Аналитический отчет Использование ИКТ на уроках истории, обществознания и МХК, как средство развития ключевых компетентностей учащихся


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Верхотурская гимназия»
Аналитический отчет
Составитель:
Лимонова Ольга Сергеевна
Должность:
Учитель истории, обществознания и МХК
I квалификационная категория
г. Верхотурье, 2012 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Аналитическая часть. 5
1.1 Теоретические аспекты информационно-коммуникативной технологии. 5
1.2 Условия Реализации информационно - коммуникативной тех-нологии. 8
1.3 Информационная технология как инструмент формирования коммуникативной составляющей образования. 13
1.4 Индивидуальные образовательные траектории. 19
1.5 Мониторинг результатов обучения в урочной и внеурочной деятельности. 21
Глава 2. Проектная часть 26
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Приложения
Введение
Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». И с самых первых дней работы в школе, я поняла, что это действительно так. Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни, т.к. жизнь в современном обществе неотделима от постоянного восприятия и ежедневной переработки огромного количества информации. Она поступает из различных источников с помощью разнообразных информационно – коммуникативных средств, поэтому учителю нельзя оставаться позади этих технологий. Современная школа также не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, умеющих планировать, решать проблемы, принимать правильные решения, а также умеющих самостоятельно получать знания личностей. Над этой же проблемой работает и коллектив нашего образовательного учреждения «Совершенствование модели ОУ, обеспечивающей успешность индивидуального развития, самореализации и социализации учащихся». Именно об этом говорится и в документе Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА», эта же мысль звучит в модернизационном проекте «Стратегия 2020». Новая “Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является информационно-коммуникативная технология.
Информационно – коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом уроков в современной школе. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла. К этой технологии меня подтолкнуло также отсутствие в среднем звене учебно-методического комплекта по мировой художественной культуре. Поэтому весь материал приходиться искать и отбирать самостоятельно, а затем выбирать интересную форму для представления учащимся. Ребята очень часто работают самостоятельно над созданием презентаций, фильмов, проектов, естественно здесь тоже никак не обойтись без информационно-коммуникативной технологии. Применение компьютерных программ в преподавании истории, обществознания и МХК позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использование педагогических методов: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый. Исходя из этого, я определила тему своего аналитического отчета: «Использование ИКТ на уроках истории, обществознания и МХК, как средство развития ключевых компетентностей учащихся».
Цель: Выявить, как влияет информационно-коммуникативная технология на развитие ключевых компетентностей личности.
Объект: Информационно-коммуникативная технология.
Гипотеза: Если учебный процесс будет выстроен на основе ИК технологии, то будет воспитана социально-востребованная личность.
Задачи:
1.Раскрыть сущность и содержание ИКТ
2.Выявить условия, способствующие формированию информационной и коммуникативной компетенциям
3.Представить материал, который наглядно показывает использование информационно-коммуникативной технологии в практике учителя
4. Проанализировать результаты мониторинга
5.Определить тему на следующий межаттестационный период и этапы её реализации.
Глава 1. Аналитическая часть
1.1.Теоретические аспекты информационно-коммуникативной технологии
Прежде чем приступить к анализу своей педагогической деятельности, остановлюсь кратко на теоретических аспектах информационно-коммуникативной технологии. Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Основными целями и задачами данной технологии является:
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя компьютерными средствами;
Использование информационно-коммуникативной технологии в урочной и внеурочной деятельности способствует формированию определенных умений и навыков, необходимых выпускнику для дальнейшей учебы и социализации, а также развития в нем ключевых компетентностей личности, это:
1.Предметная компетентность (учебно-познавательная) – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
2.Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, уметь перерабатывать и осмыслять её, а также применять на практике.
3.Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым, уметь общаться и сотрудничать, работать в группе, коллективе.
4.Исследовательская компетентность – Находить и обрабатывать информацию, используя различные источники, работать с документами, представлять и обсуждать.
5.Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
6. Деятельностно-творческая компетентность – в ходе развития этой компетентности ребята должны уметь использовать эффективные виды деятельности. (Приложение 1)
Формирование этих компетентностей должно происходить через:
- учебную деятельность,
- внеклассную работу,
- дополнительное образование.
Владение в совокупности перечисленными компетенциями дает возможность учащимся, а впоследствии выпускникам успешно проявить себя в ходе ЕГЭ, а затем легко адаптироваться в новом для них обществе.
В связи со всем выше сказанным я как учитель истории, обществознания и МХК должна формировать и развивать через уроки эти компетенции, а точнее через использование информационно-коммуникативной технологии. Для организации этой технологии можно использовать как традиционные уроки, так и нетрадиционные - такие как, урок-исследование, урок-лаборатория, урок-защита творческих проектов и другие.

