Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.


Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти качества помогают развивать информационную компетентность учащихся. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Второй год я работаю по ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Считаю, что информационно – коммуникационные технологии в обучении помогают учителю сформировать внутреннюю позицию учащегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательному процессу, самооценку ребёнка, мотивацию учебной деятельности, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
Наша начальная школа работает по УМК «Перспектива». Учебники полностью соответствуют требованиям современной информационно-образовательной среды и дополнены электронными приложениями, которые предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках и для работы дома. На дисках содержится разнообразный теоретический и практический материал, упражнения для развития речи, фотографии, анимация, видеофрагменты, игры, тесты.
На уроках дети делают первые шаги по освоению компьютерной грамотности: знакомятся с клавиатурой на нетбуке, учатся набирать простые тексты, рисовать, сохранять информацию, создавать небольшие презентации. У нас в кабинете 13 нетбуков на 26 человек, поэтому дети чаще всего работают в паре. Работая таким образом, они учатся коммуникативным действиям: умению сотрудничать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, оказывать поддержку друг другу.
Особое место в кабинете занимает интерактивная доска – оборудование, которое позволяет педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Интерактивная доска способна полностью разрешить проблему наглядности на уроке и буквально приковывает внимание младших школьников, повышает их интерес к обучению. Она позволяет сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий, задействует все основные сенсорные системы человека. Особенно ценна интерактивная доска для учащихся с рассеянным вниманием, т.к. целиком увлекает их. Она дает возможность сделать процесс обучения интерактивным, что особенно ценно при обучении по ФГОС.
В комплект интерактивного оборудования входит документ-камера. С её помощью очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить. Большую экономию времени даёт проверка самостоятельных работ. Ученик выходит с тетрадью, помещает её в поле зрения объектива камеры, и все видят результат его работы. Идёт обсуждение, исправляются ошибки, предлагаются разные варианты решения. Документ – камера оказывает огромную помощь учителю. При подготовке к уроку на отдельном листе помещаются схемы, чертежи, рисунки, которые можно вывести на экран.
На смену письменным тестам пришла система контроля и мониторинга качества знаний. На любом уроке с помощью этой системы можно провести текущий или итоговый контроль знаний. Учитель проводит опрос с помощью теста, а учащиеся нажимают на пульте кнопку с правильным вариантом ответа. Полученные ответы немедленно отражают степень усвоения учебного материала. По окончании работы учитель видит полный отчёт о результатах тестирования, что даёт возможность проследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, а дети видят, в каких вопросах они допустили ошибки.
В ФГОС нового поколения указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а так же проведение экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования. Для реализации этой цели мы используем модульную систему экспериментов. Во время проведения лабораторных работ учащиеся овладевают первоначальными навыками исследовательской деятельности и получают опыт научного наблюдения. Лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять практические работы, вызывает наибольший интерес учащихся и наиболее эффективен с педагогической точки зрения.
Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Меняется и роль учителя. Теперь он не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения. Главной задачей педагога становится управление познавательной деятельностью учащегося. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого человеческого общения!