Статья Формирование глагольных выражений на уроках трудового обучения в старших классах коррекционной школы VIII вида


Формирование глагольных выражений на уроках трудового обучения
Формирование речи у учащихся коррекционной школы VIII вида является одной из важнейших проблем логопедии. Однако многие аспекты данной проблемы оказываются еще недостаточно изученными.
Теоретическое и экспериментальное обоснование системы обучения детей с недоразвитием речи содержится в исследованиях Р.Е. Левиной, С.С. Ляпидевского, Е.С. Иванова, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, И.К. Колповской, А. Микульските, О.И. Усановой, С.Н. Шаховской, Р.И. Шуйфер, Л.М. Чудиновой и др.В целях повышения интенсивности коррекционного обучения учащихся важно учитывать направления логопедической работы на уроках, которые являются основными в школе VIIIвида, а именно: на уроках трудового обучения. На уроках трудамогут быть созданы благоприятные условия для развития речи.
Известно, что формирование речи учащихся с проблемами в развитии требует насыщенности наглядным и конкретным материалом (Е.А. Аркин, Р.М. Боскис, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.Г. Розенгарт-Пупко, Е.И. Тихеева, Л.В. Занков, М.Л. Закожурникова, Н.С. Рождественский, Ф.А. Сохин и др.).
На уроках трудового обучения учащиеся манипулируют с материалами и инструментами, выполняют наглядно созерцаемые действия. Все это способствует запоминанию предметов, их признаков, а также производимых действий, помогает планировать трудовую деятельность. Постепенно у учащихся вырабатываются понятия, которые закрепляются в словах и их разнообразных грамматических формах, что в большой мере способствует развитию связной речи (Н.М. Аксарина, Л.Л. Люблинская, Н.П. Сакулнна, Е.И. Тихеева, H.Aronson, В. Hart, А. Кегn и др.).
В процессе уроков труда создаются условия, при которых последовательность выполняемых операций способствует формированию умений, полезных для произвольности и развернутости речи. Особенностью речи умственно отсталых учащихся является наиболеечастое использование в активном словаре существительных и глаголов, которые отличаются однообразием, многозначностью использования (один глагол обозначает несколько схожих действий).
Наблюдения на уроках труда показывают, что для обогащения речи учащихся новыми понятиями и словами используются отдельные моменты урока, а словами-действиями учитель трудового обучения и учащиеся пользуются на протяжении всего урока.
Анализ использования глаголов и глагольных выражений показал, что вместо будущего времени учащиеся нередко употребляются глаголы в неопределенной форме или в настоящем времени, а в некоторых случаях они просто пропускаются. Кроме того, ребята не умеют оперировать совершенным и несовершенным видами глаголов. Чаще всего это проявляется в рассказах о том, как они выполняли работу. Особенно часто происходит замена конкретного глагола менее дифференцированным. Так, например, вместо глаголов «закрепить», «обработать», «выполнить», «подогнуть», «мульчировать», «рыхлить», «строгать», «шлифовать» и др. дети употребляют глаголы «делать», «сделать».На протяжении всего урока трудового обучения рекомендуется:
большое внимание уделять развитию понимания речи: умению вслушиваться в речь и вопросы учителя, выполнять по его инструкциям трудовые операции;
пополнять активный словарь за счет слов, обозначающихвыполняемые действия, а также качества действий;
используемые глаголы употреблять в первом и третьем лице настоящего и прошедшего времени. (По образцу речи учителя дети составляют предложения типа: «Я подгибаю срез детали на изнаночную сторону», «Я складываю ткань по месту разрыва лицевой стороной внутрь», «Яуравниваю края», «Я шлифую деталь», «Я закрепляю деталь» , «Сережастрогал доску», «Таня пикирует рассаду» );
во время выполнения заданий ставить перед учащимися вопросы, касающиеся производимых действий;
использовать вопросно-ответную форму речи для активизации усвоенных слов-действий в различных словосочетаниях и предложениях;
при выполнении трудовых операций в речь учащихся вводить глаголы, образованные с помощью приставок. (Учащиеся выясняют их значение и способы употребления: «нажимать, вращаться, прекратить, повторить, остановить…»;
во время работы задавать вопросы, которые направлены в основном на уточнение последующих операций («Что ты будешь делать дальше?»), но не исключаются и вопросы, касающиеся совершаемой и совершенной работы («Что ты делаешь?», «Что ты сделал?»). Отвечая на эти вопросы, учащиеся практически усваивают различные времена глаголов;
особое значение уделять формированию умения правильно употреблять будущее время. После окончания работы учащиеся составляют рассказы о проделанном, которые позволяют им проверить составленную в начале урока схему работы;употреблять различные глаголы с однородными приставками и, наоборот, однородные глаголы с различными приставками: намазать, прикреплять, отламывать, отрезать, вырезать, обрезать, срезать, заклеивать, наклеивать, приклеивать, склеивать и т. д. Однако значение этих глаголов не всегда точно понимается учащимися. Они правильно используют их в конкретной ситуации, отражающей опыт их деятельности, а в незнакомой ситуации продолжают иногда производить смысловые замены, указывающие на недостаточную дифференциацию значения этих глаголов;
Особенно благоприятные условия для активизации речи учащихся создает работа парами и бригадами. При этом имеет значение эмоциональный фактор, учащиеся делятся материалами, радуются своим успехам, что способствует активному включению их в речевое общение между собой и с учителем.
Переход к самостоятельному изготовлению изделий вызывает у учащихся некоторые трудности, это побуждает учеников обращаться и к учителю с вопросами, и друг к другу, используя разнообразные глаголы.
Выводы:
Уроки трудового обучения при рациональной их организации могут способствовать коррекции речи учащихся коррекционной школы.
На уроках труда представляется широкая возможность для обогащения словаря, для формирования умения выражать в своей речи предметные отношения, определительные, пространственные, временные и другие.
Овладению активной речью способствуют упражнения в развитии понимания слов и грамматических форм, обозначающих материалы, инструменты, их признаки, а также трудовые операции.
Особенно благоприятные условия на уроках трудового обучения создаются для развития связной речи учащихся.
Подготовила учитель-логопед Козырева О.В.