1.2 Условия реализации информационно - коммуникативной технологии.
К основным условиям реализации Икт относятся – материально-технические, Учебно - методические и информационное оснащение.
Одним из основных условий реализации информационно-коммуникативной технологии является наличие оборудованного класса. В нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. " Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Использовать ИКТ так часто, как того хотела, первоначально я не имела возможности, потому что не было своего кабинета. Но при необходимости обращалась в кабинет информатики, в кабинеты, где уже имелась вся необходимая аппаратура, т.к. проводить уроки МХК без наглядности – не имело смысла и результата. В настоящее время для меня созданы все технические условия для успешной работы и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию, дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания. С помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир, повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера, учебных видеофильмов, электронных приложений, которые используются мною в учебном процессе. (Приложение 2).
Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, т.е другими словами формирует и развивает такие компетенции как – информационная, предметная, исследовательская, творческая.
На уроках я использую следующие исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «История Искусства», «Мировая Художественная культура» энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», сборник документальных фильмов «Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира», «Электронный журнал «Родина», и т.д.
На своих уроках я использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Текстовый редактор Word использую для создания дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуально-информационный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. (Приложение 3). Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися. Готовая продукция дополняет остальные виды наглядности и максимально сосредоточивает внимание учащихся на ходе урока. Презентации я эффективно использую на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирую внимание учащихся на главном в изучаемом материале, она же помогает в составлении плана изучаемой темы. При закреплении знаний – в виде теста. Мною были созданы такие презентации, как: «Что такое искусство», «Живопись. Виды и формы живописи», «Эпоха барокко», «Король Артур и рыцари Круглого стола », «Династия Меровингов», «Реформация» … (Приложение 4)
Презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Благодаря использованию этой программы, повышается степень усвоения материала. По результатам анкетирования, проведенном в 6 и 8 классах выявлено следующее:

В подтверждение этой диаграммы хочется привести в пример английскую пословицу: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Большое значение использования возможностей Интернета при подготовке и на уроках истории, для поиска исторических источников, и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете много сайтов, посвященных отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. Использование интернет страниц позволяет также найти репродукции картин, музыкальных произведений необходимых для уроков МХК.
Важным образовательным ресурсом являются методические сайты:
Сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru - и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История»
«Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/,
"История.ру" - всемирная история и история России http://www.istorya.ru/,
«История Древнего мира» http://civil.max.ru/«Ресурсы по истории XX века» http://www.history.ru/hist.htm/ ,
Библиотека электронных ресурсов (исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) http://www.hist.msu.ru/ER/index.html и др.
На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек великое множество. Я использую и могу порекомендовать следующие из них: Hyper Test и Hot Potatoes.
Первый из них (Hyper Test) – это наиболее простой вариант, не требует много времени и особых навыков работы с компьютером. Учитель в редакторе «Блокнот» набирает тесты, помечая правильный ответ знаком «+» и помещает его в программу Hyper Test. После прохождения теста компьютер сам выставляет оценку ученику, учителю остается лишь зафиксировать ее. Результаты тестирования сохраняются в архиве программы. Минусом этой программы является только то, что в ней можно изготовлять тесты одного вида – «Выбери правильный ответ».
Hot Potatoes – это более сложная программа. Она дает возможность создать тестовые задания пяти видов:
1. Кроссворд;
2. Поиск соответствия;
3. Восстановление последовательности;
4. Заполнение пропусков;
5. Выбор ответа.
Что хорошо, этот вид теста можно использовать даже с очень слабыми учащимися или при изучении нового материала, так как он содержит целую систему подсказок и соответствующую систему проверки знаний учащихся с коррекцией на пользование подсказками.
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Несмотря на все положительные моменты использования компьютерной технологии, в работе есть и свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем: в отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность, как учителя, так и учащихся, на составление презентаций уходит много времени, заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса - все это требует дополнительных временных затрат.
Таким образом, только при условии реализации основных условий работы в информационно-коммуникативной технологии – учебный процесс будет иметь определенный результат, а именно – повышается положительная мотивация обучения, формируются и развиваются ключевые компетентности. Так при активном внедрении учебно – методического оснащения формируется учебно-познавательная (предметная), кломмуникативная и информационная компетентности, при внедрении в образовательный процесс информационного оснащения развивается информационная, исследовательская, творческая и социальная компетентности. Наибольшие изменения наблюдаются в развитии информационной и коммуникативной компетенциях учащихся: умение вступать и вести диалог, высказывать свою точку зрения на проблему, находить в разных источниках необходимую информацию.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодняшний учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.

