Конспект урока по обучению грамоте на тему Театр. Инсценировки. Тематические группы слов


КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Донской Тульской области
Учитель: Агапова Светлана Серафимовна
Класс: 1
Тема урока: Театр. Инсценировки. Тематические группы слов.
Цель: создать условия для наблюдения за видами театральной деятельности, воспитания чувства прекрасного у обучающихся посредством различных видов искусства: литературы, музыки, театра.
Задачи: - способствовать формированию эстетической культуры личности школьников, развитию логического мышления и речи детей, обогащению словарного запаса детей по теме «Театр»;
- познакомить детей с разными жанрами театрального искусства, с правилами поведения в театре;
-помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- через театр способствовать развитию интереса к художественной культуре, воспитанию интереса к миру прекрасного;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в книге;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Предметные УУД:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Тип урока: урок изучения нового материала с учётом применения имеющихся знаний.
Оборудование: учебник «Азбука» (авторы Нечаева Н.В, Белорусец К.С.), билеты для учащихся (цветные листочки), конверты с заданиями для работы в группах, светофоры, маски и головные уборы для инсценировок, карточки с буквами, карточки со словами по теме урока, шифр с буквами алфавита, экран, компьютер, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, смайлики, памятки с правилами поведения в театре.Ход урока
(В кабинете создана атмосфера театра: выносится школьная мебель, устанавливается ширма, ставятся рядами мягкие стулья, на спинках которых указаны номера, подписаны названия рядов: партер, амфитеатр, ложа). Перед началом урока дети приобретают в импровизированной кассе билеты, распечатанные на цветных листочках, и рассаживаются согласно местам, указанным в билетах. Почётные гости, присутствующие на уроке (учителя начальных классов, заместитель директора по УВР), располагаются в ложе).
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
Самоопределение деятельности. Организационный момент
Психологический настрой детей:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём-
Узнаете вы скоро.
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную деятельность. Личностные: -настроить на работу;
- организация рабочего места.
Регулятивные:
-целеполагание.
Этап мотивации учебной деятельности. Постановка учебной задачи. - Сегодня у нас в кабинете необычная обстановка. Наш кабинет совсем не похож на школьный класс? Как вы думаете, почему? Какое помещение вам напоминает наш кабинет?
- Догадались, что будет темой нашего урока?
- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, нужно отгадать зашифрованное слово (карточки на доске): 20, 6, 1, 20, 18. Воспользуйтесь шифром (раздаются листки розового цвета с пронумерованными по порядку буквами алфавита) и прочитайте получившееся слово.
Догадались, куда же мы попали? О чём будем говорить на уроке?
- Вот и вечер – волшебник лукавый зажигает украдкой свечу,
Долгожданная встреча настала, вас в театр пригласить я хочу.
Театр – это шутки и краски, это жизнь, это свет и мечта,
Это драмы, комедии, сказки,
Это праздник души без конца (слайд 1) Дети высказывают предположения: театр, кинотеатр.
Дети пользуются шифром и разгадывают слово «Театр».
Регулятивные:
- формирование умения высказывать своё предположение;
- планирование учебного сотрудничества совместно с учителем;
- контроль своей деятельности по ходу и результату работы.
Коммуникативные:
- владение диалогической речью.
Этап актуализации знаний. Знакомство с театром, тематической группой слов, связанных с театром. - Готовы отправиться в театр?
- Зачем люди ходят в театр? Кто из вас уже был в театре?
- Что показывают в театре?
- Когда открываешь дверь театра, попадаешь в сказочную, праздничную атмосферу со сверкающими люстрами, удобными креслами, где сам воздух пахнет праздником. Но театр – это не только здание, это прежде всего спектакли, которые видят зрители. Какую радость испытываешь, когда занавес медленно открывается и перед нами возникает особая жизнь.
- Cуществует выражение: «Театр начинается с вешалки». О каком месте театра в нём говорится?
- Как нужно одеться в театр?
- А красиво это как? Новый спортивный костюм подойдёт?
