудь со мною» М.П. Пойгина.

1. Сколько раз люди замечали: стоит раздаться первым аккордам любимого романса – и замирает сердце, а душа куда-то улетает.

2. Когда же из пучины музыкальных волн возникает голос певца и как маяк ведет нас за собой, мы полностью подчиняемся ему и испытываем ни с чем несравнимое наслаждение.
Так что же с нами делает романс? Чем покоряет он своих слушателей?

1.Может быть, виноваты рифмы гениальных поэтов или все дело в музыке, которая уносит нас в безбрежный океан чувств и переживаний? А может, разгадка в том, что романс завораживает нас чужой выстраданной любовью, о которой мы все мечтаем? Ведь еще Сергей Есенин сказал: «Романс – это красивое страдание». А где оно, как не в любви?
(звучит романс)

2. Сегодня мы поговорим с вами о русском романсе, узнаем, откуда пришёл к нам романс, послушаем певцов - знаменитых исполнителей романсов, узнаем композиторов, создавших знаменитые шедевры в области романса, и поэтов, чьи стихи передали пленительную сладость человеческой любви и вдохновили композиторов на создание чарующей музыки.

1. Мы не сомневаемся, что вы станете интеллигентнее, интереснее, приятнее друг другу, ведь романс - это удивительно тонкая, возвышенная, искренняя форма выражения человеческих чувств, форма выражения любви. Учитесь искусству любви, и вы станете духовно богаче, красивее, интереснее.

2. Итак, романс!.. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.


1. Слово «романс» происходит от испанского слова «романсе», что значит «романский», т. е. исполняемый на «романском» (испанском) языке. В Испании в отличие от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни, пели на испанском языке.
2. Позже романсом стали называть в Испании всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
1. Во все века во всех странах существовали лирические песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Вот тогда-то во всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией в отличие от простонародных стали называться красивым испанским словом «романс».

2. Но наш вечер называется «Вечером русского романса», поэтому речь сегодня пойдёт об истории русских романсов, их времени, композиторах, поэтах. Русский бытовой романс 19 в.- начала 20 в.- явление неоднородное. В нём чётко прослеживаются три основные жанровые линии: русской народной песни, элегии, баллады.
1. Романс, сходный с русской народной песней, - как бы своеобразное лирическое высказывание. В нём ярко выражен национальный характер. Мелодия романса схожа с протяжной русской песней. Таков романс «Соловей», композитора Алябьева на слова известного поэта пушкинской поры А. Дельвига (звучит романс).
2. Элегия-это лирико-философское стихотворение. Примером романса, имеющего сходство с элегией, может служить прекрасный романс «Утро туманное» на слова И. С. Тургенева - это драматичная история любви.

1. Создание его обычно связывают с именем французской певицы Полины Виардо, с которой Тургенев познакомился во время ее гастролей по России. Впервые увидев в опере двадцатидвухлетнюю примадонну, Иван Сергеевич внезапно ощутил, как чем-то несказанно близким повеяло на него от глубокого чистого голоса, от живых, опьяненных вдохновением глаз. Так зарождалась любовь, которой суждено было продлиться всю оставшуюся жизнь Тургенева.

2. Тургенев и Виардо познакомились, и с тех пор, когда это было возможно, Иван Сергеевич сопровождал Полину на гастролях как «добрый и дорогой друг. Он всегда был готов разделить с ней торжество успеха или беду неудачи. Когда же Тургенев находился далеко, Полина получала от него письма, полные искреннего восторга, участия и, конечно, любви. Так продолжалось без малого 40 лет.




1. Невероятно! Как он, наверное, страдал!

2. Да, он осознавал весь трагизм своего положения: безумно любить женщину, с которой нельзя создать свою семью. Она была замужем. Но вместе с тем вот его слова: «Страдание – это счастье, которое, например, эгоисту или человеку низкому неведомо».

1. Теперь я понимаю, отчего мы слышим в романсе такую щемящую грусть, тоску по ушедшему. Давайте все вместе послушаем это прекрасное произведение.

(Звучит романс «Утро туманное» И.С. Тургенева.)

2. Для романса, имеющего сходство с балладой, характерны образы, навеянные старинными преданиями. Гордостью русской классики являются романсы М. И. Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Они пленяют своей искренностью, простотой, скромностью, сдержанностью в выражении чувств и настроений, классической стройностью, красотой мелодии.
1. Всем вам хорошо знаком его романс на слова А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». В нём слились воедино 2 гения: поэт и композитор. Но знаете ли вы, кому посвятил свой романс Глинка? Что Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье» А. П. Керн,- это знают все. А вот М. И. Глинка познакомился с Екатериной, дочерью А. П. Керн

2. Благодаря глубокому чувству композитора к Екатерине Керн появился вдохновенный поэтический романс «Я помню чудное мгновенье». Жемчужина вокальной русской лирики.