1.3 Информационная – коммуникативная технология как инструмент формирования коммуникативной составляющей образования.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: для обозначения темы в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.); как информационно-обучающее пособие; для контроля учащихся.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. И я уже могу с уверенностью сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание и использование мультимедийных презентаций.
Для создания презентаций применяю различные информационно-образовательные программы. Программа презентации может быть использована в различных формах педагогического воздействия на учащихся. Наиболее часто используемая - это презентация-лекция. Для создания эмоционального настроя на уроках использую мультимедийную презентацию,(Приложение) используя аудио-, видеофайлы (анимированные карты, отрывки художественных, документальных и мультипликационных фильмов) из образовательных дисков. По ходу изучения детьми материала у них остается ощущение причастности: «Я это видел!». Программа PowerPoint может быть использована и как презентация - дидактическое сопровождение к уроку. Данная презентация содержит в себе все формы передачи информации через текст, графики, иллюстрации и т.д.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Это еще один из приемов, который используется в информационно-коммуникативной технологии (Работа с историческими источниками). (Приложение 5) Раньше для этой цели я использовала письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее, т.к многие источники есть в электронном варианте. На уроках истории и обществознания я использую их с разной целью – например: При изучении «Русской правды» с целью более глубокого понимания учениками источника задаю обобщающий вопрос: «Как вы определили бы характер «Русской правды» - религиозный, морально - нравственный, административный, классовый?» или «при изучении «Поучения Владимира Мономаха своим детям» задание можно сформировать так;
Выясните в ходе изучения курса отечественной истории:
А) насколько жизнь и деятельность Мономаха соответствовали его «Поучениям»;
Б) вняли ли сыновья Мономаха «Поучениям» отца»?
В результате: документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников. Использование документального материала активизирует мышление, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности, помогают включаться в дискуссию, работать в группе.
Использование метода проектов – ещё один из ведущих методов в информационно-коммуникативной технологии. В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (Приложение 6) Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). Например, при изучении темы «Великие географические открытия» совместно с учащимися были разработаны следующая цель и задания:
Цель: определить те причины, которые побудили людей отправиться в далекие путешествия, как изменились представления средневекового человека об окружающем мире, попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения: европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного нам человека.
Направления работы над проектом:
- отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости. Работа может быть выполнена и в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно быть написано от первого лица;
- составление бортового вахтенного журнала;
- создание карты – маршрута путешествия;
- описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедшего личный дневник путешественника или бортовой журнал).
Постановка задачи выполнения работы от первого лица преследовало цель стимулирования творческих способностей учащихся, получения детьми возможности пропустить получаемые знания через свой внутренний мир, определение личностных смыслов в овладении новыми знаниями. К тому же каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их. Разработанные задания дети распределяли среди членов группы самостоятельно. В зависимости от поставленных целей состав групп может определяться либо учителем, либо они формируются по желанию ребят.
Каждая группа должна была создать проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Х. Колумб, Бартоломеу Диаш), или конкистадорах (Ф. Писарро, Э. Кортес), а затем представить её на суд своих одноклассников.
Либо мини-проекта: из опыта моей работы приведу несколько примеров применения метода мини-проектов.
В 5 классе при изучении истории Древнего мира учащимся предлагается после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующее задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички ( можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), и т.д. (Приложение 7)
Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.