- А супермодные вещи ярких цветов, джинсы, футболки годятся?
- Да, всё верно, а вот деловой стиль в одежде – как раз для театра (слайд 2)
- Какие ещё помещения есть в театре? (слайд 3)
- Что является сигналом к началу спектакля?
(звенит театральный звонок)
- Как в театре называется место, где происходит действие?
- Кто на сцене показывает спектакль?
Актёры увлекают своей игрой, и ты невольно начинаешь переживать вместе с героями спектакля их радости и печали и будто сам становишься участником событий. А дома ещё долго думаешь о том, что увидел.
- Кто смотрит спектакль?
- Как называются места для зрителей перед сценой?
( На доске появляется табличка «партер»).
У кого сегодня билеты в партер?
- Как называются места для зрителей за партером, расположенные полукругом?
( На доске появляется табличка «амфитеатр»).
- У кого сегодня билеты в амфитеатр?
- Как называются места для почётных гостей?
(На доске появляется табличка «ложа»).
- Сегодня наш класс на урок превратится в театр. Вы уже приобрели билеты в кассе, и расселись по своим местам согласно билетам. Почётные гости заняли места в ложе.
- А как благодарят актёров, покажите?
- Занавес открывается, на сцене мы видим декорации, которые помогают понять, где происходит действие спектакля: лес, дом, улица и т.д. Высказывают предположения, отвечают на вопросы.
Спектакли
Раздевалка, гардероб.
Красиво, опрятно, аккуратно.
Дети рассуждают:
Новый спортивный костюм предназначен для занятий спортом, а не для театра.
Супермодные вещи ярких цветов подходят для вечеринки.
Зрительный зал, буфет, касса.
Звонок
Сцена
Актёры
Зрители
Партер.
Дети, сидящие в партере, поднимают свои билеты.
Амфитеатр.
Дети, сидящие в амфитеатре, поднимают свои билеты.
Ложа
Дети аплодируют.
Познавательные:
- умение делать выводы;
- знакомство с новыми понятиями.
Регулятивные:
- формирование умения высказывать своё предположение, свои мысли.
Коммуникативные:
- владение диалогической речью.
Этап актуализации знаний. Знакомство с правилами поведения в театре. - Можно ли театр назвать общественным местом?
- В каждом общественном месте есть свои правила, которые нужно соблюдать. Вот и в театре тоже есть такие правила – это правила поведения в театре. Давайте с ними познакомимся (слайд 4)
(слайд 5)
(слайд 6)
(слайд 7). Ответы детей.
Группа подготовленных учеников читает стихи:
1)В кассе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди ты по залу,
Не опоздай к началу.
2) Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
И скажи: «Прошу прощенья!» -
Будешь просто молодцом.
3) Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
И своим соседям.
4) По совету этикета
В театре я не ем конфеты,
И шоколадкой – шу-шу-шу
Я в театре не шуршу.
Для пирожных и конфет
Есть антракт, и есть буфет.
5) Чтоб актёрам не мешать,
Мобильный надо отключать.
6) Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актёрам похлопай в ладошки.
7) Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно встать
Уж такой порядок. Личностные:
- осознание ценностных ориентиров.
Познавательные:
- умение делать выводы;
- знакомство с новыми понятиями.
Коммуникативные:
- владение монологической речью.
Регулятивные:
- понимание выделенных учителем ориентиров действия.
Этап актуализации знаний. Знакомство с историей театра. - Театр – это особый вид искусства. Слово «театр» произошло от греческого слова «Тэатрон» - место для зрелищ.
- Давно ли зародился театр или это современный вид искусства?
-Театр зародился очень давно. Он сильно изменился, но всегда занимал и занимает особое место в жизни людей (слайд 8)
- На ярмарках, на улицах древних городов показывали представления скоморохи, бродячие артисты (слайд 9)
- Вот как они веселили людей, нам покажут мальчики.

- Не забудьте поблагодарить артистов аплодисментами. Дети делают предположения.