(звучит романс).

1. Трудно, пожалуй, найти человека, который не знал бы и другого известнейшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. А ведь он написал кроме опер и других музыкальных произведений ещё и более 100 романсов. И среди них романс «Средь шумного бала» на слова А. Н. Толстого. Он написан в ритме вальса, что отвечает содержанию стихотворения (воспоминания о встрече с любимой во время бала). Этот романс - тонкая, проникновенная, лирическая миниатюра, интимное признание в своём чувстве.




2. В новогоднюю ночь наступающего 1851 года поэт, драматург, царский чиновник Алексей Константинович Толстой вместе со своим другом Иваном Сергеевичем Тургеневым были на балу в одном знаменитом петербургском доме, где Алексей Константинович увидел красивую даму. Она не была ему знакома, но он обратил внимание на то, как прекрасно она вальсировала. Поочередно приглашая женщину на танец, друзья заметили, как грустна, становится незнакомка, едва к ней подходит некий полковник.

1. Интригующее начало! Я все время хотела узнать, что же это за тайна, о которой упоминается в романсе.

2. О тайне – позднее.

1. Хорошо, хорошо. Что же было дальше?

2. Придя домой, Толстой весь день не находил себе места. Он вдруг почувствовал, что женщина, случайно встреченная им на балу, может полностью изменить его жизнь. Ему захотелось узнать о ней все: о ее горестях, увлечениях.

1. И он узнал?

2. Да, хотя и не сразу. Незнакомкой, так поразившей воображение Алексея Константиновича, была Софья Андреевна Миллер. Софья Андреевна была замужем за полковником-кавалергардом, человеком строгого и сурового, которого не любила.

1. Теперь понятно, что за тайна ее «покрывала черты».

2. Толстой страстно и искренне полюбил эту женщину. Он понял, что всю свою жизнь искал именно ее и наконец, нашел.


1. Долгих 12 лет Алексею Толстому и Софьи Андреевне суждено было прожить врозь.


2. Только в 1863 году Софья Андреевна Миллер, получив, наконец развод, стала графиней Толстой. Около 150 стихотворений Алексей Константинович посвятил ей. Большинство из них впоследствии стали романсами. И какие это романсы! «Звонче жаворонка пенье», «То было раннею весной», «Не ветер, вея с высоты», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя я говорю, что разлюбил тебя». Музыку для них писали Бородин, Чайковский, Мусорский, Рахманинов, Римский-Корсаков и другие известные композиторы.
(Звучит романс «Средь шумного бала, случайно» А.К. Толстого.)


1. Проходит и уходит всё. Меняется время, меняются люди. Революция победившего социализма вдохнула в молодёжь удивительно сильную тягу к прекрасному, к искусству, подняла на новый уровень культуру. И в этих условиях романс не утратил, не изжил себя, а лишь получил новое звучание.

2. В 50-70-е годы стремительно развивается советский кинематограф, создаются удивительные музыкальные кинокартины, в которых молодые, любящие сердца объясняются в любви через песню, грустят, страдают, ждут - всё это выражая в песне, в романсе, в оперетте. Так появляется как бы новая волна музыки, и романс получает в ней новую окраску. Вспомните популярную кинокомедию «С лёгким паром», где звучит моно – диалог «Мне кажется, что вы больны не мной Мне кажется, что я больна не вами».

1.А вот очень трогательный фильм под названием «Жестокий романс», поставленный на сюжет пьесы-драмы середины 19 века Островского «Бесприданница». Боже мой, написано более ста лет назад, а как современны в нём страдания главной героини, как жестоко может искалечить жизнь нежный, доверчивый цветок, как грустно становится, когда слушаешь её романс – исповедь «Я словно бабочка к цветку».

2. Какая грустная история обманутой любви, не правда ли? Вдумайтесь, юноши, и постарайтесь в жизни быть благородными, искренними, честными по отношению к любимой. Будьте осторожнее и вы, девушки, не растрачивайте свои чувства понапрасну, и тогда к вам придёт настоящая любовь.

1. Но мне не дает покоя один вопрос: мы говорим о произведениях, написанных в прошлом веке, а жизнь изменилась. Почему же они волнуют нас и сейчас?

2.Ответ прост: хотя сегодня другое время и люди стали прагматичные, менее сентиментальными, почти неромантичными, но то, что было человеку дорого в XIX веке, важно и теперь.

1. Для романса характерны искренность, сердечность, поэтому он трогает душу независимо от того, в какое время был написан. И чтобы доказать это, я предлагаю послушать еще один замечательный романс.
2. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча хоть чуточку научили вас науке любви, сделали ваши сердца теплее, нежнее, искреннее.





15