После изучения темы “Счет лет в истории” ученики самостоятельно составляют сложные задачи на хронологию, включая их в определенный исторический контекст, иллюстрируя их с помощью собственных рисунков.
В 6 классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого комплекса умений. В качестве примера можно привести следующий мини-проект. После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают творческое задание на дом: придумать и написать свою “Историю рыцаря”, придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под древний манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями, можно добавить комментарий ученого историка, приложить какие-то реликвии или вещи, письма рыцаря, его дневник, портрет и т.д.
Использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.
Использование игровых ситуаций, игровых моментов также является одной из возможности применения Икт. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Естественно составление и представление происходит при помощи компьютера, а именно программы Microsoft Power Point. Чаще всего игра используется для закрепления знаний учащихся, на итоговых и повторительных уроках. Она способствуют проявлению активного познавательного интереса школьников, развивает умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого, способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. Мною были разработаны и проведены: в 5 классе - своя игра в рамках изучения истории Древнего Мира (раздел Древний Египет), в 8 классе – кто хочет стать знатоком Мировой Художественной культуры, для 10 класса - культура стран востока («Япония», «Китай» или «Индия»). (Приложение 8)
Эффективным приемом на стадии рефлексии является использование синквейна. Синквейн – (от французского cinq - «пять») стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.
1-я строка – существительное.
2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие – то интересные, характерные признаки явления, предмета.
3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению
4-я строка – ассоциации, связанные с темой
5-я строка – существительное, антоним теме. (Приложение 9)
Следующий прием, который я использую, это - прием “Кластеры” или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности. (Приложение 10)
Приведенные примеры показывают, что активное использование приемов и методов информацонно-коммуникативной технологии на уроках истории, обществознании и МХК формирует и развивает у учащихся такие компетенции как:
Фамилия Имя Традиционный урок Урок с исп. ИКТ
Коммуникат.
предметная
предметная
информационисследователтворческая
социальная
социальная Коммуникат.
предметная
предметная
информационисследователтворческая
социальная
социальная
Гашева Дарья 8 б + + + +/- - + + + + + + +
Петрова Настя 8б +/- + +/- +/- +/- + + + + + + +
Юдина Лиза 8б - +/- +/- - +/- +/- + +/- + +/- + +
Киверина Оля 8б - +/- - - - + + +/- + +/- +/- +
Назаренко Данил 8б - +/- +/- - - +/- +/- +/- +/- - +/- +/-
Шпорт Маша 8а +/- + + +/- + + + + + +/- + +
Клейн Даша 8а - +/- - +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/- +
Малык Настя 8а - +/- - - - +/- +/- +/- +/- - +/- +/-
Лапина Алена 8а + +/- +/- - +/- +/- + +/- + +/- +/- +
Холачев Иван 10а + + +/- +/- +/- + + + + + +/- +
Гайнулина Луиза 10а - +/- +/- +/- +/- - + +/- + +/- +/- +
Маслова Аня 10а - + + +/- +/- +/- + + + + + +
Ганжин Миша 10а + + +/- +/- +/- + + + + + + +
Таким образом, перечисленные методы и приемы позволяют за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации, высказывать и аргументировать свою точку зрения на проблему, а педагогу позволяют по-новому увидеть некоторых учеников, их индивидуальные особенности. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Все это возможно благодаря ИКТ. По результатам таблицы видно, что при использовании на уроках информационно-коммуникативной технологии, формируются и развиваются компетенции личности, особенно, такие, как коммуникативная, информационная, социальная.
1.4. Индивидуальные образовательные траектории.
Во внеклассной работе, я так же использую информационно-коммуникативную технологию. В 2008 году в нашей школе стартовала базовая площадка по инновационной деятельности. В результате во всех гимназических классах стала составляться индивидуально – образовательная траектория развития учащегося. (Приложение 11) И я как классный руководитель, являюсь активным участником этого проекта. В результате, на сегодняшний день накоплен огромный материал по развитию каждого ребенка за 4 года.
Каждая ИОТ состоит из 6 разделов:
Учебный процесс
Дополнительное образование
Научно-исследовательская деятельность
Творческая деятельность
Развитие личностных качеств
Валеологические параметры
При составлении ИОТ я, естественно работаю при помощи информационно-коммуникативной технологии. Например, при выявлении уровня обученности и уровня потребностей было выявлено следующее:
Уровень обученности математики:

Уровень потребности в математике:

Уровень обученности рус. языку:

Уровень потребности в рус. языке.:
Из приведенных диаграмм видно, что уровень потребностей значительно преобладает над уровнем обученности. Особенно эта ситуация прослеживается в математике – обученность падает, потребность - возрастает! Одна из причин такой ситуации - снижение мотивации. При этом о высшем образовании мечтают – 10 человек, т.е. 53 %!
Если мы обратимся к дополнительному образованию, то увидим следующую ситуацию:

Уровень занятости детей в дополнительном образовании снижается (8 класс- 48%, а уже в 10 классе только 26%), и это вполне объяснимо, т.к. основной вид деятельности старшеклассника – это учеба, с целью успешного окончания 11 класса и поступления в другие учебные заведения. Проанализировав участие детей во внеклассных мероприятиях (общешкольных, городских), то мы увидим, что процент участников не меняется, остается на прежнем уровне – это 84 % от общего количество человек в классе. Процент учащихся занимающихся научно- исследовательской деятельности тоже меняется, но в положительную сторону: в 9 классе – составило 26%, то в 10 классе - уже 42%, эти цифры говорят о том, что ребята уже нацелены на дальнейшую учебу в высших и средне - специальных учебных заведениях, где им пригодятся навыки исследовательской деятельности.
Таким образом, классный руководитель не только координирует деятельность учащихся и следит за успеваемостью, но и осуществляет аналитико-диагностическую функцию, позволяет наладить дружеские открытые отношения, а в этом мне как раз и помогает информационно - коммуникативная технология.

1.5 Мониторинг результатов обучения в урочной и внеурочной деятельности
О результатах в деятельности ИКТ можно судить по успехам моих учеников. Неоднократно мои ребята становились призерами школьной научно-практической конференции. Результаты 2009-2012 года:
Год Ф.И. учащегося Класс Тема Результат
2009-2010
Звонцева Елена 8 класс Изобразительное искусство военных лет участие
Позднякова Оксана 8класс Нетрадиционные виды искусства Японии: Икебана. II место
Ганжин Михаил 7 класс Российский герб XV-XVI вв. III место
2011-2012 Ганжин Михаил 9 класс От купечества к предпринимательству. II место

Можно сделать вывод: присутствует положительная динамика участия в НПК на школьном уровне. Анализ таблицы и диаграммы показывает, что количество призовых мест составляет 75%. Это еще раз подтверждает сформированность и владение учащимися основными компетенциями.
Еще одним из показателей результативности является участие ребят в ежегодном Дне Науки:
Учебный год Фамилия имя Класс Тема
2010-2011 Ганжин Михаил 8 А Барак Обама – нобелевский лауреат «Премии Мира»
2011-2012 Хохлачев Иван 9 А М.И. Кутузов- главнокомандующий русской армии.
Шумков Валерий 9 А Живопись и Отечественная война 1812 года .Это еще один из примеров, благодаря которым при использовании ИКТ происходит развитие компетентностей, таких как – учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, исследовательская, а также умения выступать на публике, вступать в диалог. Особо хотелось бы отметить Ганжина Михаила, с которым на протяжении 4 лет (с 7 класса) мы ведем активное сотрудничество. За это время под моим руководством было приготовлено три работы, две из которых – «Российский герб XV-XVI вв.», и «От купечества к предпринимательству» заняли призовые места. В этом году мы планируем издать буклет об архитектурных памятниках ГО Верхотурский с их многовековой историей.
Участие ребят в конкурсах, олимпиадах, также позволяет говорить об успехах использования информационно-коммуникативной технологии. Они помогают в формировании и развитии компетентностей, критического мышления, логики, проверяют знания по темам, а также умения применить их на практике.
Участие в олимпиадах:
Год Предмет Кол-во Класс Место
1 м 2м 3м
2010 Обществознание 7 чел-к 8 - 1 1
2011 История 9 чел-к 5 - 1 2
3 чел-ка7 участие
2 чел-ка9 участие
Обществознание 1 чел-к 7 - - 1