2 пары скоморохов разыгрывают небольшие сценки:
А) Скоморох 1: Федул! Что губы надул?
Скоморох 2: Кафтан прожёг.
Скоморох 1: А можно зашить?
Скоморох 2: Да иглы нет.
Скоморох 1: А велика ли дыра?
Скоморох 2: Один воротник остался.
Б) Скоморох 3: Я медведя поймал!
Скоморох 4: Так веди сюда.
Скоморох 3: Не идёт.
Скоморох 4: Так сам иди!
Скоморох 3: Да он меня не пускает.
Дети аплодируют.
Познавательные:
- умение делать выводы;
- знакомство с новыми понятиями.
Регулятивные:
- формирование умения высказывать свои предположения.
Коммуникативные:
- проявлять инициативное сотрудничество в работе парой;
- уметь договариваться;
- владение диалогической речью.
Динамическая пауза. - Как называется перерыв между действиями спектакля?
- Давайте и мы немного отдохнём. Поиграем в игру «Можно и нельзя».
Я буду называть слова, а вы должны узнать, какие действия недопустимы в театре.
Если это действие можно выполнять, вы хлопаете в ладоши, а если такое действие недопустимо в театре, то топаете: аплодировать, шуршать, толкаться, смотреть, бегать, громко смеяться, улыбаться, жевать, разговаривать, вскакивать с мест.
Антракт
Дети выполняют действия, следуя правилам игры. Регулятивные:
- формирование умения высказывать свои мысли;
- контроль своей деятельности по ходу и результату совместной работы с одноклассниками.
Личностные:
- умение подчиняться правилам игры.
Коммуникативные:
- умение сотрудничать в коллективе и с учителем.
Этап получения новых знаний. Знакомство с видами театра. Работа с учебником. - Когда вы были ещё меньше, чем сейчас, то любили играть в кукол, а некоторые ещё и сейчас это делают. А есть такой театр, где взрослые люди играют в куклы? Кто был в таком театре? Как он называется?
- Откройте учебник на с. 67 (слайд 10), найдите театр кукол. А как происходит действие в театре кукол? Прочитайте об этом.
- Кукольный театр зародился много веков назад. Бродячие кукольники ходили из города в город, из страны в страну и давали представления. Они высмеивали плохие черты человеческого характера: лень, зло, зазнайство, невежество. Самой любимой народной куклой был Петрушка (слайд 11). Он жил в деревянном ящике, который назывался «вертеп». Считалось, что там, где Петрушка всегда весело, он никому не даёт скучать.
- Доставалось от Петрушки и невежде – доктору, и богачу – лентяю, и жадному попу (слайд 12).
- Прочитайте загадку на стр. 66.
- Кем управляет мальчик? Как называется такой театр? Прочитайте (слайд 13).
- Чем отличается театр кукол и театр марионеток?
(слайды 14 - 17 ).
- А в какой театр на стр. 67 играют мальчик и девочка?
(слайд 18)
- Что нужно для настольного театра? (слайд 19).
- А ещё лучше сходить в кукольный театр (слайд 20).
- А как называется вид театрального искусства, где артисты поют? (слайд 21).
-В опере обязательно звучит музыка, играет оркестр (слайд 22). А кто им управляет?
- Кто пишет музыку?
- А как называется вид театрального искусства, где артисты танцуют? (слайд 23).
- Главное в балете – слияние музыки и танца. Гнев и печаль, любовь и ненависть - всё это передают движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой (слайд 24).
- А какой театр в нашей стране самый знаменитый? (слайд 25)
- Есть театр оперетты или мюзикла, где в спектаклях и поют, и танцуют (слайд 26)
- А вы знаете, что есть театры, в которых главные роли исполняют животные? (слайд 27). Например, уголок дедушки Дурова и театр кошек Юрия Куклачёва в Москве (слайды 28-29)
- Есть театр теней (слайд 30), пантомима – театр без слов (слайд 31).
- Как называется театр, в котором соединились все виды искусства: речь, танец, пение? (слайд 32).
