Проблемное обучение на уроках обществознания Выступление на семинаре. Фрагмент.


Вопрос о применении деятельностного подхода на уроках не нов, но, тем не менее, вопросы мотивации и рефлексии на уроке являются наиболее сложными для учителя. Повышению мотивации обучающихся на уроках обществознания способствует технология проблемно – диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Она включает в себя проблемно - диалогическое обучение, технологию постановки учебной проблемы и поиска решения.
К одним из методов постановки проблемы относится подведение к теме урока через Учебную проблему.
Учебная проблема может существовать в различных формах, одна из которых «Учебная проблема как тема урока».
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Наиболее сложным является побуждающий от проблемной ситуации диалог, поскольку требует последовательного осуществления 4-х педагогических действий:
1) создание проблемной ситуации
2)побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4)принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций и диалогического выхода из них на уроках обществознания.
ПРИЁМ 1. Предъявление учителем классу противоречивых фактов.

Урок по теме « Задачи и трудности подросткового возраста» (7класс)
Учитель Ученики

- Прочитайте утверждения:
1)«подросток больше учится на чужих ошибках, чем на своих»;
2)«подросток больше учится на своих собственных ошибках и
своём личном опыте».
-Сколько существует точек зрения в данном случае? «Две»
- Подумайте, в чём суть данных суждений? ( учитель побуждает к осознанию противоречий ) Высказывают разные точки зрения
(«в первом случае подросток не проявляет инициативы и лишь копирует опыт других» и т. п; «смысл второго суждения в том, что подросток накапливает жизненный опыт путём проб и ошибок» и т. п.( осознание противоречия учащимися)
- Вы видите, что смысл суждений разный. А вы заметили, что их объединяет? (учитель побуждает к формулированию проблемы)
- Какие возникают вопросы? «Авторы этих высказываний как бы подсказывают пути становления подростка» и т. п.
«Как учиться?», «Чему учиться?», «Что придётся преодолевать подростку?»
- Так какая будет тема сегодняшнего урока? Варианты ответов
Учитель принимает все варианты, помогает учащимся сформулировать тему урока. Отбор наиболее точного варианта.

ПРИЁМ 2 Столкновение разных мнений учеников через предложенный вопрос или практическое задание на новый материал.
Урок по теме « Быть взрослым»
Учитель Ученики

-- В примитивных обществах дети довольно рано взрослеют и понимают, что такое ответственность. Детей с 6 -7 лет приучают сразу к двум видам отношений – подчинению и господству. Часто можно видеть, как 10-летняя девочка приучает к дисциплине младших братьев и сестёр и одновременно беспрекословно выполняет команды старших. В европейской культуре подростки менее приспособлены к жизни поздно взрослеют.
Все согласны с этим утверждением? (Побуждение к осознанию противоречия)
Обучающиеся аргументировано озвучивают свою позицию. (Осознание противоречия)
- Почему сейчас прозвучали разные точки зрения?
-- Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы) - По-разному понимаем значение слова «взрослый».
-- Что значит быть взрослым? (Учебная проблема как вопрос)
-- Какая будет тема урока? Предлагаются различные варианты
Принимает все варианты и помогает правильно сформулировать тему урока. (Учебная проблема, как и тема урока)
ПРИЁМ 3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом.
Урок по теме « Научное познание» (8класс)
Учитель Ученики

-- Предположим, что в семье отец имеет рост 1м 87 см, а мама 1м64 см. Какого роста будет их дочь к 16 годам? ( Вопрос на ошибку)
-- Ответы различные. (Житейское представление)
- По мнению учёных, нормальная девочка на 1,3 – 2,5 см выше ростом, чем её мать. (Предъявление научного факта) Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
-- Итак, что вы предполагали сначала?
-- А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия).
-- Каковы источники данного утверждения?
-- Каким образом учёные пришли к данному выводу?
-- Для чего учёные вообще проводят исследования? - Что рост будет ….
- Рост другой: дочь выше мамы. (Осознание противоречия)
- Мнение учёных.
- Они проводили определённые исследования.
- Чтобы узнать что-то новое.
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Принимает все варианты и помогает сформулировать тему урока) (Учебная проблема как тема урок