МХК 2 чел-ка7 - - 1
2012 Обществознание

3 чел-ка3 1 1 1
6 чел-к 8 1 1 -
История 3 чел-ка8,10 участие

Олимпиада по Обществознанию в период с 2010-2012 года:

Результат: На протяжении трех лет видна положительная динамика результатов участия в олимпиаде по обществознанию. Особенно хотелось бы выделить Хохлачева Ивана, который на протяжении трех лет упорного труда достиг хорошего результата: если в 8 классе он был награжден лишь за участие, в 9 классе за третье место, а в 10 классе – занял уже второе. Также хотелось бы отметить Маслову Анну – в результате упорного труда, консультаций, самостоятельной работе она успешно сдала экзамен по окончанию основной школы, а в 2012-2013 учебном году в проведении школьного тура предметной олимпиады в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» по обществознанию заняла 1 место набрав 80 баллов.
Участие в интеллектуальных конкурсах на уровне округа:
Название конкурса Год Класс Результат
Закон и подросток 2011 9 класс I место
Юбилейная игра, посвященная Отечественной войне 1812 2011 9 класс I место
Познай истину 2012 9 класс I место
Наблюдается положительная тенденция: на протяжении 2011-2012 года учащиеся занимают призовые места в окружных играх.
Учащиеся 9 классов успешно прошли итоговую аттестацию в традиционной форме за период 2008-2012 года.
Результаты государственной итоговой аттестации
за курс основной школы в традиционной форме.
История, обществознание, МХК
Учебный год Количество учащихся Оценки
5 4 3 2
2007-2008 22 (Общ.) 2 8 12 -
2010-2011 1 (МХК) - 1 - -
2011-2012 5 (Общ.) 2 3 - -
Обществознание и МХК

Это подтверждает ещё раз, что при активном использовании информационно-коммуникативной технологии происходит овладение ключевыми компетенциями личности и как результат - повышение качества образования. По результатам итоговой аттестации за 2010-2012, 2011-2012 года качество образования составило 100%.

Глава 2. Проектная часть
Этап Год Содержание деятельности
I организационный 2012-2013 Выбор темы для работы на следующий аттестационный период (Элективные курсы как средство повышения качества образования ?)
Знакомство с опытом коллег по данной теме
2014 Прохождение курсовой подготовки по данной теме
Разработка элективных курсов по истории и обществознанию, способных повысить качество образования по этим предметам
II Практический 2015 Разработка заданий разного уровня сложности и критерии их оценивания Внедрение их в образовательный процесс
Создание мониторинга учащихся по данной теме (индивидуальная мониторинговая карта)
Выступление на пед.совете школы с результатом работы
III Аналитический 2016 Создание методических рекомендаций
2017 Выступление с аналитическим отчетом, обобщение опыта работы за межаттестационный период по данной теме.
Заключение
В результате работы за межаттестационный период создала условия для реализации информационно-коммуникативной технологии: разработала рабочие программы по истории и обществознанию, уроки с презентациями по темам, элективные курсы; освоила такие приемы и методы, как – кластер, синквейн, проблемные ситуации, метод проектов, анализ исторических источников, которые позволили разнообразить учебный процесс, а также сформировать и развить ключевые компетентности личности. А именно, обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, развитие информационной культуры личности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Поэтому, та технология и методы, которые я реализую в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению, т.е воспитывать активную, мобильную, креативную, мыслящую личность. А значит – моя гипотеза подтвердилась.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
2.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
-мне интересно то, чему меня учат;
-мне интересен тот, кто меня учит;
-мне интересно как меня учат.
3. И самое главное, развивать в учащихся такие компетентности как предметная, информационная, коммуникативная, исследловательская.
Список использованной литературы
Гукова В.В., Кравченко Л.И., Михайлова Л.И. Технологии современного урока. Волгоград, издательство «Учитель», 2009
Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). Современный урок, 2007г.
Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. - Преподавание истории и в школе. 2002, № 8.
6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.: М., 2005
7. Черкасова И.Н.,. Кипа К.А. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении. -Преподавание истории и обществознания в школе, 2004 г., №3.
8. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. - Преподавание истории в школе. 2001, № 8.
9. Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».: М., 2010