- В драматическом театре актёры играют роль какого – нибудь персонажа.
-Герои какой сказки изображены на иллюстрации в «Азбуке» на стр. 66? Назовите их.
- Прочитайте, кто говорит эти слова в сказке?
- Как он произносит эти слова? Кукольный
Дети читают стихотворение цепочкой по 2 строчки.
Чтение вслух
Театр марионеток
Настольный
Нарисовать декорации, изготовить кукол.
Оперный театр
Дирижёр
Композитор
Балет
Просмотр отрывка «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Большой театр в Москве
Драматический
«Приключения Буратино»
Буратино, Пьеро, Мальвина
Читает хорошо читающий ученик
Пьеро
Грустно, печально Познавательные:
- умение делать выводы на основе работы с иллюстрациями учебника;
- знакомство с новыми понятиями;
- формирование навыка орфоэпического и орфографического чтения.
Личностные:
- развитие музыкального вкуса, творческого воображения.
Регулятивные:
- формирование умения высказывать свои предположения;
- умение находить нужный материал на страницах учебника.
Коммуникативные:
- проявлять инициативное сотрудничество в работе с учителем;
- владение диалогической речью.
Применение теоретических положений в условиях выполнения задания. Творческая работа в парах. - Рассмотрите иллюстрацию внизу стр. 67 «Азбуки». К какой сказке нарисована картинка?
- Кто главные герои сказки?
Прочитайте их слова.
- Поработаем в парах. Кто хочет попробовать себя в роли актёра?
- Нужно произнести эти слова грубым волчьим голосом и тоненьким голосом мамы - козы.
- Поблагодарите артистов аплодисментами. Какая пара вам особенно понравилась? «Волк и семеро козлят»
Волк, коза
Чтение хором детьми
Дети парами выходят, договариваются, кто какую роль будет играть, получают реквизит (маски) и произносят слова в соответствии с выбранной ролью. Прослушивается несколько пар.
Дети оценивают работу своих товарищей аплодисментами.
Личностные:
- развитие творческого воображения;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
-формирование навыка грамотной и выразительной устной речи.
Коммуникативные:
- проявлять инициативное сотрудничество в работе парой;
- владение диалогической речью.
Этап подведения итогов. Работа в группах. - Наше путешествие в мир театра подходит к концу.
- Давайте вспомним, что узнали сегодня? Поработаем в группах. У стола 1 прошу собраться всех сидящих в партере, у стола 2 – всех сидящих в амфитеатре. В конвертах лежат слова, выберете из них те, которые относятся к театру, достаньте их, остальные слова уберите обратно в конверт. Когда будете готовы, поднимите зелёный светофор.
Подведём итоги (карточки с нужными словами вывешиваются на доске). Работают в группах
Дети показывают карточки, которые они отобрали.
Коммуникативные:
- проявлять инициативное сотрудничество в работе парой;
- владение диалогической речью.
Регулятивные:
- контроль своей деятельности по ходу и результату совместной работы с одноклассниками;
- понятие учебных ориентиров, выделенных учителем.
Рефлексия - Понравилось ли вам наше путешествие в театр?
- Вы вели себя культурно?
- Благодарили артистов аплодисментами?
- Что вам запомнилось, понравилось сегодня?
- У кого хорошее настроение, улыбнитесь.
- Кому понравился урок? Покажите смайлик.
- А хотите в настоящий театр попасть?
- На зимних каникулах нам предстоит поездка в театр. А где находится ближайший театр?
- А какой он? (слайд 33)
- Чтобы вы не забыли то, о чём мы говорили сегодня на уроке, я хочу вручить вам памятки юного зрителя (вручается памятка каждому ученику).
-Всех благодарю за активную работу на уроке (слайд 34).
- А наше путешествие в театр закончилось. Дети отвечают на вопросы учителя.
Показывают смайлики
В городе Новомосковске
Драматический Регулятивные:
- контроль своей деятельности по ходу и результату совместной работы с одноклассниками;
- понятие учебных ориентиров, выделенных учителем.